kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование активной гражданской позиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активная жизненная позиция - это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленных на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование активной гражданской позиции»

Современные воспитательные технологии и формирование активной гражданской позиции

Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». Именно этим девизом я руководствуюсь, строя свою систему работы классного руководства.
В каком направлении действовать? Как способствовать тому, чтобы активность моих воспитанников была полезной как для них самих, так и для общества в целом?

В современной школе на классного руководителя возлагается большая ответственность. С одной стороны классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги – воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь. С другой стороны дети и родители хотят видеть в классном руководителе и воспитателя, и друга, и диспетчера, осуществляющего связь между всеми участниками воспитательного процесса, и наставника, и советчика, а, зачастую, и психолога.
Как не растеряться в этом многообразии ролей, ожиданий и требований? Как сделать работу классного руководителя целенаправленной и эффективной? Многогранная работа классного руководителя тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая линия, центральное звено. Для меня таким звеном стало воспитание вверенных мне школьников активной гражданской позиции.Гражданская активность опирается на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и ценностные ориентиры. В жизненной позиции находит свое выражение внутренний мир личности. Вот почему я считаю, что мои воспитательные усилия должны быть направлены, прежде всего, на формирование у школьников лучших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях. Здесь я руководствуюсь мыслью известного педагога, доктора педагогических наук Анатолия Викторовича Мудрика, который сказал, что «Воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений».

Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:

  • патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);

  • гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);

  • активная жизненная позиция;

  • нравственность;

  • творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).

Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек». Поэтому немало важным считаю заботу об индивидуальном развитии ребёнка, максимальном проявлении личностных особенностей и индивидуальных способностей каждого учащегося моего класса.
Активность, как жизненная позиция формируется тогда, когда у ребенка есть возможность самостоятельно находить решение доступных ему проблем, испытывать свои силы и способности, проходить через различные ситуации успеха и временных неудач. Гражданские ценности должны находить отражение в действительной жизни учащегося. По словам профессора воспитания Надежды Егоровны Щурковой «Ориентированный на конечную воспитательную цель, классный руководитель должен быть озабочен и настоящим моментом жизни ребёнка». Поэтому содержанием моей работы стало совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий и развлечений.

Таким образом, свою систему воспитания активной гражданской позиции школьников, я могу сформулировать как «Активная деятельность, основанная на общегражданских ценностях с учетом индивидуальных склонностей, интересов и способностей каждого учащегося».

В рамках данной деятельности можно выделить несколько направлений.

1. Познавательная деятельность

Познавательная деятельность остается центральной на протяжении всего школьного возраста. В данном направлении моей заботой становится не только воспитание добросовестного отношения к учебе во время уроков, но и поддержка самостоятельной творческой познавательной деятельности детей.
2. Добровольчество (Волонтерство) Важным направление деятельности по формированию активной гражданской позиции считаю участие в добровольческой (волонтерской) деятельности. Все мы видим, как в последние годы волонтерство в России набирает силу, становится нормой общественной активности. Дети с удовольствием принимают посильное участие в подобной деятельности, приобретая тем самым неоценимый опыт участия в жизни общества.
3. Здоровый образ жизни. Самым активным направлением в нашем классе стала деятельность, связанная с воспитанием потребности в здоровом образе жизни.
4. Развитие способностей. Как уже говорилось выше, в своей работе я всецело поддерживаю развитие индивидуальных способностей и интересов детей. Занятия детей в кружках и секциях различной направленности, успехи и достижения одноклассников становятся гордостью всего класса.

Как классный руководитель я продолжу курировать индивидуальное личностное становление детей моего класса. При этом считаю, что главным средством, которым я могу корректировать гражданскую активность ребёнка, является моя собственная жизненная позиция. Готовность участвовать в конкурсах, акциях, фестивалях, вдохновлять учащихся на подготовку и проведение различных мероприятий, совместная творческая деятельности и солидарность с родителями – лучший путь к тому, чтобы каждый ребенок класса приобрел действенный опыт гражданской активности.

Литература:

  1. Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). — М., 2012. 

  2. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1; Часть 2. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 

  3. Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 

  4. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. — М., 1980. 

  5. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2005.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование активной гражданской позиции

Автор: Король Екатерина Сергеевна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ  АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ "
    ["seo_title"] => string(128) "vospitaniie-sotsializirovannoi-lichnosti-chieriez-formirovaniie-aktivnoi-grazhdanskoi-pozitsii-i-razvitiie-lidierskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "130984"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416051402"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Воспитывать ценностные установки и формирование активной жизненной позиции""
    ["seo_title"] => string(80) "vospityvat-tsiennostnyie-ustanovki-i-formirovaniie-aktivnoi-zhizniennoi-pozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "281284"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453487177"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Воспитывать ценностные установки и формирование активной жизненной позиции""
    ["seo_title"] => string(82) "vospityvat-tsiennostnyie-ustanovki-i-formirovaniie-aktivnoi-zhizniennoi-pozitsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "281285"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453487184"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Статья "Образовательная среда как условие формирования патриотизма, исторической грамотности и активной гражданской позиции у подрастающего поколения""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_obrazovatelnaia_sreda_kak_uslovie_formirovaniia_patriotizma_istoricheskoi"
    ["file_id"] => string(6) "524889"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572431938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства