Формирование УУД учащихся во внеурочной деятельности
Формирование УУД учащихся во внеурочной деятельности
В данной работе обобщается опыт внеурочной работы с учащимися разных возрастов. Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД учащихся во внеурочной деятельности»
Формирование УУД учащихся во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др.
Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:
осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
умение давать оценку своим действиям;
ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
умение выражать собственное мнение и т. д.*
*Автор: С.А. Федорова
Источник: Управление начальной школой , №12 , 2012 г.
Номер журнала: №12 (декабрь)
Опыт работы творческого коллектива
«Золотая лента»
Появление творческого коллектива в нашем Лицее происходило постепенно. В процессе внеклассной работы сформировалась творческая группа заинтересованных людей из числа учеников и преподавателей, которая и явилась основой для будущего коллектива. «Золотая лента» уникальна и имеет ряд особенностей:
Фактор мобильности, быстрое реагирование на любую жизненную ситуацию
Жизнь лицея № 33, одного из самых престижных учебных заведений города, динамична и требует высокого уровня участия, как в внутришкольных, так и в городских, областных мероприятиях. До существования коллектива данный процесс представлял собой достаточно сложную схему (написание сценария, подбор артистов, репертуара, и т.д.) В настоящее время во главу угла ставится идея: мобильная творческая группа вырабатывает план действий, отбираются необходимые наработки и результат выдается незамедлительно. Иногда один праздник или мероприятие трансформируется в несколько разноуровневых выступлений. Например, празднование Международного женского дня 8 марта в 2009 году проводилось в стенах школы для педагогов и учащихся, для представителей Фрунзенского РОВД г. Иваново (в рамках социального партнерства) и для учителей-ветеранов города (по заданию УО г. Иваново). В настоящий момент, уровень развития коллектива настолько высок, что данная ситуация не вызывает трудностей ни у руководителей, ни у участников «Золотой ленты»
Авторство
Успех коллектива во многом зависит от такого немаловажного фактора, как авторство его участников. Практически все выступления (агитбригады, капустники, концерты, мюзиклы, лицейские праздники и др.) проходят по авторским сценариям и разработкам. Данная работа носит индивидуальный характер и рассчитана на определенный подбор артистов, на конкретную ситуацию. Повторы не приветствуются. Изначально инициатива исходила от педагогов-организаторов (см. приложение №2), по мере роста коллектива, появляются авторы-сочинители и в ученической среде. Евгения Степанова пишет тексты песен, как самостоятельно, так и в соавторстве. В 2009 году ученик лицея Афиногенов Николай попробовал себя в качестве автора сценария мюзикла на английском языке, а тексты песен были написаны в соавторстве с Евгенией Степановой. Авторами аранжировок и музыкальными редакторами минусовок наших выступлений также являются учащиеся и выпускники лицея.
Разновозрастность
В своем стремлении соответствовать высокому статусу учебного заведения, наш творческий коллектив привлекает все имеющиеся ресурсы. «Золотая лента» объединяет ребят разных возрастов. Малыши вовлекаются в общий творческий процесс, становятся более серьезными, ответственными и демонстрируют готовность работать на уровне старших ребят. На 75-летнем юбилее лицея творческий коллектив предстал перед зрителями в театрализованном капустнике – «Пушкин - наше все!», где в роли русского классика выступили сразу 10 учащихся разных возрастов. Данная костюмная идея пришлась по вкусу ученикам 1 «б» класса, и на 8 марта они продемонстрировали придуманный и поставленный ими (с помощью педагога Комаровой О.Ю.) «Танец шляп», принятый с восторгом всем залом.
Во многих лицейских мероприятиях с удовольствием принимают участие ребята - выпускники, бывшие участники коллектива, давно уже ставшие лауреатами российских и международных конкурсов, таких как Наталья Козлова, Илья Старчиков, сделавшие музыку и творчество своей второй профессией. Своим ярким дарованием они делают ежегодное «Посвящение в лицеисты» незабываемым событием для нового поколения восьмиклассников.
Не остаются в стороне и педагоги Лицея. Традиционными стали их выступления на концертах, посвященных Дню учителя, школьном КВНе, Последнем звонке, а также вместе с ребятами они не раз становились участниками конкурсных программ и агитбригад. Например, второе место в агитбригаде ЮИД «Светофор» - это во многом заслуга и заинтересованных и неравнодушных учителей.
Рациональное распределение обязанностей
Четкое распределение обязанностей обеспечивает единство действий, позволяет охватить все участки работы, создает возможность равномерно распределить нагрузку и учесть склонности членов коллектива. Одна группа участников реализует себя в постановочном процессе, другая группа выступает в актерском составе, существует даже группа поддержки, так называемые поклонники, которые присутствуют на концертах, делают красочные фотографии, снимают видео, пишут статьи в школьную газету. Дети с ярко выраженными певческими способностями являются самыми активными участниками вокальных конкурсов: «Весны звенящая капель»,
« Мелодии детских сердец». В течение нескольких лет они становились победителями, обладателями Гран-при (см. приложение №2). Немаловажную роль играют ребята – технические специалисты, которые грамотно работают с музыкальной аппаратурой, ищут и «режут» фонограммы, транспонируют минуса. Там, где зачастую даже взрослые организаторы заходят в тупик, ребята всегда найдут интересный, оригинальный ход. Например, поиск необычно сильного, с музыкальной точки зрения, фрагмента на празднование 9 мая, привел к созданию попурри на темы военных песен, который имел высокую эмоциональную направленность и был выполнен на хорошем профессиональном уровне нашими учениками.
Такая запланированная четкость в организации обеспечивает высокий уровень достижений коллектива.
Коллектив быстро реагирует на все происходящие в лицее и за его пределами события. За период 2010-2011 года коллектив «Золотой ленты» принял участие в 18 городских и областных мероприятиях. Это конкурсы агитбригад ЮИД (правила дорожного движения), «Таланты и поклонники» (конкурс противопожарной безопасности), областной фестиваль театральных миниатюр на иностранном языке «Браво», конкурс «Глобал - мьюзик» (совместный проект языковой школы «Глобус» с ТЦ «Серебряный город»), конкурс национальной песни и многие другие (см. приложение №2).
Данная активная позиция явилась одним из определяющих факторов, обуславливающих выход Лицея на первое место в рейтинге общеобразовательных учреждений города Иваново за период 2010-2011 гг.
Яркой эмблемой «Золотой ленты» является разносторонняя социальная направленность коллектива Традиционными стали концерты в рамках социального партнерства на базе Фрунзенского РОВД ко Дню милиции и к 8 Марта, в МЧС по г. Иваново к Международному Дню спасателя. Отклики на выступления детей отражены в благодарностях данной структуры к педагогам-организаторам творческой деятельности Лицея №33 (см. приложение №3)
Предметом особой гордости для нас являются концерты ко Дню Победы, проводимые для ветеранов ВОВ на территории завода им. Королева. Значимость данного мероприятия трудно переоценить. Для ветеранов выступление детей является ярким, незабываемым событием. Они делятся с ними воспоминаниями, важными для общества и подрастающего поколения ценностями. Ребята с особой ответственностью подходят к работе над этим сценарием, задолго выбирают репертуар, пишут стихи, готовят костюмы, рассылают приглашения. Концерты к 9 мая проходят в особо трогательной атмосфере и собирают наибольшее количество участников.
Выступления лицеистов запомнили и в Госпитале ветеранов ВОВ (2009год) и в Доме –интернате для престарелых и инвалидов в м. Богородском (2011 год).
****
В настоящий момент коллектив «Золотая лента» полон творческих планов: идет подготовка концертов на заводе им. Королева, в доме престарелых в м. Богородское. Особого внимания требует подготовка к ретро-концерту для учителей, где будут задействованы современные компьютерные технологии (ребята создают мультипликационных героев, от имени которых прозвучат поздравления с 8 марта в адрес учителей). Идет планомерный отбор репертуара для традиционного участия в конкурсных программах : «Весны звенящая капель», «Мелодии детских сердец», пополняется копилка идей для театрализованных конкурсов и агитбригад.