Просмотр содержимого документа
«Экскурсия как педагогический процесс»
ЭКСКУРСИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Крочак Галина Владимировна
Матющенко Татьяна Владимировна
Современный педагогический процесс характеризуется обновлением содержания системы образования и во многом зависит от междисциплинарного синтеза, интеграции достижений различных наук, что является основой совершенствования всей образовательной структуры. Современное школьное образования включает значительный объем знаний различной направленности, формирование которых может осуществляется в процессе проведения экскурсий. Анализ практической работы российского педагогического сообщества позволяет констатировать эффективность наглядного изучения отдельных тем из школьного курса в среде обучаемых.
Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, таким образом, она является специфической частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его коннотация событий, оказывают воспитывающее воздействие на школьную аудиторию. Таким образом, экскурсия в упрощенной форме берет на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения, менталитета, патриотической идейности. Причина успешного применения экскурсионного метода обучения кроется в паритете зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием и передвижением по заданному, оптимально подобранному, маршруту, с целью осмотра экскурсионных объектов с разных сторон, под различным углом зрения, с разного расстояния. Как известно, особенность восприятия человеком окружающего пространства заключается в субъективном отражении объективной реальности, поэтому сопричастность школьников к изучаемому событию или явлению решает важные педагогические задачи по формированию всесторонне развитой личности. Кроме того, в группе объединенной общим познавательным интересом, создается уникальная психологическая атмосфера, связанная с совместно переживаемыми эмоциями и возможностью обмена мнениями об увиденном, услышанном, прочувствованном.
Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций: расширение культурно-технического кругозора, овладение соответствующим понятийным аппаратом, формирование интересов личности на основе информационного обогащения.