Просмотр содержимого документа
««Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на занятиях внеурочной деятельности».»
Обобщение опыта работы по теме «Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на занятиях внеурочной деятельности».
МБОУ ОШ №4 г. Охи
тьютор
Самохина Н.В.
Обобщение опыта работы по теме «Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на занятиях внеурочной деятельности».
Актуальность
Введение федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику работы начальной школы, позволяет педагогам формировать базовые учебные действия не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей младшего школьного возраста. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний – часть формирования эстетической культуры личности. Без творческой деятельности невозможно представить полноценное сенсорное развитие взрослеющей личности. В результате овладения необходимыми, соответствующими возрасту навыками, происходит автоматизация умения дифференцировать цвет, форму, величину, что в свою очередь, является гармоничным дополнением в комплексной работе с младшим школьным возрастом.
Считаю, что использование на занятиях внеурочной деятельности разнообразных видов и техник декоративно-прикладного искусства: бумагопластики, бисероплетения и плетения на рамке, в основе которых лежит действие с предметами, способствует развитию и становлению учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации обучающихся в продуктах творчества – аппликациях, вышивках, поделках из бисера и т. п. Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми.
Работа основывается на применении различных техник, которые служат:
средством развития у ребенка познавательных и творческих способностей;
средством привлечения и концентрации внимания,
Целью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является формирование базовых учебных действий, необходимых для самореализации и жизни в обществе. Использование разнообразных видов и техник декоративно-прикладного искусства, в частности бисероплетения, плетения на рамке, бумагопластики, способствует развитию и становлению учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной, практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В настоящее время использование разнообразных видов и техник декоративно-прикладного творчества приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с обучающимися, имеющими нарушения развития. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации обучающихся в продуктах творчества – аппликациях, вышивках, поделках из бисера и т. п. Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми.
Художественная деятельность играет особую роль, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих способностей. В процессе занятий творчеством формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, коммуникация. Кроме того, занятие творчеством - это источник позитивных переживаний, и в роли инструмента коррекции подходит как для агрессивных и гиперактивных, так и для чересчур замкнутых, тревожных детей.
Формирование базовых учебных действий у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на занятиях внеурочной деятельности осуществляется с помощью определенных видов декоративно-прикладного творчества, таких как: бумагопластика (это очень объемный вид, включающий в себя разные техники: декупаж, аппликация, бумажное конструирование, оригами, квиллинг, папье – маше); вышивание; бисероплетение; плетение на раме, ткачество.
Освоение этими необычайно интересными техниками, один из способов расслабиться, отвлечься, погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений на долгое время. Их использование создает ситуацию успеха для каждого обучающегося, тем самым способствует созданию одного из условий позитивной социализации. Развивает воображение и творческую активность. Эти техники помогают применить продукты деятельности в различных жизненных ситуациях, что способствует проявлению инициативы и активности обучающихся.
Проблема
Творческие личности нужны были во все времена, так как именно они определяют прогресс человечества. Решение данной проблемы начинается уже в школьном детстве, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами декоративно-прикладного творчества. Эта проблема актуальна на сегодняшний день.
Для формирования БУД в работе определила следующие задачи:
1. изучить содержание и специфику художественного творчества в разных техниках декоративно-прикладного творчества (традиционных и нетрадиционных);
2. продиагностировать художественно – творческие способности обучающихся младшего школьного возраста;
3. выявить уровень развития творческих способностей у обучающихся среднего и старшего школьного возраста;
4. создать условия для обогащения и накопления творческого опыта обучающихся в ходе использования средств декоративно-прикладного творчества;
5. разработать развивающую программу, учитывая развитие творческих способностей на занятиях по художественно-эстетической деятельности;
6. взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей БУД на занятиях внеурочной деятельности;
7. реализовывать систему мероприятий, направленную на повышение уровня изобразительно-творческой деятельности обучающихся.
Система педагогической работы.
В 2015 году я начала работу с обучающимися по теме «Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях внеурочной деятельности». Свою работу я начала со сбора и анализа информации по данной проблеме.
Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, выявить условия, при которых воспитание художественного развития обучающихся будет происходить наиболее успешно. Выявление способностей у обучающихся и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учётом возраста обучающихся, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования. Изучила литературу по различным видам декоративно-прикладного творчества: Ликсо Н.Л Бисер. Уроки, приемы и схемы, а также полезные советы и поэтапные цветные иллюстрации – Подготовка, оформление ООО»Харвест», 2006.; Ю. Лындина Фигурки из бисера – Культура и традиции 2001, 2003, 2004.; Ингрид Морас Зверята из бисера, Зоопарк из бисера, Цветы из бисера – Издательство АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2008.; Г. Дюмина Бисер – М.: АСТ: Астрель, 2005.; Донателла Чиотти Фантазии из бисера – «Контэнт», 2008.; Е.В. Фадеева Простые поделки из бисера – М.: Айрис-пресс, 2008.; Н.В. Белов Фигурки из бисера – Минск: Харвест, 2009.; Н.А. Берлина Игрушечки – «Культура и традиции», 2000, 2003.; И. Наниашвили Вышиваем картины бисером – Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2014.; Шкваря Ж.Ю. 3D-объемный квиллинг – Ростов н/Д: Феникс, 2012.; Е. Хребтищева Поделки в технике квиллинг своими руками – Москва: Издательство «Э», 2016.; Белова Е.С. Зверюшки из пряжи, бисера, бумаги. Подробные пошаговые инструкции – Москва: АСТ, 2013.; С.В. Соколова Оригами для школьников – Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004.; А. Зайцева Декупаж для начинающих – Дрофа Плюс, 2008.; А. Зайцева Декупаж для начинающих. Салфеточная техника – Эксмо-Пресс, 2014.; С. Юсель Декупаж. Самая полная энциклопедия – Хоббитека, 2017.
Работа по формированию БУД на занятиях внеурочной деятельности по направлению художественно-эстетического воспитания обучающихся, проводилась в течение трёх лет, с сентября 2014 по май 2019г.
1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2014г. – октябрь 2014г. Выявить уровень развития обучающихся в области художественной деятельности. На данном этапе решалась первая задача работы: сбор и анализ информации по данной проблеме на основе диагностики художественно-творческого развития обучающихся.
2 этап – основной (формирующий) – ноябрь 2015г. – апрель 2016г. и март 2018г – май 2019г. На данном этапе, мной был разработан перспективный план работы с обучающимися по проблеме, намечены мероприятия по художественно-эстетическому развитию, проводилась апробация системы работы.
3 этап – заключительный (контрольный) – май 2019 года. На заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной проблемы.
Этапы осуществления опыта работы включали в себя:
диагностика БУД обучающихся на занятиях внеурочной деятельности;
составление перспективного плана работы на занятиях внеурочной деятельности, по художественно-эстетическому направлению;
совместная деятельность педагога с детьми;
участие в школьных, городских, всероссийских и международных конкурсах;
работа с родителями;
проведение анализа полученных результатов;
перспектива дальнейшей работы.
Исходя из полученных данных, мною были составлены перспективно-тематические планы работы. Тематическое планирование материала составлялось, опираясь на сезонные явления, программу ознакомления с окружающим, на различные праздники и конкурсы. Основной идеей занятий являются разные виды декоративно-прикладного творчества, как в традиционной, так и нетрадиционной технике, что позволило работать мне по намеченной теме в системе. В процессе организации занятий внеурочной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния обучающихся в изобразительном творчестве.
Работа с обучающимися проходила как фронтально, так и коллективно. При разработке данной программы отбирала наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь обучающихся и помочь им раскрыться.
Использование приема сотворчества и коллективных работ. Их выбор и сочетания зависят от индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся, а также от педагогических задач.
Особое внимание я проявляла при планировании индивидуальной работы с обучающимися. Важно было помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия, а заинтересовывать и вызвать желание детей заняться творчеством.
Показатели, которые учитываю при планировании индивидуальной работы с детьми:
уровень знаний (осознанность и действенность);
характер и длительность работоспособности;
характеристики переключения мыслительных процессов;
степень активности и самостоятельности;
личное отношение к обучению;
наличие познавательных интересов;
степень волевого развития.
Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения предметно-развивающей среды. Так в кабинете появился «Уголок искусства и творчества» (с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для творческой деятельности и художественного труда: рамки для плетения, синтетические кисти, карандаши, фломастеры, акриловые краски, пластилин, спонжи, трехслойные салфетки, ватные палочки и диски, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал, баночки и бутылочки (стеклянные и пластиковые) и т.д. Основная цель этого уголка в активизации детского художественного творчества, обогащении опыта творческой деятельности.
Большое внимание я уделяю организации здоровье-сберегающего процесса на занятиях с обучающимися. Создаю условия для детей, а именно: гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика, гимнастика дыхательная, физкультминутки.
Огромный потенциал для развития художественно – творческих способностей обучающихся заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности. Обучающимся очень нравится организовывать выставки своих работ.
Грамотное использование современных информационно- коммуникационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Показав информацию на экране в игровой форме, я вызываю у обучающихся огромный интерес. В доступной форме, ярко, образно, преподношу им материал, что соответствует наглядно-образному мышлению.
Результат моей педагогической деятельности.
Проработав 3 года по теме своего педагогического опыта работы: «Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на занятиях внеурочной деятельности» и проанализировав работу, я пришла к выводу, что есть положительная динамика в формировании БУД. А используемые для этого виды творчества не только интересное и увлекательное занятие, доступное обучающимся, но и полезное для их развития. Систематическое использование таких занятий повысят самооценку обучающихся, уверенность в их силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.
По итогам проведённой мной работы видно, что обучение различным видам декоративно-прикладного творчества традиционными и нетрадиционными способами активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к процессу творчества, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
В результате проделанной работы сделала для себя вывод, что залогом успешного развития БУД обучающихся являются:
1. систематическая работа с использованием как традиционных, так и нетрадиционных техник на занятиях;
2. создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться через творческую деятельность;
3. общение и взаимодействие с обучающимися;
4. творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.
Мои достижения в работе:
Создала развивающую среду для обучающихся.
Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей обучающихся.
Разработала программу по внеурочной деятельности с уклоном на художественно-эстетическое развитие, средствами декоративно-прикладного искусства.
Для обучающихся:
обучающиеся стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью;
появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов;
появился интерес к творческому экспериментированию;
обучающиеся научились выполнять задания повышенной сложности по всем разделам программы, причем они это делают в более короткие сроки;
субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта творчества обучающихся;
в работах обучающихся появился индивидуальный почерк;
развилась усидчивость и трудоспособность;
повысился уровень ручной умелости, координации движений;
обучающиеся приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе творческой деятельности, стали раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли;
у обучающихся развилось чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;
обучающиеся ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
повысился уровень художественно – творческих способностей.
В настоящее время мои воспитанники являются активными участниками творческих конкурсов самого разного уровня. Так, с 2015 г. — по 2019 г. обучающиеся были награждены дипломами за призовые места I Международного конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Зелёная весна» образовательного портала «ПРОТАЛАНТ», I Международного конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Весенний пейзаж» Детской онлайн галереи «Шантарам»; Всероссийских конкурсов «Международный женский день», «Я помню, я горжусь», «Декоративно-прикладное творчество», «Светлая пасха», «Творчество без границ», «Твори! Участвуй! Побеждай!» Международного педагогического портала «Солнечный свет».
Заключение
В ходе своей работы по формированию БУД обучающихся в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа на занятиях внеурочной деятельности у обучающихся через продуктивный труд дала позитивный результат: они все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят свои работы, обучающиеся стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. В процессе художественного творчества обучающиеся сразу смогли увидеть результат своей работы, причем, всегда положительный, а значит, у них появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.
Значение декоративно-прикладного творчества, как средства развития БУД обучающихся, состоит в том, что оно прививает им любовь к творчеству и инициативе, стремление воплотить оригинальный замысел в своих работах, выполненных с помощью традиционных и нетрадиционных техник. Главное при работе – это атмосфера творчества, дающая обучающимся радость открытий, самостоятельного создания оригинальных образов.
Таким образом, подводя итоги мой педагогической работы, направленной на формирование БУД обучающихся, в процессе продуктивной деятельности, а именно разных видов декоративно-прикладного творчества можно отметить, что у обучающихся повысился не только уровень творческих художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.