Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я выбираю профессию учителя"»
Эссе
«Ученик- это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь!» (Плутарх)
«Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека»
/М.И.Калинин/
И мне приятно и радостно, что я выбрала именно эту прекрасную профессию, ибо она благородна. Ощущаешь свою значимость и предназначение, чувствуешь ответственность перед людьми, обществом, страной.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» /Василий Осипович Ключевский/
С ранних лет я выбрала себе профессию. Любимой игрой была игра в школу: собирала во дворе ребятишек, давала им задания, ставила оценки. Идеалом Учителя с большой буквы стала для меня первая любимая учительница Домбровская Ольга Андриановна. Будучи сама ещё ребёнком, я испытывала огромную любовь к детям: не могла пройти мимо ни одного плачущего или обиженного малыша, провожала домой заблудившихся, вытирала слёзы, мазала зелёнкой царапины и раны.
«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он-совершенный учитель» /Л.Толстой/
Вот уже 10 выпусков за спиной, а я помню своих активных и робких, способных и трудолюбивых, весёлых, шустрых и спокойных ребятишек, которым сейчас уже за 40 лет, и которые сами уже стали не только родителями, но кое- кто и бабушками-дедушками. Быстро пролетели годы, а всё было, как будто вчера: первый раз в свой самый первый класс, первые уроки, сборы, праздники, собрания… Помню и люблю, и понимаю, что не ошиблась в своём выборе!
«Воспитателем и учителем надо родиться, им руководит прирождённый такт»
/А.Дистервег/
Мои родители были простыми рабочими- связистами, не было родственников – педагогов, откуда же во мне была такая тяга к педагогике, к детям? Я думаю, это ниспослано мне свыше, и я должна оправдать этот дар.
«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» /Али Апшерон/
По семейным обстоятельствам мне не пришлось заканчивать 10 классов, по окончании восьмилетки я поступила в Якутское педагогическое училище, закончила его и получила путёвку в Ленинградский институт имени Герцена. Но судьба опять распорядилась мною. Мне пришлось поехать по распределению, и выбрала я край северного сияния. Через год заочно поступила в МГПИ. Время не стоит на месте, меняются технологии, и чтобы успевать за веяниями времени, педагог обязан учиться. За время своей профессиональной деятельности прошла много курсов, семинаров, училась у коллег, сейчас много можно получить через Интернет. Нельзя стоять на месте, надо всё время идти вперёд! Почувствовала, что могу не только сама что-то создавать, но и предлагать своим коллегам разработки, методики, программы. Моим опытом пользуются учителя района, математики средней школы, работы напечатаны в СМИ РФ: журналах «Классный руководитель», «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Педсовет», «Сценарии и репертуар».
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» /Иммануил Кант/
Много программ попробовала я за время работы в школе. Но особенно понравилась система Л.В.Занкова. Она предполагает обучение, воспитание и развитие ученика через его мысли, чувства и душу. Это остаётся в багаже учащихся навсегда. Потому что только то, что прошло через сердце, навсегда останется там. Работая и по другим программам, я продолжаю использовать его методику. Она позволяет не задерживать развитие одарённого, и в тот же время, помогает не отстать тому, кто усваивает слабо или медленно. То есть, каждый идёт в развитии и обучении своим темпом.
«Учить не мыслям, а мыслить» /Иммануил Кант/
Занятия по программе «Одарённые дети» мои ученики очень любят. С удовольствием решаем логические, математические, лингвистические задачи на занятиях по курсу «Логика», «Занимательная грамматика». Одарённые дети легко начинают разбираться сами, и результаты участия в Международных олимпиадах тому подтверждение. Остальные же просто тянутся за первыми, слушая объяснения. И какую радость приносит каждая решённая самостоятельно логическая задача!
«Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими
/Ральф Эмерсон/
Все люди, в том числе и дети, очень разные. И подход к каждому надо подбирать разный. Порой просто ласковое слово, ободряющий взгляд поможет больше, чем многочисленные дополнительные занятия. Бывает, что и задания подбирать приходится дифференцированно. Успех окрыляет! Потому стараюсь работать так, чтобы создавать условия успеха, особенно у неуверенных в себе детей.
«Без примера ничему не выучишься» /Я.А.Коменский/
Старалась перенять опыт других педагогов, применить его на контингенте своего класса. Что подходит - беру в свой арсенал, или изменяю, пробую другие варианты. И дети тоже применяют свой опыт, других, учителя. Так приходит уверенность в правильности или, наоборот, неправильности решения.
«Уча других, мы учимся сами» /Сенека/
«Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других» /Роза Люксембург/
Когда находишь что-то новое, легче разбираться с коллективом: учеников ли, коллег. Одна голова – хорошо, а две-лучше. А когда сразу несколько мнений, верное находится быстрее. И когда учишь кого-то, то приходит уверенность и прочные знания.
«Учить детей-дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей» /М.Горький/
Всё знать – невозможно. Нет такого человека, который бы всё знал. Я учу детей, и сама учусь у них. Дети – открытые, непосредственные личности. Они учат нас, взрослых, очень многому. Я учусь у детей быть такой же непосредственной, щедрой, открытой, доброй и справедливой. А ещё им импонирует то, что некоторые вещи не знает учитель, и что они его тоже учат. Это подталкивает учеников к самостоятельному изучению материала, появляется желание поделиться с одноклассниками, что является хорошим методом усвоения нового материала и углубления знаний.
«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием» /А.А.Сухомлинский/
Я считаю, что обучение и воспитание неразрывно связаны в нашей жизни, особенно в младшем возрасте. Причём, особую роль в воспитании играет пример взрослых: родителей, воспитателей, учителей. Можно много ребёнку говорить, чего нельзя, но делать это самому. И этот пример как раз и приведёт к обратному действию.
«Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти» /Т.Шаш/
В младшем возрасте дети такие доверчивые, что просто преступление злоупотреблять их доверием и уважением. Только при взаимных доброжелательных отношениях можно добиться большого результата как в обучении, так и в воспитании.
«Секрет успешного воспитания лежит в уважении ученика» / Р.Эмерсон/
Если учитель уважает ученика, он учит его уважать других. Если учитель доверяет ученику, он учит его доверять другим. Если учитель… Список можно продолжать бесконечно. Учитель- потому и учитель, что он – учит- знаниям, любви, доброте, верности, честности и справедливости.
«Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет»
/Тадеуш Котарбиньский/
Вождению кукол училась вместе с детьми: сначала своими родными, потом – с учениками. Придумывали сказки, показывали, сами придумывали упражнения. Вместе всё удавалось легче и быстрей, хотя техника вождения кукол достаточно тяжела, не каждый выдерживает! Попробуйте в течение 15-20 минут держать руку вверх, не опуская…Вот увидите, как это тяжело! Потому в театре остаются самые упорные и самые трудолюбивые. Вот так я с ними и училась.
«Учитель не тот, кто учит, а тот у кого учатся» /Томас Фуллер/
Каждый урок – это восхождение на вершину. Трудное, порой нелёгкое. Но тем приятнее оказаться на вершине горы, преодолев все препятствия. Много лет вхожу я в класс, чтобы помочь взобраться вместе со мной на эту вершину моим ученикам, моим друзьям, единомышленникам…
«Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика» /Ш.Бронте/
Мои ученики достигли в жизни хороших результатов, и я радуюсь за них. Но есть и такие, кому судьба уготовила тяжёлые испытания, и я волнуюсь за них и хочу вселить в них, пусть на расстоянии, свою веру и любовь. И надеюсь, что в жизни им встретятся добрые люди.
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»
/Д.И.Менделеев/
А особую радость я испытываю, когда мои ученики выбирают ту же профессию, что и почти 40 лет назад выбрала я.
«Плох тот ученик, который не превосходит учителя» /Леонардо да Винчи/
Мои ученики стали учителями, переводчиками, они работают в начальных и старших классах в школах, в колледжах и институтах, в Якутии, России и за рубежом. Интернет помог мне найти сведения о некоторых из них. Наталья Пастушенко (педколледж, Иркутск), Ирина Щербакова (спецшкола, ), Ирина Малахова (переводчик, Москва), Люба Татаева (школа, Якутск), Венера Ковалёва (Екатеринбург), Лиля Лапинская (преподаватель Университета, Франция)
«Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в неё жизнь-хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в неё чувство правды-ещё лучше»
/В.Гюго/
Нам, педагогам, доверена очень важная миссия- воспитание Гражданина. В наших руках – будущее нашей Родины, государства. На наших плечах лежит огромная ответственность, какими будут они, будущие граждане нашего государства. И не свернуть с этой дороги, не покривить душой, не очерстветь сердцем никак нельзя, иначе ты – не учитель.
«Если вы владеете знаниями, дайте другим зажечь от него свои светильники»