Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования УР
Формирование нравственных качеств подростков с задержкой психического развития в процессе воспитательной работы
Реферат на высшую квалификационную категорию
Автор: Шумкова Ольга Алексеевна,
воспитатель группы продленного дня
школы № 23 г. Ижевска
Рецензент: Игитова Т.Г.,
заместитель директора по
воспитательной работе
школы № 23 г. Ижевска
ИЖЕВСК 2005
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования нравственных
качеств подростков с ЗПР.
Глава 2. Диагностика уровня нравственных качеств подростков с ЗПР.
2.1. Методы исследования.
2.2. Анализ результатов исследования.
Глава 3. Практическая работа по формированию нравственных качеств у
подростков.
3.1. Организация и содержание работы.
3.2. Анализ результатов работы.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Введение.
С момента зарождения общества человека интересовали вопросы норм поведения в социуме. Любое общество одновременно материально и духовно. За материальную сторону развития общества отвечают экономические законы. Духовная сторона – это мораль и нравственность. «Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение». (Ожегов С.И., М., 2004 с. 409). «Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность». (Ожегов С.И., М., 2004, с. 352). Нравственные законы призваны охранять духовные устои общества. Ибо только нравственность отличает человека от животного и человеческий социум от звериной стаи. Недаром Чарльз Дарвин в поисках коренного различия между людьми и животными остановился на нравственности. «Нравственным существом, - писал он, - мы называем такое, которое способно сравнивать свои прошлые и будущие поступки и побуждения, одобрять одни и осуждать другие. То обстоятельство, что человек есть единственное существо, которое с полной уверенностью может быть определено таким образом, составляет самое большое из всех различий между ним и животным». ( Кузьмичёв И.К., 1980, с.3).
Свод основных нравственных законов мы находим уже во множественных письменных источников древности. В Библии мы читаем: «Не убивай…», «…примирись с братом твоим…», «…мирись с соперником твоим…», «…просящему у тебя дай…». (Новый Завет от Матфея, глава 5).
Даже при смене общественных формаций огромное значение придавалось нравственному воспитанию молодого поколения. Источники древнерусской литературы «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» и др. говорят нам о нравственных идеалах Русской земли, о борьбе добра и зла, о примерах высокой нравственности. ( Кусков В.В., 1982, с. 44-75).
Даже при бурном росте экономики страны вопросы воспитания нравственности не оставались в стороне: например, XVIII век, Пётр I приказал перевести на русский язык книгу «Юности честное зерцало», где
были прописаны нормы поведения молодых людей. ( Нечкина М.В., 1977, с. 182).
ХХ век : Коммунистическая партия Советского Союза разработала Программу развития общества, в которую был включён моральный кодекс строителя коммунизма, где были чётко прописаны нравственные принципы. Многие из этих принципов были разработаны на основе общечеловеческих принципов, и поэтому они не потеряли своей роли и в наши дни. А именно : любовь к Родине, добросовестный труд, товарищеская взаимопомощь, взаимное уважение между людьми, честность и правдивость, взаимное уважение в семье, нетерпимость к национальной расовой неприязни.(Ким М.П., 1972, с.180).
Мы видим, что нравственные качества человека – продукт социально-исторический. Они не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой практики народа и воспитываются в каждом.
Познавая окружающий мир, человек познаёт и перестраивает самого себя. Как для общества, так и для личности дорога в будущее лежит через прошлое, через его переосмысление. В системе воспитания учителю, воспитателю принадлежит важнейшая роль, ибо он должен помочь человеку, входящему в мир, стать самим собой, найти своё собственное место в жизни. Чтобы справиться с этой ролью, педагог должен выполнить один из советов Ушинского, а именно: «Не давать детям ничего, кроме истины, конечно, выбирая между истинами те, которые соответствуют данному возрасту воспитанника.»(Ушинский К., 1913, с.211). Ушинский советует, соблюдая закон современности, смело вводить ученика, «в действительные факты жизни, души и природы». Для этой цели учителю и воспитателю самому надо обладать многими качествами и прежде всего быть нравственной личностью, стоящей на уровне моральных, этических, эстетических и иных задач своего времени. Как педагог-воспитатель он должен знать, кроме своего предмета, и философию, и психологию, и историю, и искусство и сверх того быть натурой глубоко артистической, с хорошо развитым чувством гармонии и меры.(Кузьмичёв И., 1980, с.6-7).
Вспомним мысли известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности. В трактате «Наставление нравов» Я.А. Коменский приводил изречение древнеримского философа Сенеки : «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней.» Такую же важную роль нравственному воспитанию отводил швейцарский педагог Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове «нравственность»». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н.Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (Минич О.А., Хаткевич О.А., 2005, с.51-52).
Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Особенно актуален вопрос формирования нравственных качеств учащихся с отклонениями в развитии.
Целью нашей работы является обобщение материалов, в которых нашёл своё отражение опыт, накопленный при работе с учащимися, имеющими задержку психического развития, опыт по формированию нравственных качеств учащихся в условиях МСКОУ VII вида школы № 23.
Школа №23 – это муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В школе учащиеся получают основное общее образование. В школе организованы группы продлённого дня. Обучение и воспитание осуществляется педагогами, имеющими большой опыт работы с данной категорией детей. Коллектив школы успешно решает задачи по обучению и воспитанию учащихся с задержкой психического развития. Одна
из задач, стоящих перед педагогами – это формирование нравственных качеств у подростков.
В реферате я стремилась показать, какая важная роль в процессе воспитания отведена формированию нравственных качеств у подростков с задержкой психического развития.
Задачи работы:
1.Теоретическое исследование проблемы формирования нравственных качеств у подростков с ЗПР.
2.Исследование уровня сформированности нравственных качеств учащих-
ся 7 класса школы №23.
3.Анализ результатов практического исследования.
4.Выбор методов воспитания по формированию нравственных качеств учащихся с ЗПР.
5.Реализация выбранного направления по формированию нравственных качеств учащихся с ЗПР.
6.Анализ результативности воспитательной работы в данном направлении.
Работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1 содержит материал, раскрывающий теоретическое обоснование проблемы формирования нравственных качеств у учащихся с ЗПР.
Глава 2 содержит материал о методах исследования уровня развития нравственных качеств у подростков с ЗПР.
Глава 3 раскрывает содержание работы по формированию нравственных качеств у подростков с ЗПР в процессе воспитательной работы.
Считаю, что материалы данной работы будут интересны всем, кто занимается воспитанием подростков.
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования нравственных качеств подростков с ЗПР.
В широком общепедагогическом значении воспитание рассматривается как процесс передачи подрастающим поколениям социального опыта с целью подготовки их к жизни в обществе. (Чепиков В.Т., 2001. С.5)
Воспитание – это навыки поведения, привитые школой, семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни. (Ожегов С.И., 2004. С.97)
Воспитание личности есть процесс её целенаправленной социализации. (Чепиков В.Т., 2001. С.6)
Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств. (Ожегов С.И., 2004. С.319)
Нравственное воспитание – это педагогический процесс моральной социализации школьников, направленные на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему, происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений. (Чепиков В.Т., 2001. С.8)
Вопросы нравственного воспитания особенно актуальны при работе с подростками с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. (Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В.,1999.С.128)
Задержки психического развития – различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния лёгкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. (Мустаева Л.Г.,2001.С.9)
Изучение детей этой категории началось сравнительно недавно – в конце 50-х годов ХХ века. Острейшая необходимость разработки теоретического аспекта проблем, особенностей психического развития детей с задержкой психического развития в сравнении с другими аномалиями развития, а также, в сравнении с полноценно развивающимися детьми была обусловлена нуждами педагогической практики. В отечественной дефектологии и специальной психологии неоднократно осуществлялись попытки классификации этого состояния. (Лебединская К.С., Певзнер М.С., Власова Т.А., Демьянов Ю.Г., Шевченко С.Г. и др.)
Лебединская К.С. в 1982 году предложила классификацию задержки психического развития, основанную на этиогенетическом подходе.
ЗПР конституционального происхождения;
ЗПР церебрально-органического происхождения;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного происхождения.
(Переслени Л.И.,1996.С.7)
Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности), личностной незрелостью, поведению. Они испытывают значительные трудности в обучении, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Особенности внимания детей с ЗПР проявляются в его неустойчивости, повышенной отвлекаемости, неустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой этими учащимися деятельности. У детей с ЗПР наблюдается и более низкий по сравнению с нормой уровень развития восприятия, что проявляется в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире. Изучение процессов памяти показало недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей.
Своеобразно и поведение детей с ЗПР. В школе они продолжают вести себя как дошкольники. Учебная мотивация у них отсутствует или выражена крайне слабо, не наблюдается положительного отношения к школе. Ведущей деятельностью для них остаётся игра. К началу систематического обучения у детей с ЗПР не формируется высшая форма игровой деятельности – сюжетно-ролевая игра, которая по существу, и готовит ребёнка к выполнению нового вида деятельности – учебной. Даже при организации игры взрослыми или нормально развивающимися ровесниками эти дети не всегда оказываются в состоянии выполнить взятую на себя роль, переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивную деятельность. (Пузанов Б.П.,1999.С.68-75.)
На основании обобщённых сведений о причинах и проявлениях задержек психического развития разрабатывалась и осуществлялась стратегия медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся с ЗПР. Система специального обучения постепенно разрослась, охватив среднее звено школы. Дети с ЗПР оказались в замкнутой системе специального обучения, отнюдь не способствующей их полноценной социальной интеграции. Это создало дополнительные трудности в формировании у таких детей навыков социально-нормативного поведения.
Основной контингент учащихся с ЗПР составляют дети, развитие которых происходило (и, возможно, продолжается) на фоне сочетанного действия неблагоприятных биологических и социокультурных условий. Особого подхода в данном аспекте требуют дети, испытывающие так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падения её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей либо жестокого обращения с ними. В последние годы наблюдается угрожающий рост таких семей в связи с нестабильностью социально-политической и социально-экономической обстановки, инфляцией, безработицей и вынужденной миграцией населения.
В социально неблагополучных семьях нередко дети уже с раннего детства предоставлены сами себе. На первый взгляд, они весьма самостоятельные, то есть, рано овладевают навыками самообслуживания, но при этом наблюдается выраженное безразличие к окружающему: предметам, книгам, людям, к общению с ними. Крайне неблагоприятно на всём последующем развитии ребёнка сказывается отсутствие “значимых” взрослых, обеспечивающих ему соответствующую возрастную ситуацию развития, запускающие механизмы подражания, которые обеспечивают освоение своих социальных ролей, вступлением в активное социально-культурное взаимодействие. Именно здесь должно возникнуть понимание значимости учёбы для осуществления всех своих “хочу”. В этот же период происходит активная отработка высших психических функций в процессе познания окружающего. При отсутствии значимых взрослых у детей не возникает “видение” своих дальнейших жизненных перспектив, не появляется желание действовать “по-взрослому”. Часто они и вырастают, не умея “хотеть”: или не хотят ничего, или хотят всё сразу.
Познание окружающего не имеет активного, направленного характера. У такого ребёнка не складываются взаимоотношения, которые ближе к подростковому возрасту приобретают всё большую значимость. Всё более выраженными становятся конфликтность, защитные реакции, нарастает невротизация. Ребёнок начинает искать среду, где он чувствовал бы себя нужным, более успешным, равноправным – и нередко в новой среде приобщается к девиантным формам поведения. (Мустаева Л.Г.,2001.С.27-36)
Важное значение в процессе социализации имеет формирование нравственных качеств у подростков с ЗПР. Подросток – мальчик или девочка в переходном возрасте от детства к юношеству (преимущественно от 12 до 16 лет). (Ожегов С.И.,2004.С.531)
Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. Интерес к себе рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Формируется представление подростка о собственной личности.
В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников, педагогов). Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Оно вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, в семьях наступает кризисная ситуация. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Подростки становятся упрямы, эгоистичны, замкнуты.
Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. (Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С.,2005. С.29-41)
Особо актуальным в процессе воспитания в этот период становится формирование нравственных качеств, таких как честность, добросовестность, отзывчивость, справедливость, дружелюбие. При владении такими качествами подростку легче реализовывать основную потребность – потребность в общении. Тогда как лживым, равнодушным, эгоистичным подросткам гораздо труднее найти своё место в социуме.
Эффективность работы воспитателя зависит от правильного выбора цели и задач и оптимальной организации работы с учащимися, родителями, педагогами. Для этого воспитателю необходимо владеть информацией о состоянии развития личностных качеств учащихся, о состоянии развития детского коллектива. Для этого необходимо проведение диагностических исследований личностной сферы учащихся.
Глава 2 Диагностика уровня нравственных качеств подростков с ЗПР.
2.1. Методы исследования.
Я взяла за основу следующие психодиагностические методики:
Методика «Личностный дифференциал» (Авторы: Бажин, Эткинд, НИИ Бехтерева, 1983).
Методика «Шкала самооценки личности» (Автор Пригожин А.М.) (Никишина В.Б.,Василенко Т.Д., 2003г.).
На основе данных методик была разработана методика по обследованию уровня нравственных качеств подростков с ЗПР.
Описание. Каждому подростку предлагается бланк исследования. (см.Приложение №1) Тестовый материал представляет собой 6 пар полярных нравственных качеств, расположенных в столбцах. Пары соединены между собой горизонтальной линией, длина которой 100 мм. На линиях правый и левый края отмечены чёрточками, середина – заметная точка. Учащийся оценивает свои нравственные качества, отмечая на линии крестиком предполагаемый уровень развития у себя этого качества. Заполнение шкалы длится 15-20 минут вместе с сообщением инструкции. Обработке подлежат ответы на всех линиях. Длина каждой линии 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54мм = 54балла или 54%). Чем ближе расположена графа к правой или левой стороне пары свойств, тем больше, по мнению испытуемого, выражен этот полюс и соответственно меньше – второй.
Обследование проводится один раз в апреле-мае.
Для составления более полной картины уровня нравственных качеств учащихся в течение определённого периода мною применялся метод наблюдения. При помощи наблюдения, бесед, общения с подростками у меня накапливался определённый багаж знаний и представлений об уровне сформированности нравственных качеств учащихся. Поэтому один раз в год я заполняю на каждого учащегося тот же бланк, что и они сами на себя. Полученные данные заношу в таблицу. (см. Приложение № 2).
На основе данных исследований составляю на каждого ребёнка графики: “Динамика формирования нравственных качеств” (по самооценке подростка)
(см. Приложение № 3),“Динамика формирования нравственных качеств” (по оценке воспитателя) (см. Приложение № 4),“Динамика формирования нравственных качеств учащихся класса” (средний показатель, по самооценке учащихся) (см. Приложение № 5), “Динамика формирования нравственных качеств учащихся класса” (средний показатель по оценке воспитателя) (см. Приложение № 6). Данные заносятся в таблицу «Сводный уровень воспитанности учащихся класса» (см. Приложение № 7).
Из данных графиков можно определить, над формированием какого качества личности следует вести работу. Данные графиков – это руководство к действию.
2.2. Анализ результатов исследования.
Анализ результатов диагностики показал, что уровень сформированности нравственных качеств учащихся одного класса различен. Существуют расхождения между уровнем самооценки подростка и уровнем оценки его нравственных качеств воспитателем. В оценке некоторых качеств эти уровни отличаются существенно. Например. Эгоистичность: средний процент по классу самооценка учащихся 27%, оценка воспитателя 46%. Отзывчивость: самооценка учащихся 74%, воспитателя 59%. Дружелюбие: самооценка учащихся 98%, воспитатель 71%. Однако, есть качества, уровень которых не так сильно отличается в самооценке учащихся и оценке воспитателя. Это добросовестность: учащиеся 68%, воспитатель 57% или справедливость: учащиеся 97%, воспитатель 80%.
В некоторых случаях самооценка нравственного качества отдельных учащихся и оценка воспитателя отличаются существенно. Например, по шкале эгоистичность- взаимопомощь очень многие учащиеся при самооценке показали, что процент эгоистичных черт у них не велик, тогда как, по наблюдениям и выводам воспитателя, эгоистичные проявления у некоторых учащихся выражены достаточно сильно. Возможно, некоторые учащиеся приукрасили действительное положение вещей. Такую картину можно увидеть и при оценивании некоторых других качеств, например, по шкале честность- лживость, дружелюбие- враждебность.
Поэтому необходима целенаправленная работа по совершенствованию нравственных качеств у подростков с ЗПР.
В главе 3 я хочу поделиться практическим опытом по решению данной проблемы.
Глава 3 Практическая работа по формированию нравственных качеств у подростков.
3.1.Содержание работы.
Сейчас нет сомнений в том, что человек обладает исключительной пластичностью нормы реакции. Это определяет громадную роль среды воспитания при формировании духовной личности человека. Вместе с тем каждый человек уникален по заложенной в нём генетической программе. В результате человек развивается под воздействием этих двух программ. Первая – это наследственные биологические особенности, полученные от его родителей. Вторая программа задаётся воспитанием. Именно влияние этой второй программы определяет поведение человека в семье и в обществе. (Дубинин Н.П.,1971.С.57)
С целью формирования нравственных качеств подростков с ЗПР была разработана система. (см. Приложение № 8).
3.2.Анализ результатов работы.
Работа с учащимися проводилась в режиме группы продлённого дня в течение двух с половиной лет. В работе над формированием нравственных качеств ребят своего класса я старалась охватить все стороны школьной жизни. В ходе работы я поняла, что ребят интересуют многие вопросы взрослой жизни. Заинтересованно и увлечённо разбирали конкретные жизненные ситуации, определяли положительные и отрицательные стороны поступков своих товарищей, с интересом обсуждали просмотренные кинофильмы, характеризовали поступки героев. Выяснилось, что некоторые отрицательные герои вызывают уважение, желание походить на них. Разбирали положительные и отрицательные стороны жизни таких героев. При обсуждении прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, поступков учащихся, я придерживалась следующих условий: доступность содержания, связь с жизненным опытом детей, использование примеров из жизни, эмоциональность. Для лучшего понимания подростками смысла, последствий и нравственного содержания поступков, я старалась показать причинно-следственную связь их поступков, как положительных, так и отрицательных. Пример. Произошёл конфликт в соседнем классе с участием Ромы Ю., Саши К., Димы Б. Повод – защита чести и достоинства одноклассника. Поступок был обсуждён с каждым сначала индивидуально, затем все вместе. Было предложено разобрать положительные и отрицательные стороны поступка. Была доказана неправомерность некоторых мелких поступков, приведших к конфликту. Я совместно с другими ребятами дала рекомендацию по дальнейшему поведению учащихся. Всё происходило в спокойной обстановке. Ребята подумали и согласились с доводами воспитателя. В результате, общение подростков с ребятами из соседнего класса продолжается, но уже без конфликтов.
Ребята охотно посещают выставки (правда, чаще развлекательной тематики), любят ходить в цирк. С желанием готовились к походу в лес, обсуждали предстоящий поход и делились впечатлениями после него. В походе возникло множество ситуаций, когда ребята проявляли выдержку, оказывали взаимопомощь.
Ребята с огромным увлечением играли в спортивные игры: футбол, волейбол, снайпер, принимали участие в школьных соревнованиях. В игре в детях пробуждается чувство товарищества, взаимопомощи, дети чувствуют свою причастность к общему делу, учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива. Во время спортивных соревнований ребята активно болели за свою команду или своих спортсменов, искренне радовались успехам.
Большое значение я придавала качеству общения учащихся. Постоянно держала в центре внимания межличностные отношения детей, положение каждого из них в коллективе, обращала внимание детей на положительные качества того или иного учащегося.
Когда в коллективе появлялись учащиеся, пытающиеся занять лидирующее положение, прибегая к негативным способам самоутверждения, выражающимся в насмешках, физических расправах над более слабыми товарищами, то я вела с такими “лидерами” постоянную индивидуальную работу, помогала им осознать своё поведение, направляла их энергию в правильное русло. Однако словесная форма воспитания таких детей не всегда приносила желаемый эффект. Я стала привлекать таких учащихся к активному участию в коллективных делах. Показывала их положительные стороны другим ребятам. Всё это со временем дало возможность включить трудных детей в общее дело, изменить отрицательное мнение о них. Как писал Сухомлинский В.А.: «Не добьётся успеха тот учитель, который попытается воспитать у учащихся чувство долга перед коллективом только критикой, “прорабатыванием”. Критика со стороны воспитателя, товарищей, не будучи подкреплена заботой, помощью, нередко лишь ожесточает школьников». (Сухомлинский В.А.,1956.С.243)
Большое значение в процессе формирования нравственных качеств придавало труду, так как успехи в трудовой деятельности возможны только при условии выполнения установленных правил, в том числе, правил поведения в коллективном труде. Заметила, что ребята не очень любят дежурить по классу, но от дежурства не отказываются. Случалось, соглашались дежурить не в свою очередь, если возникала непредвиденная ситуация. Каждый день убирают своё рабочее место. Дежурить по школе ребята любят больше. Самостоятельно (под моим наблюдением и, если надо, руководством) составляли план дежурства на неделю (кто, где). Пример. Во время субботников и генеральных уборок в классе каждый учащийся чётко знает объём своей работы, имеет свои орудия труда. Однако я объяснила, что класс отвечает за весь объем работ, а не за часть. Поэтому, те учащиеся, которые раньше закончили свой участок, не редко оказывают небольшую помощь тем, кто не очень справляется. Это очень важно для развития таких качеств, как взаимовыручка, ответственность за порученное дело, дисциплинированность. Важно отметить, что я во время уборок не стою в стороне, а выполняю ту же работу, только на своём участке.
При формировании у детей нравственных качеств важна организация общественно полезной практической деятельности учащихся. В такую деятельность можно включать не только уборку класса, субботники или приведение в порядок своего рабочего места, но и подготовку к различного рода мероприятиям, оформление классной комнаты к праздникам, разовые поручения. Оказание доверия ученику при поручении ему определённого задания, сильный воспитательный приём. Естественно, что предъявляемые требования должны быть всегда посильны. При организации подобной деятельности я учитывала интересы, склонности, способности детей, объясняла смысл и значение каждого дела. Все вместе, коллективно мы обсуждали качество выполнения порученного задания. Я отмечала успех, пусть небольшой и не заостряла особого внимания на неудаче. Если работа была выполнена не очень успешно, мы вместе рассматривали пути улучшения. Для человека закономерно стремлением самоутверждения, достижения успеха и получения положительных оценок от других людей. К тому же, «устранять отрицательные черты можно только через развитие положительных личных качеств». (Платонов К.К., Голубев Г.Г.,1977.С.37-38)
Правильное формирование самооценки – один из важнейших факторов нравственного развития. При оценивании деятельности ребёнка я применяла дифференцированный подход, так как внешняя оценка показывает положительное либо отрицательное воздействие не только на детей с повышенной самооценкой, но и на детей с пониженной, хрупкой самооценкой. Эти дети очень зависимы от внешней оценки. Например. Илья К. имел очень низкий уровень самооценки. Учёба даётся ему с трудом, особенно письменные предметы. Ребята не очень серьёзно воспринимали его как компаньона по играм, так как, он ещё и неповоротлив, малоподвижен. Часто бывал один. Я попросила Илью принести из дома его поделки. Устроили выставку в классе. Ребята посмотрели на Илью другими глазами. Сейчас они обращаются к нему за помощью при работе над своими поделками или рисунками. У мальчика выросла самооценка и изменилась оценка его товарищами. У тех детей, которые стали больше общаться с Ильёй, стал расти уровень общительности, стала оформляться более этическая манера поведения.
Я заметила, что ребятам интересно общаться не только с одноклассниками, но и с ребятами из других классов. Эти побуждения вполне естественны, и я их всячески поддерживала. Поощрения свободного общения детей друг с другом укрепляет в них чувство товарищества, дружбы, учит находить бесконфликтный выход из сложных ситуаций. Поэтому, я не запрещала приход гостей из других классов, а иногда мы и сами ходили в гости. И не только к младшим, но и к старшим ребятам. В классе есть проблема. У нас всего одна девочка. Поэтому приход в гости девочек приветствовался особо.
При формировании нравственных качеств подростков большое внимание я уделяла правильному применению похвалы и наказания. При поощрении и порицании я учитывала индивидуальные особенности учащегося. В некоторых случаях я применяю в работе авансированные поощрения, оказывая этим доверие к возможностям улучшения поведения учащегося. Применять наказание старалась только за конкретные проступки, совершаемые учеником сознательно, например, за прогул. Необходимость наказания была понятна всем ученикам класса.
Не менее важно учить детей видеть чужую боль, сострадать и, если нужно, прийти на помощь. В воспитании детей сформировать нравственные качества без определённого опыта совершенно невозможно. «…бесконечное разглагольствование о разных хороших вещах, без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».(Макаренко А.С.,1968.С.56) Ребята с желанием участвовали в акциях “Милосердие” по сбору книг, игрушек детям-инвалидам.
После проведённой воспитательной работы было проведено повторное исследование нравственных качеств учащихся. Это исследование показало положительную динамику развития нравственных качеств учащихся. Повысился уровень добросовестного отношения к учёбе, порученным делам. Несколько снизился показатель эгоистичности, выросла взаимопомощь и отзывчивость учащихся по отношению друг к другу, к воспитателю. Уровень дружелюбия, честности и справедливости тоже вырос. Однако стоит отметить, что работа на данном этапе не останавливается и в дальнейшем нужно так построить работу с учащимися, чтобы уровень самооценки их нравственных качеств максимально приблизился к оценке их нравственности воспитателем.
Таким образом, я считаю, что выбранная тактика работы помогла формировать нравственные качества подростков с задержкой психического развития.
Заключение.
В данной работе исследовались проблемы формирования нравственных качеств подростков с задержкой психического развития. Знакомство с литературой показало, что эффективность воспитательной работы в данном направлении зависит от правильного выбора целей и задач и оптимальной организации работы с учащимися, родителями, педагогами. Для этого воспитателю необходимо владеть информацией о состоянии развития личностных качеств учащихся, о состоянии развития детского коллектива. Для этого необходимо проведение диагностических исследований личностной сферы учеников. Проведение нами практического исследования показало, что уровень сформированности нравственных качеств учащихся класса может быть различен, что существуют расхождения между уровнем самооценки подростка и уровнем оценки его нравственных качеств воспитателем. Поэтому необходима целенаправленная работа по совершенствованию нравственных качеств у подростков с ЗПР.
В целях формирования нравственных качеств подростков мы использовали такие формы работы как нравственные беседы, подготовка и проведение коллективных познавательно-развлекательных мероприятий в классе, организация трудовой деятельности учащихся, походов, экскурсий, участие в акциях “Милосердие”, шефская помощь младшим школьникам, участие в общешкольных делах, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями и другое.
Такая работа проводилась в режиме группы продлённого дня в течение 2,5 лет. Мы получили положительные изменения. Повысился уровень добросовестного отношения к учёбе, порученным делам. Снизился показатель эгоистичности, выросла взаимопомощь и отзывчивость учащихся по отношению друг к другу и воспитателю, вырос уровень дружелюбия, честности и справедливости.
Тактика деятельности выбрана правильно, цель нашего исследования достигнута.
Список литературы:
Буфетов Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе, Алма-Ата: МЕКТЕП, 1988.
Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ под. Ред. Воронковой В.В., М.: «Школа-Пресс», 1994.
Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И. Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М.:АСАДЕМА, 1999.
Дереклеева Н.И. Савченко М.Ю. Артюхова И.С. Справочник классного руководителя.,М.: «Вако», 2005.
Дубинин Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека // Вопросы философии. 1971.№2.
Ким М.П. История СССР-10. М.: «Просвещение»,1972.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ под ред. Пузанова Б.П., М.: «АСАДЕМА», 1999.
Кузьмичёв И.К. Литература и нравственное воспитание личности. М.: «Просвещение», 1980.
Кусков В.В. История древнерусской литературы. М.: Высшая школа, 1982.
Макаренко А.С. Воспитание гражданина., М.,1968.
Минич О.А. Хаткевич О.А. Идейно-нравственное воспитание. Минск: ИООО «Красико-Принт», 2005.
Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержками психического развития. Ижевск, 2001.
Нечкина М.В. История СССР-7. М.: «Просвещение»,1977.
Никишина В.Б. Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы., М.: Владос-пресс. 2003.
Новый Завет от Матфея, глава 5.
Ожегов С.И. Словарь русского языка., М.,2004.
Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М.: «Когито-Центр», 1996.
Платонов К.К.,Голубев Г.Г. Психология., М.: Высшая школа, 1977.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника., М.: «Просвещение», 1972.
Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников., М,1956.
Сухомлинский В.А. Человек- высшая ценность//Мир человека. М.,1971.
Ушинский К. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, 13-е изд. СПб, 1913.
Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников., Гродно:ГрГУ, 2001.