Формирование читательского вкуса на уроках литературы.
Формирование читательского вкуса на уроках литературы.
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. Сегодня компьютер и телевизор отняли время и желание читать.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. Ведь чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательского вкуса на уроках литературы. »
Формирование читательского вкуса на уроках литературы.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Привить ребенку вкус к чтению -
лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Сесиль Лупан
Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. Сегодня компьютер и телевизор отняли время и желание читать.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. Ведь чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Она определяется техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности к книге как средству познания мира и самопознания. Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно полноценной личности.
Но современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.
Как же сделать так, чтобы ребенок с помощью учителя смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждения от встречи с мудрыми и веселыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них писатели – великие мыслители и гуманисты?
Очевидно, что усилия педагогов и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Все больше и больше современных методистов приходят к мысли о том, что необходимо основное внимание сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника.
ПРОБЛЕМА
Педагогу приходится преодолевать противоречие между снижением интереса
к чтению у младших школьников и необходимостью поддерживать этот интерес; между формальным беглым прочтением текста и формированием осмысленного читательского навыка. На решение этих противоречий и направлен проект «Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе»
Объект исследования – читательские навыки младших школьников
Предмет исследования – приемы формирования читательских навыков
Цель - обосновать приемы формирования читательских навыков у младших
школьников.
Задачи проекта:
изучить методическую литературу по формированию читательского навыка младших школьников
раскрыть понятие «читательские умения»
подобрать приёмы формирования читательских умений и апробировать их на практике
изучить программу по скорочтению Ситдиковой Р.Н. » и применить её на практике
изучить методику «Хорошее время читать» и применить её на практике
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения; читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников; личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
Что же я ждала от своих учеников?
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и к книге.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника.
Творческий подход к работе по программе «Скорочтение»
Творческий подход к работе по программе «Хорошее время читать
Теоретический аспект
Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
Научить ребенка читать – эта задача осуществляется на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к образованию вообще, литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению направлен на овладение техникой чтения. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино.
Многие обучающиеся не могут учиться успешно в среднем звене, так как при переходе в пятый класс увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.
Основными причинами замедленного темпа чтения являются:
низкий уровень внимания и памяти;
пониженный объем оперативного поля зрения;
маленький словарный запас;
регрессия – возвратные движения глаз;
не развитый артикуляционный аппарат.
План реализации проекта
Для овладения обучающимися оптимальной скоростью чтения были выделены наиболее эффективные приемы:
Развитие внимания и памяти
1
Упражнения для развития внимания и памяти.
Ежедневно на уроках литературы, русского языка, математики, окружающего мира
2
Зрительные диктанты (по И. Т. Федоренко).
3
Прием «жужжащего чтения»
Расширение объема оперативного поля зрения
4
Упражнения на восприятие
Ежедневно на уроках
5
Числовые и буквенные пирамиды.
На уроках литературы
Расширение словарного запаса
6
Толкование значения новых слов с помощью предметов, картинок, синонимов, антонимов, пословиц, толкового словаря.
На уроках литературы, окружающего мира
7
Упражнения для активизации словаря.
Ежедневно на уроках литературы, русского языка, окружающего мира
Читательскую компетентность я формирую на уроках литературного чтения. Мне, как учителю, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.
На уроках литературного чтения создаю проблемно-поисковыеситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. В создании таких ситуаций важную роль играет «волшебная» книжка-игрушка. Особенно детям нравится, когда книжка «приходит» на урок литературного чтения во время чтения сказок.Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Я замечала, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствовал и мой личный пример учителя, я всегдавыразительно читаю художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывало детей, что они стремились найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования мои дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываю перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняли сами дети, если же они затруднялись, то находили объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.
Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы драматизации. Ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.
Любимой формой работы стало для детей создание рисованных«диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.
В ходе работы я увидела, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Мне удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляют высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.
Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения я признаю целенаправленное управление обучениемчтению.Эффективной оказалась система специальных упражнений иразнообразных вариантов действий программы «Скорочтение» - автор Ситдикова Р.Н. (см. Программа по скорочтению в сокращении) – Приложение 1).
Данную программу я адаптировала для себя и моих учеников, определив цели, задачи, предполагаемые результаты, принципы обучения, формы и методы работы. Подобрала необходимые средства обучения.
Интеграцию основного и дополнительного образования я нашла во внеклассных мероприятиях. Свою работу по формированию читательской компетентности я выстраиваю во взаимосвязи со школьной и городской библиотеками, учреждениями культуры и с родителями моих учеников.
Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг читательские конференции, устные журналы, занятия в клубе семейного чтения, выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины..
Мною используются перечисленные ниже виды речевой и читательской деятельности:
аудирование (слушание),
чтение (чтение вслух, чтение про себя)
работа с разными видами текста
библиографическая культура
работа с текстом художественного произведения
работа с учебными и научно-популярными текстами
говорение (культура речевого общения)
письмо (культура письменной речи)
Работа с родителями
К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, непременно устраиваем книжные выставки, которые тут же рассматриваем и обсуждаем.
Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. И это нужно помнить при беседах с детьми, чтобы они не превращались в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит.
На консультации со школьным психологом родители получают рекомендации, как поощрять детей к творчеству, избегать даже случайных насмешек в отношении ребят, любящих книги. Брошенная в шутку фраза: «Ну, опять уткнулась в книгу!» может быстро погасить интерес к знаниям. Не следует также превращать обсуждение книг в экзамен и наказывать детей за то, что они отвечают не так, как хотелось бы родителям. Нельзя заставлять ребенка читать книгу без предварительного разговора о ней. Если тяга к чтению идет от сердца, она, наверное, сохранится у человека на всю жизнь.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
Моя система работы позволяет внедрять новые технологии, использовать нестандартные формы работы во внеурочной деятельности. Также позволяет мне развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволило мне значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ провожу интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомство детей с писателями и их произведениями и т.д.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому максимально использую воспитательный потенциал семьи, устанавливаю контакты с родителями, оказываю им необходимую помощь.
Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.
Каждый раз, оценивая свою работу по формированию читательской компетентности», я радуюсь результатами своего труда. Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысилась техника чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.
Прибегая к помощи старших: учителей, библиотекарей, родителей ребята проявляют свои творческие способности: создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы.
"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Что такое читательская компетентность? Под умением читать понимается следующее:
Умение вычитывать информацию.
Умение размышлять о прочитанном.
Умение давать оценку прочитанному.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Исследовательский этап
Концепция изменений предполагает использование новой методики «Хорошее время читать», которая ориентирована на младший школьный возраст; методика используется как направление воспитательной работы в классе и реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников. Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития. Организация разнообразных форм сделает процесс привлекательным. Родители, дети и учитель станут участниками общения, связанного с чтением. Творчество детей стимулируется. Создаётся атмосфера внимания к книге и чтению. Риски: формальное отношение к заданиям, недооценка роли родителей. Трудоёмкость: индивидуальная беседа с каждым учеником по прочитанным произведениям. Применение на уроках по литературному чтению современных методов и технологий в обучении и воспитании. Формирование коммуникативных качеств личности каждого ученика, умения пользоваться способами учебной деятельности.
Да здравствует компетентный читатель!
Испытывая на себе все изменения, перечисленные ранее, читатель-школьник является одновременно субъектом современного изменяющегося образовательного процесса. Соответственно происходящие с ним изменения отчасти обусловлены новыми педагогическими реалиями и новыми требованиями, предъявляемыми обществом к современному школьнику. Современные образовательные программы выстроены в логике компетентностного подхода.
Чтение представляет собой колоссальный культурный ресурс социального опыта, является эффективным способом формирования собственного опыта школьника.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, информирование родителей об условиях реализации методики «Хорошее время читать», активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений.
Чтение как личностная ценность определяет уровень совместной деятельности и общения участников образовательного процесса, обогащает личный опыт ученика, является нравственным духовным ресурсом в проблемных ситуациях. Чтение как вид познавательной интеллектуальной деятельности является необходимым навыком в условиях непрерывного вариативного образования.
Практический этап
Методика: «Хорошее время читать»
Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения». (приложение 3)
Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Цель и задачи использования методики.
Цель: Повышение престижности чтения среди младших школьников.
Задачи:
- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);
- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:
* Возраст: Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст (возможно использование до 6 класса включительно;
* Место в образовательном процессе: используется в организации занятий дополнительного чтения .
* Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.
* Сроки: продолжительность работы по данной методике: 9 месяцев.
Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что они должны уметь?) Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития;
* Какие «материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), жетоны для участия в лотереи, призовой фонд.
Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики:
1. Определение круга чтения для данного класса начальной школы. (10 книг).
2. Пополнение фонда библиотеки за счет приобретения необходимого количества этих книг.
3. Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя».
4. Подготовка наглядности (экран, выставка книг)
5. Подготовка лотерейных билетов
6. Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.
7. Распространение информации для учеников и родителей.
8. Систематические собеседования педагогов (руководителей проекта) с детьми о прочитанных книгах.
9. Проведение в каждом классе итоговой игры - викторины по всем рекомендованным книгам.
Примечание: Регистрация участников (на любом этапе проекта) :
2.Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге.
3.По завершении определенного этапа проводится
А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей
Примечание: призов должно быть много – лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.
Что делают дети:
- Читают книги
- В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу)
- отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук».
- оформляют «портфели»
- участвуют в выставке «портфелей»
- участвуют в лотерее
Что делают учителя/библиотекари :
- распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей
- участвуют в организации «старта» и «финала»
- проверяют выполнение заданий по книгам
- проводят собеседование по книге
- выдают лотерейные билеты,
- ведут учет
- организовывают выставку «портфелей»
- выявляют и награждают лучших читателей
- подготавливают призовой фонд
- проводят розыгрыш лотереи
- создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса
По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно? Количество участников не уменьшается.
Активность стабильна.
Общий эмоциональный фон позитивный.
Какие возможны ошибки при использовании?
Принудительный характер участия
Формальное отношение к заданиям и собеседованию
Недооценка роли родителей и других педагогов
Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?
Спад интереса. - активизация внимания на успешном опыте чтения.
- Организация сменной наглядности
Основные достоинства:
Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
Привлечение малочитающих детей.
Шанс выигрыша для каждого участника
Возможные сложности при использовании технологии?
Непредсказуемость лотереи.
Дополнительные дидактические материалы. (приложение 2)
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Все вышеперечисленные методики , кропотливая, но интересная работа по их материалам, позволяет надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской деятельности успешно реализуется.
Итогами своей работы по формированию читательских навыков, интереса у учащихся начальных классов считаю следующие результаты:
Высокий уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению:
Высокий интерес учащихся моего класса к чтению
Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
Анкетирование проведено в 2013 году в 4 «А» классе.
Высокий уровень читательской активности учащихся (по данным школьной библиотеки и районной библиотеки )
Таким образом, по данным проведенной диагностики прослеживается эффективность моего педагогического проекта. Теоретически обосновав проект, используя имевшиеся технологии и методы работы по формированию читательской компетентности у младших школьников, я старалась внести что-то свое, новое. В своей работе я достигла наибольших результатов при наименьших затратах материальных, временных и психологических.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88
Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998