kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эмоциональная культура педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональная культура понимается как  целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эмоциональная культура педагога »




Эмоциональная культура педагога Выступление на МО педагогов начальной школы

























Содержание

Эмоциональная культура ________________________________________3

Эмоциональная культура педагога_________________________________6

Список используемой литературы_________________________________7



























Эмоциональная культура


Одним из первых дал определение эмоциональной культуры П.М. Якобсон. По его мнению, эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени.

Эмоциональная культура понимается как  целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленное системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим.

Таким образом, эмоциональная культура – область деятельности, регулируемая  общепринятыми нормами выражения эмоций, которая оказывает влияние на развитие личности.

Высокий уровень эмоциональной культуры обеспечивается целостным формированием следующих компонентов: социокультурный, поведенческий, собственно эмоциональный, мотивационный, этико-нравственный, которые находят выражение в следующих структурных элементах:

-   опора на собственные нравственные принципы при выборе эмоций;

-  соответствие эмоций требованиям, предъявляемым по отношению к себе;

-  соответствие эмоционального реагирования возрастным особенностям;

-  адекватность эмоциональной реакции социокультурным нормам;

-  осознанность эмоционального реагирования.

 Эмоциональная культура включает эмоциональную компетентность и эмоциональную грамотность. При этом под эмоциональной грамотностью понимается  целенаправленное повышение эмоциональной компетентности, а под  эмоциональной компетентностью владение методикой, личностную и интеллектуальную готовность, возможность справиться с данной профессиональной задачей, что включает все стороны деятельности: и познавательную, и операционально-технологическую, и мотивационную.

 Эмоциональная культура  тесно связано с понятием «эмоциональный интеллект», которое впервые стали употреблять Питер Сэловей и Джон Мейер в 1990 году.

 Эмоциональный интеллект в научных психологических концепциях определяется как совокупность интеллектуальных способностей к пониманию эмоциональных состояний и управлению ими. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

 Если обобщить имеющиеся точки зрения исследователей, то составляющие эмоционального интеллекта следующие:

- способность понимать отношения личности, воспроизводимые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа;

- сложившееся у человека устойчивые способы эмоциональной регуляции деятельности, проявляющиеся как в общении, так и в познавательной деятельности и влияющие на успешность его приспособления к среде, или способы творческого её изменения;

- способность распознавать собственные эмоции, владеть ими, распознавать эмоции других людей, выражать свои эмоции в общении с другими людьми и мотивировать себя;

- совокупность программ- «регуляторов» и «мотиваторов» деятельности и общения, отвечающих за понимание себя и других людей, саморегуляцию и социальное поведение личности.

  Взаимосвязь эмоциональной культуры и эмоционального интеллекта может быть наиболее полно реализована в эмоциональной среде.

  Под эмоциональной средой мы понимаем организацию  ситуаций,   способствующих максимальному проявлению определенного качества, свойства личности, адекватной реакции на происходящее, основанной на самопознании и самоконтроле. Находясь в эмоциональной среде, личность реализует себя, проявляя те или иные эмоции, воздействует на другого (или других) участника этих отношений, тем самым либо создавая среду, либо преобразовывая ее.

  Эмоция может быть подавлена, если человек внешне остается спокойным.  Проблема заключается в том, любая эмоция даже в случае торможения ее произвольных компонентов обязательно распространится на деятельность внутренних органов, не поддающихся произвольному контролю. Предотвратить последствия негативных эмоциональных состояний помогает положительная эмоция. В этих условиях большое значение приобретает умение управлять эмоциями, которое заключается не в умении подавлять определенные (внешние) компоненты эмоций или в разрядке уже возникшей эмоции (в частности, физической нагрузкой). Умение управлять эмоциями заключается в том, чтобы эта эмоция в определенной обстановке не возникла вообще.

  Анализ психологической литературы подтверждает существование двух основных способов управления эмоциями: контроль интенсивности эмоций и управление их экстенсивной составляющей – эмоциогенными ситуациями.

  Процесс воспитания эмоциональной культуры рассматривается как динамический процесс, который предполагает  реализацию системы педагогических средств. В качестве основных предлагаются следующие:  эмоциональная рефлексия и эмоциональное стимулирование. Эмоциональная рефлексия понимается   как  способность к самонаблюдению,  самоанализу процесса возникновения эмоций и способа эмоционального реагирования. Это особый принцип мышления, направленный на осознание восприятия собственных проявлений эмоций, которые  при  этом выступают как средство самовыражения и самореализации. Эмоциональный стимул – стимул, который в наибольшей мере воздействует на эмоциональную сферу человека, вызывая у него ответные чувства: эмоциональный отклик, сопереживание и, как наивысший результат, формирование общественно ценного и личностно значимого набора поведения. Высшим проявлением эмоциональной культуры является эмоциональная зрелость, которая предполагает  наличие чувства ответственности за свои переживания перед собой, а тем самым и перед людьми.

































Эмоциональная культура педагога


Профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантируют успеха в осущест­влении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личнос­ти педагога.

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности, требует затрат огромных душевных сил. Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Говоря о любой культуре, нужно иметь ввиду, что она означает степень совершенства чего-либо, в данном случае, совершенства эмоционального развития человека[3].

Специфика педагогической деятельности такова, что педагогу необходимо развиваться не только как специалисту в области своего предмета, но и как личность. А развитие личности не представляется возможным без самопознания, с которым тесно связаны эмоциональные переживания: чем более познание связано с сердцевиной «Я», тем в большей мере в нем задействованы эмоции [1].

Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком.

Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по группе, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции наблюдаются не только у молодых педагогов, но и учителей со стажем. Многие педагоги отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается (головные боли, расстройства пищеварения, заболевания сердечно-сосудистой системы и т. д.), а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому "эмоционального выгорания» [6].

Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений[2].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду и к учащимся.

Редукция профессиональных достижений — это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.

Для снятия эмоционального напряжения и профилактики «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагога важное значение имеет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога [7].

Очень важно отметить, что эмоциональное отношение педагога к детям во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие детей в процессе обучения и воспитания.

Взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение педагога. Так, у педагога эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к детям, то сентиментален и необоснованно поощряет детей, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу[5].

Положительное, комфортное общение педагога с детьми возможно при грамотном умении воспитателя или учителя выражать перед учащимися свои чувства, раскрыть свой внутренний мир.

Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость — это способность педагога правильно понимать, искренне принимать переживания детей, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.

Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего[4].

Таким образом, эмоциональная культура педагога является динамическим образованием личности, характеризующее эмоциональную направленность стиля профессионального поведения и проявляющееся во владении механизмами управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом детей, в стремлении к совершенствованию своего эмоционального опыта.

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога

Список используемой литературы


1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. – 469С.

2. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978. Интернет.

3. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М., издательство Флинта", 2001 г.

4. Пасечник Л. Эмоциональная культура педагога – залог его здоровья// Здоровье дошкольника. – 2008. - № 4. – С. 61-64.

5. Психология профессионального здоровья/под ред. Г. С. Никифорова. – Саб: Речь, 2006. – 480с.

6. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., 5.

7. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002.

8. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя//Вопросы психологии. 1994. №6. с. 54-67




9





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Эмоциональная культура педагога

Автор: Егиазарян А.В., Никонорова Л.А., Кандакова Н.В.

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Профессиональная культура педагога "
    ["seo_title"] => string(39) "profiessional-naia-kul-tura-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137551"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417367172"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Педагогическая культура педагога дополнительного образования культурологического направления  (в обучении английскому языку) "
    ["seo_title"] => string(143) "piedaghoghichieskaia-kul-tura-piedaghogha-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-kul-turologhichieskogho-napravlieniia-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "236977"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444210143"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая культура педагога как фактор эффективности качества результата образования "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-kul-tura-piedaghogha-kak-faktor-effiektivnosti-kachiestva-riezul-tata-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "150404"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420474523"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Консультация для педагогов "Психологическая помощь педагогам при эмоциональном выгорании""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_psikhologicheskaia_pomoshch_pedagogam_pri_emotsio_1"
    ["file_id"] => string(6) "662123"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1734516530"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Повышение профессиональной компетентности педагогов"
    ["seo_title"] => string(60) "povyshieniie_profiessional_noi_kompietientnosti_piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "400480"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489567931"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства