Формирование общекультурной и гражданской идентичности учащихся начальных классов при изучении фольклорных сказок на уроках литературного чтения
Формирование общекультурной и гражданской идентичности учащихся начальных классов при изучении фольклорных сказок на уроках литературного чтения
В условиях социокультурной модернизации российского общества перед системой образования ставится задача формирования личности в трех основополагающих аспектах - этнической, гражданской и общечеловеческой.
В данной статье рассматривается процесс формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся начальных классов при изучении фольклорных сказок на уроках литературного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование общекультурной и гражданской идентичности учащихся начальных классов при изучении фольклорных сказок на уроках литературного чтения»
Формирование общекультурной и гражданской идентичности учащихся начальных классов при изучении фольклорных сказок
МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
Педагог-психолог
Конради И.Ю.
Актуальность проблемы формирования общекультурной и гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии жизни нашего государства.
В условиях социокультурной модернизации российского общества перед системой образования ставится задача формирования личности в трех основополагающих аспектах - этнической, гражданской и общечеловеческой [18].
При этом можно говорить о необходимости формирования общекультурной и гражданской идентичности как некой конечной цели, поскольку данный процесс предполагает под собой как этническое самоопределение личности, так и принятие общечеловеческих, общекультурных ценностей и норм.
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте говорится о формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Поэтому о становлении гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.
Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования общекультурной и гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Психологи считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.
Объектами идентификации при формировании общекультурной и гражданской идентичности у учащихся начальных классов могут быть герои сказок, также как литературные и исторические персонажи. При этом важным условием является раскрытие в их содержании, как общечеловеческих ценностей, так и специфических культурных и гражданских эталонов [4].
Общекультурную и гражданскую идентичность можно определить с двух разных точек зрения как:
- осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл;
- феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта.
Эти два определения не взаимоисключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах общекультурной и гражданской идентичности: со стороны личности и со стороны общности.
В первом случае общекультурная и гражданская идентичность выступает в форме осознания личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющим для него значимый смысл.
Гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что «персона» принадлежит некоторой социальной группе вместе с эмоциональным и ценностным персональным смыслом группового членства.
Гражданская идентичность в этом случае выступает как одна из многих категорий, наряду с половой, возрастной, этнической, религиозной и др. идентичностями. Функция гражданской идентичности заключается в реализации базисной аффилиативной потребности личности в принадлежности к группе. Чувство «Мы», объединяющее человека с общностью, позволяет ему преодолеть страх и тревогу и чувствовать себя более уверенно в новых социальных условиях, фиксирует единство интересов индивида с данной социальной общностью. Таким образом, гражданская идентичность выполняет как защитную функцию, так и функцию самореализации и самовыражения, позволяет оказывать влияние на гражданское сообщество, которое проявляется в политической и гражданской активности. Поскольку в наших условиях принадлежность к гражданской общности определяется в большинстве случаев случайным образом (рождение, проживание) – данностью, а не индивидуальным сознательным решением, это определяет восприятие данной социальной группы как задаваемой извне, а, соответственно, социальная роль гражданина не всегда однозначно позитивно принимается индивидом [10:53].
Структура гражданской идентичности, как и другого вида идентичности, включает четыре основных элемента:
- когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;
- ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
- эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых;
- поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
Важнейшими составляющими эмоционального компонента являются стыд, гордость за «свою страну». Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности. Знание о принадлежности к гражданской общности предполагает наличие представлений, далеко не всегда полных, адекватных и непротиворечивых, об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальные, культурные, политические и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой.
Представления о гражданстве включают: образ государства, занимающего определенную территорию, ведущий тип социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, являются личностный смысл и ценностный компонент. Ценностный и эмоциональный компоненты могут преобладать и оказывать существенное влияние на содержание когнитивного компонента.
Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Второе из определений, данных общекультурной и гражданской идентичности, касается специфики существования и развития гражданской общности как целостности, как коллективного, совокупного субъекта в противопоставлении совокупности людей, объединенных некоторыми признаками. Гражданская идентичность как результат самосознания общности является ее качеством, характеризующим субъектность наряду с такими качествами, как взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. При этом гражданская идентичность как результат рефлексии общности рассматривается как наиболее высокий и сложный уровень развития ее субъектности. Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая основа объединения, закрепленная в факте существования государства [10].
Эта политическая составляющая устанавливает определенную форму объединения сообщества и принципы его существования, закрепленные в институциональном устройстве и соответствующей политической, правовой и экономической культуре. Коллективная субъективность данной общности базируется на гражданской идентичности, а государственность является способом легитимизации данного субъекта в кругу прочих.
Процесс самосознания гражданской общности регулируется двумя тенденциями. Первая – дифференциация и обособление гражданской общности, как однородного сообщества, от «других», не входящих в нее, проведения определенных границ. Вторая – интеграция, основанная на внутригрупповой общности по значимым признакам, таким как сходство в образе жизни, традициях, ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим.
Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы: 1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; 2) самоназвание гражданской общности; 3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; 4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; 5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями [13].
Средством обеспечения интеграции и переживания чувства принадлежности является система символов. Наличие «своей» символики обеспечивает универсальные средства коммуникации внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Символ является материализованным носителем идеи (словесным, событийным или предметным), в данном случае идеи единства, целостности, отражает значимые для общности ценности и образы, обеспечивает мотивацию сотрудничества. Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной символики, фигур исторических (национальных) героев, наиболее значимых исторических и современных знаменательных для страны событий, фиксирующих этапы развития общности, а также бытовых или природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности. Образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности является центральным символом общекультурной и гражданской идентичности, включающим в себя как объективные характеристики жизнедеятельности общности, такие, как территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком, так и субъективное отношение к ним. Образ Родины не всегда включает в себя все выделенные компоненты, он, скорее, отражает наиболее значимые из них, позволяя фиксировать смыслы, интегрирующие общность, степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве.
Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:
- он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;
- он владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
- он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;
- он способен к сознательному управлению своим поведением;
- он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой [15].
Формирование общекультурной и гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС НОО направлен на обеспечение:
- равных возможностей получения качественного начального общего образования;
- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;
- формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья [19].
В «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта определены 3 категории результатов: личностные, метапредметные и предметные. Особенностью личностных результатов является в числе прочих ориентир на формирование «основ гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности». В перспективе – «компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности» [3:25].
Понимание формирования гражданской идентичности как компонента личностных универсальных учебных действий предложил А.Г. Асмолов, охарактеризовав компоненты становления гражданской идентичности:
- когнитивный (знание о принадлежности к определенной социальной общности);
- ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
- эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);
Автор подчёркивает значимость учебного предмета «Литературное чтение» для формирования основ гражданской идентичности личности. Действительно, урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности маленького читателя. Он помогает сориентироваться младшим школьникам в огромном количестве книг, произведений и авторов; формирует представления о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; закладывает основы этноидентичности и толерантности по отношению к другим культурам; воспитывает чувство сопричастности тем историческим событиям, которые составляют историю государства, формирует гражданское самосознание.
Развитие личности читателя происходит в рамках обычного школьного урока на определённом предметном содержании. А если рассматривать литературное чтение в начальной школе как потенциал для становления основ общекультурной и гражданской идентичности личности, то отбор содержания учебного материала должен удовлетворять следующим принципам:
- дидактической культуросообразности, который предполагает отбор дидактических текстов (литературных произведений) руководствоваться их ценностной значимостью, учетом возрастного и интеллектуального потенциала учеников;
- диалога культур и цивилизаций, который обнаруживается в необходимости анализа учебных материалов с позиции расширяющегося круга: от этнических субкультур до мировой культуры, в построении дидактической модели на основе контрастно-сопоставительного изучения культур с точки зрения исторического анализа, использование культуроведческого материала о родной стране;
- доминирования проблемных культуроведческих заданий, который реализовывается в серии усложняющихся задач, среди которых выделяются задания, направленные на сбор, интерпретацию и обобщение культуроведческой информации, в развитии поликультурной компетенции, помогает в выборе приемлемых форм взаимодействия с людьми [2:135].
Гуманистический ракурс предметного содержания литературного чтения позволяет прогнозировать систему ценностей младшего школьника:
- с точки зрения общечеловеческих ценностей младшему школьнику доступны такие понятия как вера, надежда, любовь, доброта, мир, честность, справедливость, великодушие, милосердие;
- личностно значимыми будут следующие понятия: творчество, интеллект, одарённость, самосознание, волевые качества, «мужество», ориентация на приоритет духовных ценностей добра, справедливости, честности;
- отечественные ценности – это историческая память, уважение к государственной и национальной символике, гуманность, менталитет приднестровского народа, традиции;
- в числе гражданскихценностей формируются: индивидуальность, уважение к национальным и культурным ценностям других народов, способность переживать высшие гражданские чувства;
- семейные ценности – это уважение к предкам, истории и культуре своего народа, традиции и обычаи семьи, здоровый образ жизни, забота о старших и младших, внимательное отношение к родителям [1:37].
Учитель средствами литературы может помочь младшему школьнику осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным результатом его опыта и исторического развития. Именно художественное слово помогает, во-первых, понять нравственно-эстетические ценности культуры своего народа и человечества в целом; во-вторых, как вид искусства, способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, формирование общекультурной и гражданской идентичности в нашем исследовании мы будем осуществлять с помощью изучения фольклорных сказок.
Знакомя младших школьников с малым жанром фольклора - сказкой, учитель должен подвести детей к мысли о том, что все народы ценят трудолюбие, честность, храбрость, искренность; порицают жадность, лень, ложь, коварство, предательство. На примере народных сказок ученики начальных классов смогут понять, что сострадание и взаимопомощь всегда находят тёплый отклик в народе, что быть добрым, великодушным, отзывчивым – это достойно человека. Говоря о воспитательном потенциале фольклорных сказок, нужно подчеркнуть, что гармония внутреннего мира отдельного человека не мыслима без гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми. Это способен понять младший школьник.
Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений; открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. И в контексте родной культуры и отечественной истории мог бы приобщиться к тому лучшему, что культивирует наш народ на протяжении веков, взращивая в себе патриотические начала и гражданскую идентичность, готовый к диалогу с людьми разных культур и вероисповеданий, готовый совершенствовать своё Отечество и растить здесь своих детей. Ибо любовь к Родине присуща человеку на всех этапах взросления и проявляется по-своему: сначала это неосознанное чувство единства с отцом и матерью, чуть позже – это привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; затем – это постепенное осознание своей принадлежности к Отечеству.
Сказки, используемые для формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся в начальной школе
№ п/п
Название сказки
Цели занятий
1
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Теремок»
Цель: Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
2
«Крылатый, мохнатый да масленый»
«Жихарка»
«Курочка, мышка и тетерев»
Цель: Показать детям силу коллективизма. Воспитывать дружелюбие, взаиморвыручку, чувство товарищества.
3
«Лисичка со скалочкой»
«Лисичка-сестричка и серый волк»
«Лиса и журавль»
«Золотое веретено»
Цель: Познакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.
4
«Каша из топора»
Цель: Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа.
5
«Хаврошечка»
«Снегурочка»
«Морозко»
Цель: Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение.
6
«Заяц-хваста»
«У страха глаза велики»
Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту.
7
«Царевна-лягушка»
«Сивка-бурка»
Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.
8
«Мужик и медведь»
Цель: Учить применять смелость, находчивость и смекалку в трудных ситуациях.
9
«Два мороза»
Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).
Используемая литература:
Андриевская, В.В.Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников / В.В. Андриевская // Вопросы психологии. — 2004. — № 2. – С. 35-39.
Асмолов, А.Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2 ч. - М.: Знание, 2011. - Ч.1 - 112 с.
Асмолов, А.Г.Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 3. – С. 24-31.
Асмолов, А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. – М.: ФИРО, 2012.- 247с.
Беляева, Е.В. Психолого-педагогические особенности работы со сказкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Е.В. Беляева // Феномен игры в культуре и образовании: Материалы Четвертой региональной зимней культурно-антропологической школы молодых ученых «Культура — образование — человек». — Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2013. — С. 96—101.
Беляева, Е.В. Психолого-педагогические функции сказки / Е.В. Беляева // Развитие личности в образовательном процессе: Сборник научных статей. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2013. — С. 25—31.
Беляева, Е.В. Сказка как инструмент «художественного краеведения» и национальной культуры / Е.В. Беляева // Ученые записки. Серия: психолого-педагогические науки. — Курск: Изд-во Регионального открытого социального института, 2013. — С. 24—26.
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Владос, 2012. – 271 с.
Давыдов, В.В.Психическое развитие младших школьников. — М.: ПЕР СЭ, 2008. – 360 с.
Кожанов, И.В. Гражданская и этническая идентичности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости / И.В. Кожанов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №3. – С. 52-56.
Леонтьев, А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня,завтра. — М.: Знание, 2006. – 267 с.
Мостова О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников. - СПб.: Питер, 2011. – 248 с.
Рубцов, В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / В.В. Рубцов // Вопросы психологии. — 2008. —№ 5. – С.34-38.
Слободчиков, В.И.Психология человека: введение в психологию субъективности. — М.: Знание, 2005. – 312 с.
Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь. - СПб.: Питер, 2011. – 248 с.
Шипицына, Л.М. Основы коммуникации. — СПб.: Речь, 2005. – 251 с.
Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. – С.41-45.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/ 1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 18.06.2013).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/ 2009/12.12.67.
Якобсон С.Г.Психологические проблемы этического развития детей. — М.: Знание, 2004. – 312 с.