Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение - центр развития ребенка №215 «Колосок» Данная работа: «Формирование астрономических представлений» предназначена для детей старшего дошкольного возраста.Исследовательская деятельность детей, развивает фантазию, творчества. Включает в себя наблюдение, опыты, эксперименты, анализ проведенных наблюдений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование астрономических представлений »
ФОРМИРОВАНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время в дошкольной педагогике очень важное значениепридается формированию у детей активного познавательного отношения к действительности. Жестко регламентированное фронтальное обучение приводит к снижению познавательной активности и любознательности детей. Это пробуждает к поиску новых форм организации познавательной деятельности, способствующих демократизации отношений педагога и воспитанников (Гризик Т. И. , Дыбина О. В. , Ерофеева Т. И. , Короткова Н.А., Парамонова Л. А. и др.). Особое место в этом процессе уделяется изучению совместной деятельности взрослого с детьми, способов их взаимодействия, организации новой образовательной среды, стимулирующей постоянный интерес к познанию окружающего мира.
Ученые и педагоги прошлого и современности (Вентцель К. Н.,Донина О.И., Ушинский К.Д., Ломоносов М.В., Левитан Е.П. и др.) подчеркивали важность формирования астрономических знаний у детей. По мнению Левитана Е.П., астрономия играет существенную роль в формировании материалистического мировоззрения, занятия астрономией развивают наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений. Донина О.И. отмечает, что астрономическое образование вносит вклад в экологическое и нравственное воспитание детей, формируя убежденность в необходимости заботы о сохранении уникальной природы Земли.
Все вышесказанное определяет актуальность рассматриваемой нами проблемы использования совместной познавательно-исследовательской деятельности в формировании у дошкольников астрономических представлений. Возникает противоречие между необходимостью формирования первоначальных астрономических представлений у дошкольников и недостаточным использованием в этих целях возможностей совместной со взрослыми познавательно - исследовательской деятельности. Данное противоречие обращено к решению следующей проблемы: каковы педагогические условия, способствующие формированию первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста? Решение данной проблемы представляет цель нашего исследования.
Объект исследования - первоначальные астрономические представления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование первоначальных астрономических представлений у старших дошкольников в процессе организации совместной со взрослыми познавательно-исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования – формирование первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее при следующих условий:
- отбор доступного детскому пониманию содержания познавательно- исследовательской деятельности, создание целесообразной системы опытов и экспериментов, обеспечивающих поступательное развитие познавательных интересов и познавательной активности детей;
- организация совместной познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с использованием разнообразных форм предъявления учебного материала: опыты и эксперименты, поисковая деятельность, игровые проблемные ситуации;
- создание в дошкольном учреждении развивающей предметной среды и условий для организации исследовательской деятельности детей, совместного и самостоятельного экспериментирования;
- налаживание взаимодействия с родителями с целью организации сов- местной познавательно-исследовательской деятельности в условиях семьи для формирования астрономических представлений дошкольников.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам развития естественнонаучных и, в том числе, астрономических представлений у дошкольников;
2. Определить уровень развития астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Определить комплекс педагогических условий и методов для форми- рования у старших дошкольников первоначальных астрономических представлений в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности, разработать содержание и систему опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста, определить содержание предметно-развивающей среды ДОУ для организации такой деятельности;
4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса педагогических условий и методов.
Экспериментальное исследование проводилось ан базе детского сада № 215 г. Ульяновска. В нем участвовали 22 ребенка подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители.
На констатирующем этапе эксперимента мы анализировали условия формирования первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ , изучали условия приобщения детей к астрономии и космическим явлениям в семьях исследуемых дошкольников, выявляли уровень сформированности первоначальных астрономических представлений у детей седьмого года жизни.
Полученные данные показали, что преимущество в работе воспитателей отдается проведению специально организованных занятий по ознакомлению с окружающим, экологии. Наблюдается отсутствие целенаправленности и системности в работе с детьми по формированию представлений в области астрономии, недостаточно используются возможности организации совместной со взрослыми познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Анкетирование родителей выявило, что они не уделяют должного внимания планомерному и систематическому знакомству детей с Космосом.
Мы выделили критерии сформированности астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста: наличие первоначальных астрономических представлений и эмоциональное отношение детей к заданиям. По совокупным результатам диагностики, высокого уровня развития первоначальных астрономических представлений у детей подготовительной группы не обнаружено, средний уровень имеют 42% детей, 58% находится на низком уровне.
На формирующем этапе эксперимента была поставлена цель - организовать совместную познавательно-исследовательскую деятельности с дошкольниками и экспериментально проверить ее эффективность при формировании первоначальных астрономических представлений детей.
Работу на формирующем этапе мы начали с создания развивающей среды в группе. Создали уголок «Волшебная астрономия», который знакомит с историей возникновения науки, планетами Солнечной системы, дает знания об изучении космоса человеком, о планете Земля и ее спутнике. Развивающая среда уголка включает модель Солнечной системы, карту созвездий, фотовыставку «Космос», выставку детских работ «Звездная фантазия», здесь подобрана литература по теме «Космос», приобретены и изготовлены развивающие игры и дидактические пособия.
Был составлен перспективный план работы, который включает как плановые занятия по ознакомлению с окружающим со всей группой детей, так и организацию совместной познавательно-исследовательской деятельности с испытуемыми экспериментальной группы. Совместная познавательно-исследовательская деятельность включала в себя беседы, чтение художественной литературы, мифов, легенд и сказок, материалов детских энциклопедий, которое происходит в свободное от занятий время и сопровождается обсуждением прочитанного; рассматривание иллюстраций в книгах и групповом альбоме «Космос», в создании которого участвовали дети и родители; ведение календаря наблюдений, в котором отмечаются результаты наблюдений детей за Солнцем, звездами и Луной; организацию экскурсий, наблюдение на прогулке, которые проводятся в удобное по погодным условиям время; проведение дидактических, подвижных и ролевых играх в партнерстве со взрослым; организацию продуктивных видов деятельности; проведение опытов и экспериментов.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов позволило сделать выводы об эффективности организованной нами совместной познавательно-исследовательской деятельности.