«Формирование гражданской активности и социальной ответственности у обучающихся. Патриотическое воспитание.»
«Формирование гражданской активности и социальной ответственности у обучающихся. Патриотическое воспитание.»
Научить детей самостоятельности – это долгий и кропотливый труд, поэтому мы стараемся создать в нашей детской организации такую атмосферу, при которой у ребят появляется желание самим взяться за организацию своей жизни.
Гражданская активность и социальная ответственность – высшие достоинства человека, и их формирование трудная задача для всех, кто участвует в учебно-воспитательном процессе. Решение проблемы возможно лишь общими усилиями семьи, школы, общественных организаций – всего социума.
Достойная жизнь возможна лишь в том государстве, которое любят ее граждане, на той земле, по которой ходят, которую украшают и берегут, где формируют культуру отношений, знают и гордятся ее историей, хранят память в семейных архивах и готовы сами взять ответственность и заботу на себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование гражданской активности и социальной ответственности у обучающихся. Патриотическое воспитание.» »
«Формирование гражданской активности
и социальной ответственности у обучающихся
в условиях реализации
государственной программы развития образования РК
на 2011-2020 годы»
Государственная программа развития образования РК на 2011-20 гг. была разработана Министерством образования и науки Республики Казахстан и утверждена указом президента РК от 7.12.2010 г.
Одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан 2030» признано образование. Президентом Казахстана Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым была поставлена задача о вхождении Республики в число 50 наиболее конкурентноспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Приоритетным направлением государственной политики в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения, реализация комплекса мер по патриотическому воспитанию и формированию гражданской активности, социальной ответственности, высоких нравственных и лидерских качеств.
В целях реализации данного направления с 2011 года получат дальнейшее развитие областные и республиканские социальные службы, осуществляющие деятельность на базе молодежных неправительственных организаций. Будет увеличена сеть волонтерских, военно-патриотических организаций, военно-спортивных и военно-поисковых клубов. Будет развита сеть спортивных секций в организациях образования, с целью формирования казахстанского патриотизма. На постоянной основе будут продолжены мероприятия по популяризации государственных символов, формированию знаний по истории традиций и родного языка.
Одной из самых сильных и благородных человеческих чувств – это любовь к своей Родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», - говорил один из классиков – педагогов.
Ситуация развития современного общества Казахстана на данный момент создает хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения. Здесь важно, чтобы произошло принятие подростками нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей и убеждений.
Именно восприятие патриотизма, толерантности и национального согласия противостоит таким понятиям, как падение нравственности, «потеря поколения», чувство иждивенчества.
Приоритетным направлением воспитательной работы нашей школы является воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, уважение к истории, культуре своей страны.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: родителям, дальним и ближним родственникам. Семья - первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Школьники и родители должны осознавать историю семьи как часть истории народа, заботиться о сохранении и умножении семейных традиций.
Настоящий патриотизм питается национальной гордостью, соками малой Родины, запахами родных просторов, памятью детства. Очень важно убедить детей в том, что любовь к Родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды, она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь, поддержать хорошее дело, выступать против зла и насилия – это тоже патриотизм. Чувства патриотизма роднит человека со своей землей, укрепляет к ней любовь, стремление улучшить жизнь своего народа. Таковы были стремления великих сынов казахской степи: А.Кунанбаев, Ш.Уалиханова, Ы.Алтысарина, С.Сейфуллина, М.Габдуллина и многих других замечательных сынов. Мужественно сражались в Великой Отечественной войне – воины - казахстанцы.
На уроках истории, казахской литературы, музыки, искусства учащиеся изучают жизнедеятельность великих сынов казахского народа, которые являются яркими примерами граждан-патриотов.
Приобщение учащихся к духовной культуре своего народа, изучение исторического прошлого своей страны, у классовкрепление атмосферы дружбы, мира и согласия в обществе формируют у детей чувство гордости за свою страну, Родину.
В 1995 году произошло важное событие – ООН объявила этот год – годом Толерантности. С тех пор ежегодно 16 ноября отмечается праздник дружбы и межкультурного диалога. Это не случайно. Наш мир многолик, а поэтому в нем должно быть место всем: большим и малым народам, людям разных культур и вероисповеданий. Проблема толерантности в Казахстане очень актуальна, поскольку Казахстан – полиэтническое, поликультурное общество. Политика нашего государства – политика толерантности – это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей к друг другу. В Казахстане единой семьей живет 15 миллионов человек - представители более 130 национальностей и народностей. С целью всестороннего развития национальных культур, языков и традиций народа Казахстана укрепления общественной стабильности указом Президента РК от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народов Казахстана. В этом году народ Казахстана празднует его 20 –летие.
К этой дате в нашей школе в течение всего учебного года учителями казахского языка и казахской литературы, русского языка и русской словесности, учителями истории проводились открытые мероприятия: конкурсы, концерты, выставки, презентации, КВНы, открытые уроки.
2 февраля 2015 года в актовом зале прошла встреча учащихся с членами Ассамблеи Казахстана Актюбинской области: заведующим секретариата Ассамблеи народов Казахстана Актюбинской области Нуршином Жолдасом Макулулы и почетным профессором, членом Ассамблеи народов Казахстана, заслуженным работником культуры Курманбек Еркином Жолмырзаевичем. (СЛАЙД 2 )
Большой блок мероприятий был посвящен 20–летию Дня Независимости Республики Казахстан: конкурс компьютерных газет «Отаным - Алтын бесігім», конкурс рисунков «Алға, Қазақстан», конкурс стихотворений к Дню Независимости РК, открытые уроки и внеклассные мероприятия (СЛАЙД 3 )
В рамках фестиваля языков с 22 по 27 сентября 2014 года проводились: конкурс чтецов «Пушкин-Абай» среди учащихся старших классов, конкурс эссе «Знание языков – дорога в будущее» среди учащихся 8-9 классов, викторины «Государственный язык – мой язык» и « Английский вокруг нас» среди учащихся 5- 11 классов (СЛАЙД 4)
Каждый гражданин Республики Казахстан должен знать государственные символы. Государственная символика является комплексом культурных эмблем наций, это условные знаки, выражающие национальные ценности, определенные стороны жизни народа и государства.
Правильное использование государственной символики способствует формированию гражданского самосознания и чувства общности. В мире немало развитых стран, целенаправленно формирующих у граждан патриотические чувства, уважительное отношение к национальным символам – Флагу, Гербу, Гимну, национальным праздникам. Во многих странах государственные символы используются в качестве источника создания положительного образа государства, являются предметом национальной гордости.
В своей работе учителя школы стремятся достичь того, чтобы каждый учащийся знал историю создания, смысл и значение Герба, Флага, мог исполнить Гимн, т.к. во все времена и у всех народов олицетворением государственности и независимости являлись символы государства. Традиционным в школе является проведение бесед, классных часов: «Что такое символы и зачем они нужны государству?», «Символы страны моей великой», акции «Наш Герб, наш Флаг, наш Гимн», конкурс на лучшее исполнение Гимна. (СЛАЙД 5)
В школе уделяется большое внимание военно-патриотическому воспитанию. На уроках и внеклассных занятиях учитель НВП Кошербаев А А., прививая молодежи, любовь к Родине, воспитывает в них необходимость подготовки к армейской службе, защите своего Отечества уже со школьной скамьи.
В течение всего учебного года были проведены школьные мероприятия «Мерген сарбазы » и «Мерген Ару» среди девушек и юношей 9-11 классов, «Жас Улан» среди учащихся 5-8 классов. Наши учащиеся принимали также активное участие в городских соревнованиях и полевых сборах. В конкурсе «Жас Жаунгер» наша школа заняла призовое 3 место среди участников из 8 школ. (СЛАЙД 6,7,8 )
Большую работу по патриотическому воспитанию, формированию гражданской активности выполняют Детские общественные объединения. В нашей школе работа осуществляется в едином детско-юношеском объединении «Жас Улан».
В 2014-2015 учебном году было 1021 учащихся: 437- мальчиков и 414- девочек. В «Жас Ұлан» было 851 ученик, из них в «ЖасҰлан»-540 учащихся,в «Жас Қыран»-311 учащихся.
Школьное самоуправление одна из важных частей воспитательной работы школы. Одна из целей воспитательно-образовательного процесса подразумевает формирование личности с высокой гражданской позицией, активной, инициативной, обладающей организаторскими способностями, умеющая повести за собой. Все эти качества развиваются у учащихся при четко выстроенной деятельности школьного самоуправления.
Об этом можно судить по большому мероприятию «Выборы Улан басы» среди учащихся. К проведению этого мероприятия ребята подошли очень ответственно: подготовили проекты выборной программы, агитационные центры. Была подготовлена избирательная комиссия, наблюдатели. Большинством голосов был выбран Улан басы – учащаяся 9 б класса Бекбанова Жаухар. Мы надеемся, что такое мероприятие станет традицией. (СЛАЙД 9)
В этом учебном году деятельность школьного самоуправления носила, как и всегда, обучающий и информационный характер. На совете лидеров, который проводился каждую среду после 6 урока, доводилась информация о предстоящих мероприятиях, и обсуждались их формы проведения.
Актив школы состоял из учащихся 8-11х классов. Актив школы – это бессменные участники всех школьных мероприятий. Они, а также и другие активисты школы принимают участие в городских акциях, посвящённых знаменательным событиям. Сбор актива школы проходил один раз в месяц.
В декабре месяце проводились следующие мероприятия: круглый стол «Мы народ – Казахстана» среди учащихся 9-х классов, прием в детскую организацию « Жас Ұлан» учащихся 5-х классов и «Жас Қыран» учащиеся 2-х классов. Во время приема учащиеся показали свои творческие номера, где отражалась их активная работа в классе и школе.(СЛАЙД 10)
В феврале месяце среди учащихся 5-6 классов проводился устный журнал «Мой Казахстан».
В апреле месяце среди учащихся 1-10 классов прошел конкурс стенгазет « Я горжусь своей семьей».(СЛАЙД 11)
В актовом зале в мае месяце прошел конкурс военной инсценированной песни среди учащихся 8-10 классов.(СЛАЙД 12)
В канун праздника 70-летию ВОВ чествовали тружеников тыла.(СЛАЙД 13)
05.05.15г. состоялся городской митинг, посвященный 70 – летию Победы в ВОВ для членов ДЮО « Жас Ұлан» с возложением цветов к памятнику. (СЛАЙД 14)
Учащиеся 8 «Б» класса приняли активное участие в городском конкурсе военной инсценированной песни «Звезда», где представили инсценировку под песню «Синий платочек» и были награждены грамотой за активное участие.
Также прошел конкурс коллажей среди учащихся 2-4 классов «Ветеран живущий рядом» победителями стал 3 «В» класс.(СЛАЙД 15)
В феврале месяце в нашей школе прошел городской семинар для старших вожатых на тему : « Быть патриотом своей Родины – носить Казахстан в своем сердце»(СЛАЙД 16)
Целью проведения семинара стало распространение опыта работы ДЮО «Жас Улан» по воспитанию гражданственности, толерантности, патриотизма.
Члены детской организации « Жас Ұлан» приняли активное участие в марафоне здоровья « Денсаулыкка 7 кадам». В школе был организован месячник по ЗОЖ : для учащихся 1-4 классов конкурс агитбригад о здоровом питании, конкурс буклетов о здоровом питании, для учащихся 5-7 классов конкурс агитбригад «Мы за ЗОЖ» и выпуск буклетов о вредных привычках, для учащихся 8-10 классов провели флеш-моб « Новое поколение выбирает здоровый образ жизни», конкурс плакатов среди учащихся 6-8 классов « В здоровом теле – здоровый дух!», выставка рисунков среди учащихся 1- 11 классов в рамках акций «Мир без наркотиков» и «Нет СПИДу», спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», турниры по баскетболу, волейболу, футболу (СЛАЙДЫ 17,18)
Членами « Жас Ұлан» был выпущен фотоальбом о проделанной работы по месячнику ЗОЖ и представлен ГДШ, награждены грамотой ГДШ.
19.02 в ГДШ прошла интеллектуальная игра « Конституция Республики Казахстан – основной Закон страны» для учащихся 8-9 классов. Учащиеся 9 «А» класса приняли активное участие в этой игре.
14.05. в ГДШ прошел круглый стол ДЮО « Жас Ұлан» по подведению итогов 1 этапа программы деятельности «Қазақстан жас қанаты - « Жас Ұлан».
Жас кырановцы приняли активное участие в городском экологическом конкурсе: «Мы – юные защитники природы» среди учащихся 4 классов. Целью мероприятия было привить любовь учащихся к природе. Учащиеся 4 «Б» класса в составе 7 человек подготовили выступления агитбригады, раскрывающую тему конкурса. (СЛАЙД 19)
В школе по этому направлению проведена экологическая акция среди учащихся 5-8 классов: «Сделай свой двор чище!», конкурс осенних букетов «В гостях у Берендея» среди учащихся 2-4 классов.
Большое значение в социализации детей имеют такие мероприятия, которые посвящены правилам дорожного движения ЮИД и правилам пожарной безопасности. В школе в течение всего года проводились следующие мероприятия: конкурс рисунков среди учащихся 2-5 классов « Я и дорога», игра-соревнования среди учащихся 2-х классов «Светофория», где победителями стали учащиеся 2 «Б» класса.
22 мая 2015 года учащиеся 7 б класса нашей школы приняли участие в городском конкурсе ЮИД и заняли 3 призовое место среди 11 школ- участников. (СЛАЙД 20,21)
Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что вопрос организации самоуправления является одним их самых важных в нашей деятельности. Научить детей самостоятельности – это долгий и кропотливый труд, поэтому мы стараемся создать в нашей детской организации такую атмосферу, при которой у ребят появляется желание самим взяться за организацию своей жизни.
Гражданская активность и социальная ответственность – высшие достоинства человека, и их формирование трудная задача для всех, кто участвует в учебно-воспитательном процессе. Решение проблемы возможно лишь общими усилиями семьи, школы, общественных организаций – всего социума.
Достойная жизнь возможна лишь в том государстве, которое любят ее граждане, на той земле, по которой ходят, которую украшают и берегут, где формируют культуру отношений, знают и гордятся ее историей, хранят память в семейных архивах и готовы сами взять ответственность и заботу на себя.