ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
В основной школе должны решаться вопросы формирования экологической культуры. Программа воспитания и социализации должна обеспечить осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ »
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Новикова Анастасия Александровна, учитель русского языка и литературы,
МАОУ «СОШ № 76», г. Пермь
Экологическое образование –одно из направлений реализации Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС.
В основной школе должны решаться вопросы формирования экологической культуры. Программа воспитания и социализации должна обеспечить осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Урочный вариативный компонент, представленный экологическими учебными модулями, практикумами, проектами, интегрированными уроками, элективными курсами, позволяет расширить опыт позиционирования школьников по отношению к социально и личностно значимым экологическим проблемам, реализовать культуро- центрированную модель экологического образования мировоззренческой направленности на основе регионального содержания, с учетом уникального этнокультурного опыта местных народов, истории, экономики, традиций территории.
Внеурочный компонент является обязательной составной частью экологического образования основной образовательной программы образовательного учреждения. Он представлен неклассно-урочной формой учебной деятельности обучающихся, реализующей системно- деятельностный подход преемственно с учебными задачами экологического образования урочного компонента. Системно- деятельностный подход во внеурочной деятельности опирается на приобретаемый обучаемыми в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой.
Экологическое образование, направленное на овладение обучающимися способами приобщения к социальному опыту экологической культуры и формирования личного опыта культуротворчества в интересах устойчивого развития общества и природы, служит основой для придания всем сферам сознания, видам деятельности и компетенциям личности, формируемым на разных учебных предметах, экологической направленности.
В основной школе ключевые задачи ЭО связаны с формированием основ экологической грамотности учащихся, становлением экосистемной познавательной модели, рефлексивно- оценочных умений – и на этой основе – экологического стиля мышления. В этом возрасте накапливается опыт совместных (с учителями и учащимися) исследований по проектированию экологически безопасной среды жизни; экологически ориентированного учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, потребителя, члена семьи, конструирования здоровьесберегающей коллективной и персональной образовательной среды.
Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно- коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, личностно- и социально значимого проектирования, учебного и социального позиционирования, профильной, трудовой и профессиональной ориентации, деятельностных проб трудовой направленности. Формируемые ценности: гражданская, этнокультурная и общероссийская идентичность; экологическая этика; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; эколого-культурные духовные и культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
Педагогическим средством решения ключевых задач ЭО является организация ситуаций – учебного, учебно-проектного и социально-проектного типов. В них целенаправленно создаются условия для учебного и социального позиционирования, апробирования позиции «взрослости», разных форм коммуникаций и взаимодействия, формирования жизненных установок, накопления опыта практических экологически ориентированных действий в окружающей среде. Учащиеся вовлекаются в интерактивные формы деятельности, экологический мониторинг, экологический практикум, экологический проект, ролевую игру, дискуссию, полемику, эколого- психологический тренинг, микроисследования.
Применение ситуационного подхода позволяет создать условия для усвоения культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями, обеспечивает актуализацию индивидуального жизненного опыта учащихся, что повышает личностную значимость обучения. Жизненные экологические ситуации узнаваемы детьми, затрагивают их непосредственные интересы и потребности. Они усиливают формирование мотива к их познанию, предполагают оценку, творческий поиск вариантов решения, включая ценностный выбор и личное участие в практической эколого-направленной деятельности. Непредсказуемость ситуаций, в которых выученные алгоритмы действия в готовом виде неприменимы, каждый раз ставит учащегося перед необходимостью их новой комбинации, модификации, разноцелевого использования.
Литература
1.Бочкарёв, Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся /Н.Ф.Бочкарёв. – Калуга, 1996.
2. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 1999.
3.Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков /Н.С.Дежникова. – М.,2001.
4. Кашина Е.В. Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность http://yaroslavl.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=160
5. Кононова О.А. Воспитание экологической культуры детей http://www.26209s030.edusite.ru/p8aa1.html
6. Муртазалиева Б. Экологическое воспитание: сущность, задачи, значение http://grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=14&PubID=2343