kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭОР "Как успешно выступить"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит методические рекомендации о правилах успешного выступления 

О

Л

О

К

О

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭОР "Как успешно выступить"»

Методические рекомендации

«Как хорошо выступить? Советы профессионалов»

Учитель – Перепелица Г.А.

Расслабьтесь 

Перед выходом на сцену, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

- тихонько погудите, чтобы успокоить голос;

- хорошенько посмейтесь;

- потянитесь всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле;

- перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления;

- представьте себя и свою прекрасную игру, но уже с точки зрения зрителя.


Репетируйте как можно больше Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами! Помните о последовательности реплик. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.


Репетируйте перед зеркалом

Это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться в вас буквально все, пока не скажете: “Ох, вот это я круто в этот раз выступил”. Это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене. Если вам не нравится то, что вы видите, то и само выступление не будет фееричным. Так что репетируйте до тех пор, пока не будете довольны. А когда поднимитесь на сцену, то просто вспомните о самой удачной репетиции и скажите самому себе: “А сейчас я сделаю все еще лучше”.


Войдите в роль

Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы вам сказали: “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.


Учитесь импровизировать.

Импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем не идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

Не надо теряться на сцене, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария вашего не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.

Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии.

Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку. Если ошибка слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Умение импровизировать - признак настоящего актера.


Двигайтесь.  

Доведи процедуру освобождения тела от скаованности до рефлекторного, подсознательного, постоянного процесса, вроде дыхания, о котором не думаешь. Зажатое брюхо к искусству глухо!" 

Не надо стоять столбом, движение помогает справиться с напряжением, да и зрительский интерес подогревает. Двигаться стоит тогда, когда ваш герой должен двигаться, но это не значит, что в остальное время нужно чувствовать себя скованным. Суетливые движения лишь ухудшат ситуацию, обострят напряжение и дадут понять зрителям, что вы чувствуете себя не в своей тарелке. Хороший актер не суетится! 


Отключите мозг.

Вышли на сцену? Сосредоточьтесь на своих словах, жестах, движениях, мимике. Не надо лихорадочно размышлять, как поставить ногу или как поднять бровь. Вам нужно начать наслаждаться игрой, ловить момент и не беспокоиться о постороннем. Сумеете сделать так - и расположение зрителей у вас в кармане.

Никому не говорите, что волнуетесь. 

Если вы своей игрой дадите понять зрителю, что волнуетесь, они вас, конечно, пожалеют, но уже однозначно не будут смотреть на вас так внимательно, как могли бы... Пусть все думают, что вы увереннее Терминатора. Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы самый спокойный человек на планете. Выше нос, притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.


Не спешите. 

Очень часто люди выказывают свой страх и волнение, сами того не осознавая - когда начинают говорить быстро. И действительно, если вы волнуетесь и хотите поскорее закончить с выступлением, то говорить быстро - ваш выбор. Проблема только в том, что так сложнее выражать свои мысли и труднее достучаться до зрителей. Иными словами, не торопитесь, делайте паузы и давайте зрителям время обдумать ваши слова. К тому же, если говорить медленно, то сложнее перепутать слова или сбиться с речи. Действенная пауза держит внимание зала лучше, чем иной монолог. 


 

Не поленись подготовить реквизит, проверь костюм

До спектакля, а не во время его. Большинство актерских баек о страшных случаях начинаются с того, что "выхожу я на сцену, а портфель (шпагу, письмо, авоську, бутылку и т. д. ) ЗАБЫЛ!" Не надейся на учителя, на партнера, все проверь сам и не раз!


  Никогда не трогай чужой реквизит, костюм, приготовленный для репетиции или спектакля. Я поставил трость в нужном месте за кулисами, выскакиваю на секунду со сцены - а какой-то чудак взял ее на минутку поиграть! Да я его разорву на части и буду прав! Это мое, моим потом пропитано, моими нервами обыграно, слезами полито. Береги свой реквизит и костюм! 


Не кидайся на сцену, как в открывшиеся двери метро.

Сосредоточься, подумай, "зачем я туда иду, чего мне там хочется?" Короче, помолчи секунду-другую и иди не из кулис, а из жизни, уже действуя! Выноси на сцену ритм, дыхание, задачу и действуй! И с уходом за кулисы жизнь не заканчивается, ты идёшь бороться, радоваться, встречаться – идёшь продолжать действовать! Классический анекдот: режиссер спрашивает актера "С чем ты выходишь на сцену?", а тот отвечает: "С авоськой." Так не с авоськой, а с задачей, с верой в обстоятельства, в дело, к партнеру! И уходишь тоже к партнеру, другому, с другой задачей. Внешне нарушение этого правила проявляется в том, что актер выходит на сцену, глядя в пол, и уходит, глядя под ноги, чтобы не столкнуться в дверях кулис. Но для зрителей-то там не кулисы, а ЖИЗНЬ! Так что иди жить, а значит - смотри в глаза партнера.


 Выступление должно быть интересным. 

Всегда есть способы подать свои слова как-то интереснее, бодрее, увлекательнее.


Иди на сцену за удовольствием! Если для тебя каждый вызов на площадку сродни вызову к доске в школе, если главная мысль - скорее бы кончилась репетиция - родной мой, беги ты отсюда, здесь тебе не место! На сцене должно быть интересно и радостно. 
Репетиция - это исправление предыдущих ошибок. Не работай магнитофоном, не повторяй то же, что было на прошлой репетиции. Пробуй новое, исправляй то, что не вышло вчера, совершенствуйся!


Репетируй, как в последний раз, "не береги себя".

Здесь так же, как в спорте: если на тренировке не прыгаешь на метр-двадцать, то и на соревнованиях чуда не будет. Поверь, что это не просто красивое пожелание, за этими словами опыт многих и многих поколений актеров.  Репетиция - не примерка в ателье: тут когда-то будет карман, тут воротничок попозже пришьем, а рукава будут через неделю. Сегодня есть цель - и добивайся ее на пределе, до конца. Да, текст держит, да, мизансцены никакие, да, костюмов и реквизита еще нет, все это мешает. Но подлинность и азартная увлеченность целью - смысл репетиции. Иначе все вхолостую! И не жди премьеры - чего не было на репетиции, того не будет и там. Из ничего и выйдет ничего.


Что изменилось?

  Если в сцене, в эпизоде что-то происходит, а это обязательно, ты должен уходить со сцены не таким, как пришел сюда. Ты меняешься здесь, на глазах зрителей и партнеров - обрадован или разозлен, заинтригован или успокоен. Поэтому всегда вопрос себе: а что меняется во мне, каким я пришел и каким уйду? 

За время репетиции тебе необходимо стать богаче в эмоциях, в приспособлениях, в импровизации, во внимании, во внутренней речи - словом, во всем, что ты пробуешь. Если ты остался на прежнем уровне - грош цена потерянному времени. Задай себе вопрос: в чём я сегодня вырос?


Учись разговаривать душой, глазами, словом.


Увлекись игрой и забудь второстепенное.

  На сцене все мешает: стулья вместо мебели, яркий свет, картонные яблоки, зрители, страх, влюбленность в партнёра или партнёршу и так далее. Справиться со всеми помехами можно только подлинно заразившись игрой, зациклившись на действии, вцепившись в цель, которой добиваешься. Тогда все прочие проблемы уйдут на второй план, перестанут отвлекать от главного. 


Веришь ты – верят тебе.

Актер должен верить в обстоятельства. Индейское племя – ты индеец…


Скрывай изнанку, ошибку.

  Мало ли что произойдет - забыли текст, спутали сцены, не вовремя вышел герой и так далее. Ни в коем случае не ойкай, не показывай зрителю, что ошиблись — "у нас все так и задумано, все идет, как должно". Зритель примет всё, что бы ни происходило, любой бред, если ты будешь вести себя, как ни в чем ни бывало. Надел на изнанку костюм, застеснялся этого, все захихикают. Будешь невозмутимым, все решат, что носить платье шиворот-навыворот - это новая мода.

Если что-то не пошло, сбился, растерялся - первый вопрос: а чего я здесь хочу? Чего я от партнера ДОБИВАЮСЬ?


  После сбоя, ошибки всегда повышай энергию!

  Примерно такая аналогия: бросил камень - недолет; следующий надо бросать сильнее! Сбился или остановили - собрал внимание, вспомнил, чего хочешь и с дополнительной силой добиваешься! 



Цени партнера и партнерство! 

Все через партнера, через него, родного. Он и паузу подержит, заполнит, пока ты соберешься с мыслями, и пойдет дальше по тексту и по делу, да и слова порой подскажет.

Все, что ты сможешь сделать на сцене, ты сделаешь только через него или не сделаешь вообще. Так что выше всего ценятся у профессионалов партнерские отношения. Хорошего партнера берегут, прощают ему (если есть что), стараются попасть в "его" состав.


На полу ничего не написано!

 Когда неуверен, когда не знаю, что делать, когда не привык общаться с партнером, а с залом страшно, куда смотреть? Правильно, в пол! Вот и ходят эти актеры по сцене, считая гвозди, имитируя глубокие раздумья. А ведь зеркало души - г л а з а! Так оторвись от пола, возьми глаза партнера - и вместе мы эту телегу обязательно потянем! И зал все прочтет по нашим взглядам, которые мы не будем прятать в пол. 


Лицо на зрителя

Хотя есть у актеров и актрис потрясающе выразительные спины и прочие точки сзади, но лицо, глаза все-таки симпатичнее и умнее. Выработай в себе привычку: удобно или нет, коротко или длинно, но все повороты, развороты, смены ракурсов, перемещения делать так, чтобы зритель видел тебя больше спереди.


На сцене не отдыхают!  Когда актер стоит на сцене на расслабленных ногах, отставив кокетливо свою ножку, совершить мощный, решительный поступок ему нечем, воли не хватит. Ноги - проводник энергии, "орган воли", поступка. И поэтому всегда, как хищник в лесу, будь готов к броску, к поступку.
Не лепись к партнеру!

  Сцена огромна, места даже на площадке навалом, но пугливый актёр обязательно лепится в кучку, поближе к партнеру. И сразу нет выразительной мизансцены, нет полета слова, нет большого поступка - все превращается в какие-то микропоступочки, игру в бирюльки. Старайся заполнить площадку целиком, взять большое пространство. Это, кстати, и твою энергию укрупняет, делает тебя выразительнее. 


Прямая линия - самая скучная.

  Зрителя интересует, захватывает борьба, преодоление препятствий. Именно в преодолении проявляется энергия персонажа. И хороший актер сам старается найти себе препятствия: и внутренние - обостряя обстоятельства, и даже внешние - подойти к партнеру не по прямой, а отодвинув стул, отшвырнув шляпу по дороге, открыть "трудно" открывающуюся дверь и так далее. И само перемещение по сцене чем сложнее, чем "непрямолинейнее", тем выразительнее. В жизни мы бежим от трудностей, хотим все сделать быстро, пройти прямо. На сцене же - все наоборот. Таковы особенности выразительности в актёрском деле. 


Жест дальней рукой.

  Когда ты стоишь в профиль и надо на что-то указать, сделай это дальней от зрителя рукой. Тогда ты не перекрываешь себя, зритель не теряет твои глаза. Это не всегда удобно, но если выработать такой рефлекс (как и поворот через зрителя), то ты всегда будешь выразителен и открыт. 


Открывай партнеров.

  Ты впереди, они сзади - чувствуй их за собой, выбери место, где и ты открыт, и партнеров видно. Этот навык надо тоже вырабатывать до автоматизма, чтобы при переходе по сцене видны были все. 


Улыбаясь, поезд не догонишь.

  Улыбка - сильное оружие на сцене, она нужна в особых ситуациях, как отдельный поступок специального назначения. Если же актер, а чаще актриса, без конца бродит по сцене со ртом до ушей, то очень быстро мы начинаем сомневаться в умственных способностях персонажа. Перефразируя великую актрису, запомни: "Улыбка - страшная сила!" И не стреляй из пушки по воробьям, БЕРЕГИ УЛЫБКУ! 


Мысль опережает слово.

  Суть ясна - сначала подумай, найди слово, а потом уж работай языком. Одна из самых частых ошибок на сцене - когда заученное слово опережает мысль. 


Слышно, когда действуешь.

  Когда режиссер кричит "громче!", это значит, как правило, что ты просто-напросто потерял цель

игры, не пробиваешься к партнеру, не действуешь. Если ты увлечен по-настоящему целью, подлинно хочешь чего-то от партнера, азартен и внимателен - тебя всегда услышат! 


Будь тише воды, ниже травы.

Если уж ты сидишь на репетиции и ждешь своей очереди, воистину будь тише воды, ниже травы.



Помните, зрители вас не съедят и даже не покусают! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие от игры в спектакле.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЭОР "Как успешно выступить"

Автор: Перепелица Галина Александровна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(134) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "300592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761029"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья «Применение ИКТ   как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-primienieniie-ikt-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761530"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Коррекционно-развивающая программа  для 1-ых классов Учимся понимать друг другаИспользование ЭОР в деятельности педагога психолога (из опыта работы). "
    ["seo_title"] => string(167) "korriektsionno-razvivaiushchaia-proghramma-dlia-1-ykh-klassov-uchimsia-ponimat-drugh-drughaispol-zovaniie-eor-v-dieiatiel-nosti-piedaghogha-psikhologha-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "238788"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444654400"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План-конспект урока "Глагол to be в Past Simple/ (урок №2). Раздел 6. (Погода)". "
    ["seo_title"] => string(73) "plan-konspiekt-uroka-glaghol-to-be-v-past-simple-urok-2-razdiel-6-poghoda"
    ["file_id"] => string(6) "217499"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433364335"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства