kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование системы ценностей ребёнка как основная задача педагогического процесса. Проблемы педагога и практические советы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаются следующие советы педагогу, которого волнуют определённые обстоятельства в педагогической деятельности. Эти советы не только решают проблемы поведения, но и помогают правильной самооценке детей, приобретению ими уверенности в себе, развитию самодисциплины, ответственности, навыков решения проблем.
1.Агрессивность
2.Воровство
3.Депрессия
4.Домашние задания
5.Друзья, выбор
6.Забывчивость
7.Занятия
8.Застенчивость
9.Медлительность
10.Разрушение собственности
11.Самооценка
12.Уважение
13.«Хороший» ребёнок
14.Лживость

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование системы ценностей ребёнка как основная задача педагогического процесса. Проблемы педагога и практические советы. »

Формирование системы ценностей ребёнка как основная задача педагогического процесса. Проблемы педагога и практические советы.

«Воспитатель! Какая возвышенная душа

нужна тут… Поистине, чтобы создать

человека, нужно самому быть отцом,

или больше, чем человеком».

Ж.Ж.Руссо

Маленький человек совсем незаметно становится взрослым, и маленькие упущения в его воспитании могут обернуться большими изъянами души.

Способствовать тому, чтобы таких упущений было как можно меньше, призваны книги. Они, подобно людям, оказывают влияние на судьбу человека, на его взгляды. Весьма важно, какой пример видит ребёнок от окружающих, - столь же небезразлично, какие книги он читает.

Поэтичным букварём жизни, который подготавливает нас к чтению великой и сложной книги бытия, можно назвать сказки. В них запечатлены те кажущиеся иногда наивными, но на самом деле мудрые представления о добре и зле, которые выработаны многими поколениями. Сказки учат, но без назидательно поднятого перста. Тем не менее, читатель сказок непременно выносит из них жизненно важный урок, который состоит в том, что жадность и злоба, чёрствость и лень наказываются, а доброта и преданность, честность и порядочность, упорство и трудолюбие вознаграждаются.

Наше время рождает реальные «сказки», отмеченные приметами сегодняшнего дня. Но проповедуют они те же простые и высокие истины, что заключены в «преданьях старины глубокой» и о повсеместном торжестве которых давно мечтает человечество. Людей, одержимых манией стяжательства, немало в реальной действительности в самых разных странах, т они отравляют жизнь не столько себе, сколько другим. А что произойдёт, если такие люди будут преобладать в обществе? Несчастными станут все. Есть сказки, которые не должны сделаться былью.

Умение вести себя в обществе чрезвычайно важно. При этом следует отличать хорошие манеры от манерности – всякая крайность смешна. «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой», - занёс в свою записную книжку А.П.Чехов.

Существует много подобных высказываний великих людей. Американский писатель и философ Ральф Уолдо Эмерсон утверждал: «Хорошие манеры слагаются из мелких жертв». Жертв во имя чего? Во имя построения добрых отношений с другими людьми, а в конечном итоге – и во имя собственных интересов. Общение с окружающими – сложная наука (переходящая на определённом уровне в искусство), которой человек обучается всю жизнь, но азы её необходимо усвоить как можно раньше.

Хорошие манеры нужны для того, чтобы всем было удобно и легко. Если ты хочешь, чтобы тебе было хорошо, сделай так, чтобы с тобой было хорошо и другим. Приучай себя постоянно думать об окружающих – именно в этом и заключается подлинная вежливость и подлинное воспитание. Доброе и сердечное отношение к людям, с которыми тебя сталкивает жизнь, - вот что важнее всего.

Педагогика – это наука непредсказуемых ситуаций. Педагог планирует свой педагогический процесс (обучение и воспитание), но внезапно возникают такие моменты, что приходится перестраиваться и находить выход из этого, используя различные психологические, методические и педагогические приёмы. В связи с эти предлагаются следующие советы педагогу, которого волнуют определённые обстоятельства в педагогической деятельности. Эти советы не только решают проблемы поведения, но и помогают правильной самооценке детей, приобретению ими уверенности в себе, развитию самодисциплины, ответственности, навыков решения проблем. И перспективная цель воспитания – помочь детям развить здоровую самооценку и жизненные навыки, необходимые для того, чтобы быть счастливыми и полезными членами семьи и общества.

Агрессивность

Педагог: «Мой воспитанник слишком быстро выходит из себя, дразнит других детей, отказывается помогать педагогу и постоянно спорит со мной. Все говорят мне, что он «агрессивный ребёнок», как будто это какая-то болезнь. Почему он так поступает и как я могу ему помочь?»

Предложения:

  1. Вместо того, чтобы уделить главное внимание поведению ребёнка, попытайтесь понять, что стоит за таким поведением. Уверен ли ребёнок в том, что единственный путь получить желаемое – это вести себя агрессивно? Или таким образом он старается наказать того, на кого рассердился? И не является ли это поведение следствием расстройства?

  2. Если это возможно, не разделяйте детей и обращайтесь к ним со словом «дети». Многие агрессивные дети просто сердятся, потому что осознают несправедливость, совершённую по отношению к ним, когда к другому ребёнку, по их мнению, относятся лучше, чем к ним.

  3. Если ребёнок обижает других своим агрессивным поведением, дайте ему знать, что Вы понимаете причину его расстройства, что Вы разделяете его обиду и помогите ему найти выход из положения.

  4. Признайте необходимость поиска путей решения, говоря: « Когда ты захочешь попросить моей помощи, сделай это вежливо, и я тебе помогу. Мы вместе это обсудим».

Воровство

Педагог: « Игрушки или игры пропадают из кабинета. Есть такая воспитанница Лена. Девочки, бывая у неё в гостях, заметили кое-какие вещи из нашего клуба. Всё это она не может позволить себе приобрести. Как быть в данной ситуации?»

Предложения:

  1. Когда что-то украдено, сосредоточьтесь на возврате похищенного предмета или денег, а не показывайте пальцем и не называйте имена. Скажите детям, что украденный предмет должен быть заменён, если нет возможности вернуть его.

  2. Дайте детям шанс вернуть украденный предмет, сказав: « Меня не беспокоит, кто взял предмет, нужно, чтобы он был возвращён. Вполне возможно, что в течение часа предмет будет положен на то место, где его взяли.

  3. Поддержите ребёнка в этот нелёгкий период. Вместо наказания используйте сочувствие. Скажите: «Я знаю, это страшно и неприятно, но мы должны это испытать, чтобы исправить ошибку и вернуть украденную вещь».

Депрессия

Педагог: «Ребёнок всё время кажется очень подавленным. Это проблема физического состояния?»

Предложения:

  1. Будьте внимательны. Чаще задавайте ребёнку вопросы типа: «Тебя что-то беспокоит? Ты можешь мне об этом сказать? Могу я тебе в чём-нибудь помочь?»

  2. Не задавать «глупых» вопросов. К примеру, «Ты злишься, потому что он с тобой не хочет общаться?», «Ты такой грустный потому, что я не спросила тебя на занятии?»

  3. Оставайтесь открытыми. Не считайте, что знаете, отчего ребёнок несчастлив.

Домашние задания

Педагог: «Часто с этим ребёнком происходит настоящая «битва» из-за домашних заданий. Он отстаёт по знаниям в классе. И было сказано, что, если он не начнёт выполнять домашние задания, он будет слабее других. Как обязать его выполнять домашние работы?»

Предложения:

  1. Скажите детям, что Вы не будете напоминать им несколько раз о домашних заданиях. Позвольте им испытать последствия на занятиях, которые произойдут из-за невыполненного задания.

  2. Дайте детям понять, что Вы можете им помочь, если они этого попросят.

  3. Не ожидайте, что Ваши мысли и ребёнка совпадут: «Образование ценно для меня и мне страшно, что ты не чувствуешь его важности для себя». Лучше сказать: «Я действительно надеюсь, что этого больше не будет. Если нужна моя помощь, я охотно помогу».

Друзья, выбор

Педагог: «Один мой ребёнок жалуется, что у него здесь нет друзей. Другой выбирает друзей вне класса, которые мне не нравятся. Как мне помочь детям дружить с теми детьми, которых я одобряю?»

Предложения:

  1. Если ребёнок выбрал друга, который Вам не нравится или Вы его недостаточно знаете, приглашайте его чаще в Ваш класс и надейтесь, что хорошее отношение и внимание, которые вы ему оказываете, будут полезны для него.

  2. Если вы боитесь, что друг, которого вы не одобряете, будет оказывать негативное влияние на ребёнка, усильте на него Ваше положительное влияние.

  3. Не беспокойтесь о том, имеет ли ребёнок достаточное количество друзей. Одни предпочитают только одного, но лучшего друга, другие любят общаться с большой группой друзей.

Забывчивость

Педагог: «Мой воспитанник всегда забывает учебные принадлежности дома или выполнить домашнюю работу. Как быть?»

Предложения:

  1. Прекратите чрезмерно опекать детей, если они забывают вещи. Дайте им возможность обойтись без них, и они научатся помнить. Если дети забыли школьные вещи один или два раза, Вы можете одолжить им свои, но если их забывчивость вошла в привычку и они всегда ожидают специальной «доставки», скажите «нет».

  2. Дети, которые постоянно забывают выполнить домашние задания, могут находиться в состоянии «силовой борьбы» с Вами. Не спрашивайте их об этом. Лучше позволить им испытать те последствия, которые могут возникнуть на занятиях.

Занятия

Педагог: «Мой воспитанник хотел изучать английский язык, но сейчас не очень хочет это делать. Но родители заставляют. Одна родительница сказала так: «Я сама в детстве хотела, чтобы меня мама заставляла заниматься английским языком. Я бы сейчас знала язык. Мне не хочется, чтобы мой сын говорил также обо мне в будущем, когда вырастет. Я ненавижу насилие, но для него важно продолжать занятия». Какова здесь моя позиция?»

Предложения:

  1. Покажите свои умения и навыки вашего предмета. Скажите, что для этого надо поставить себе цель достигнуть подобного.

  2. Во время занятий подходите чаще к этому ученику, хвалите его, поощряйте.

  3. Попробуйте проникнуть во внутренний мир своего ребёнка и подумайте, что действительно важно для него. Задайте вопросы: «Тебе нравится английский язык? Ты хочешь добиться совершенства? Какие у тебя проблемы с заданиями?» Поделитесь чувствами, которые Вы испытывали в детстве в аналогичных обстоятельствах.




Застенчивость

Педагог: «Моя воспитанница очень стеснительная. Когда я и дети с ней разговаривают, она прячет глаза и не отвечает. Все говорят, что она очень застенчивая. Что я могу сделать, чтобы помочь её?»

Предложения:

  1. Бывают времена, когда детям лучше всего держаться «в тени», когда они изучают новую обстановку. Они подходят к таким ситуациям с осторожностью, и не следует «навешивать» на них «ярлык» стеснительности.

  2. Если дети действительно застенчивы, не говорите за них и не пытайтесь добиться, чтобы они заговорили. Просто продолжайте разговор, и они вступят в него, когда будут к этому готовы.

  3. Оставьте ребёнка. Дайте ему возможность строить отношения с другими детьми без вашего посредничества.

Медлительность

Педагог: «Я постоянно наблюдаю замедленную реакцию воспитанника на мои требования. И я бы удивилась, если бы он сделал что-нибудь сразу. Может быть, это генетическое?»

Предложения:

1. Может быть, Вы слишком ожидаете, что они сделают так, как вы сказали, вместо их выбора.

2. Позвольте детям испытать последствия медлительности, не ограничивая и не подгоняя их.

3. Когда Вы что-то потребовали, доводите дело до конца. Если ребёнок ответил: «Позднее», - скажите: «У тебя нет права выбора. Делай это сейчас. Позови меня, когда закончишь, чтобы я проверила работу». Затем ждите, пока он не начнёт «шевелиться».

Разрушение собственности

Педагог: «Моя воспитанница выбросила в окно мяч, когда была рассержена. Что мне следует делать?»

Предложения:

  1. Не унижайте ребёнка, называя его нервозным.

  2. Не наказывайте их, когда они делают ошибки, но покажите им, как эти ошибки можно исправить.

  3. Попытаться объяснить ребёнку «невиновность» мячика и убедить его вернуть мяч на место.

Самооценка

Педагог: «Воспитанница убеждена, что она некрасива. У неё очень плохое мнение о себе. Как могу я помочь её улучшить свою самооценку?»

Предложения:

  1. Избегайте сравнения детей. Ваше отношение к ним не должно зависеть от их поведения.

  2. Отделяйте поступок от того, кто его совершает.

  3. Выслушивайте детей и воспринимайте их проблемы серьёзно. Они прислушиваются к вашей похвале или неодобрению.

  4. Но слишком часто не хвалите ребёнка, так как у него может выработаться привычка постоянно искать одобрения.


Уважение

Педагог: «Как всё-таки убедить воспитанника вести себя спокойно в том месте, где нужно вести себя тихо?»

Предложения:

  1. Объясните причины, по которым нужно вести себя тихо в театре, музее: «Почему, ты думаешь, нужно вести себя тихо в музее?»

  2. Будьте образцом той этической культуры, которой Вы ожидаете от детей.

«Хороший» ребёнок

Педагог: «Я посетила семинар для педагогов, и выступающий сказал, что «хороший» ребёнок может быть так же сломлен, как и «трудный» ребёнок. Что это значит?»

Предложения:

  1. Не сравнивайте детей. Подчеркните, что является уникальным в каждом ребёнке.

  2. Замечайте прогресс и попытки исправиться, не сосредоточивайтесь на результатах.

  3. Не говорите «хорошая девочка» или «хороший мальчик». Говорите точно, что Вам понравилось и что Вы заметили.

  4. Посмотрите, не возлагаете ли Вы всю ответственность на одного ребёнка.

  5. Используйте поощрения вместо вознаграждений и наказаний.

Лживость

Педагог: «Ребёнка поймали на том, что он обманывает. Как его убедить не поступать так в классе? Дома он в этом себя не проявляет».

Предложения:

  1. Потратьте время, чтобы попытаться проникнуть во внутренний мир ребёнка, для того чтобы обнаружить мотив, стоящий за поведением.

  2. Подойдите к ситуации с положительной позиции: «Должно быть тебе очень важно хорошо успевать в классе, если ты готов обманывать?»

  3. Займитесь совместным решением проблемы, поисками решений.

  4. Когда дети чувствуют, что их слушают, воспринимают серьёзно, они меняются в лучшую сторону.

Данные для педагога советы не только решают проблемы поведения, но и помогают правильной самооценке детей, приобретению ими уверенности в себе, развитию самодисциплины, ответственности, навыков решения проблем. И перспективная цель воспитания – помочь детям развить здоровую самооценку и жизненные навыки, необходимые для того, чтобы быть счастливыми и полезными членами семьи и общества.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва,1991

  2. Гордин Л. Методика педагогического воздействия. М.: Просвещ.1997

  3. Джей Нельсен. 1001 Совет педагогам по воспитанию детей. М.,1998

  4. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению. М.1991

  5. Сборник. Магистр вежл. наук или путеш-ие в страну Патафию. М.,1991



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Карпенко Дарья Андреевна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 236989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Основы взаимоотношений школы и семьи в процессе формирования личности успешного ученика "
    ["seo_title"] => string(101) "osnovy-vzaimootnoshienii-shkoly-i-siem-i-v-protsiessie-formirovaniia-lichnosti-uspieshnogho-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "184917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426109088"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства