Просмотр содержимого документа
«Формирование духовно-нравственных основ через взаимодействие школы и музея»
Михайлова Ю.В.,
учитель истории и обществознании
МОУ «Звениговская СОШ №1»
г. Звенигово Республики Марий Эл
Формирование духовно-нравственных основ через
взаимодействие школы и музея
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современное общество характеризуется как общество потребления, где во главу угла поставлены материальные блага. Глубокий духовный кризис, меркантилизм, эгоизм, стали его характерными чертами.
Я считаю, что формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента. Краеведение – тот, предмет, который помогает детям самим прикоснуться к истории и культуре родного края, изучить, обобщить, а потом уже транслировать будущим поколениям. Сегодняшние школьники вооруженные современными знаниям и пользуясь достижениями научно-технического прогресса , не только изучают краеведческий материал, собирают экспонаты в музеи, но и создают презентации и сайты, занимаются научно-исследовательской работой и участвуют на конференциях и семинарах.
Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.
На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание школьников может быть представлено многими формами урочной и внеклассной работы, где могут применяться самые различные современные педагогические технологии.
Хочется представить самые интересные и значимые мероприятия педагогической деятельности, направленные на формирование духовых ценностей, нравственных ориентиров на основе краеведческого компонента при взаимодействии и сотрудничестве с Звениговским районным краеведческим музеем.
МОУ «Звениговская СОШ №1» г. Звенигово Республики Марий Эл и Звениговский районный краеведческий музей создают воспитательную систему, обеспечивающие духовно-нравственное образование обучающихся, основанное на приобщении к культурным ценностям родного края на сохранение культурного наследия.
Очень эффективны в этом плане уроки-экускурсии в краеведческом музее. Прежде чем использовать этот метод в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В музее ученики погружаются в атмосферу действительности, становятся как бы очевидцами тех событий. Благодаря этому, историческое прошлое приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Яркие примеры «Марийский край в годы ВОВ 1941-1945 гг.», «Звениговский район в годы войны».
Поняв важность краеведческого материала в преподавании истории, решила поделиться своим опытом с коллегами и организовала вместе с Звениговским районным краеведческим музеем в 2011 году в районе краеведческую научно-практическую конференцию для учащихся «История и культура: от прошлого к настоящему», «Чтобы помнили…». Это позволило объединить усилия учителей-предметников школ района в применении этнокультурного материала на уроках. Эти конференции проходят на базе музея.
Для развития познавательного интереса важное значение имеет также кружковая работа. В 2010 году в Звениговском районном краеведческом музее мною организован кружок «Юный экскурсовод», «Юные историки» и МОУ «Звениговская СОШ №1» «По тропам родного края». Занятия внеурочной деятельности в ученике воспитывают любознательность, стимулируют ученика к учебе. Здесь отсутствует принуждение, учитель просто способствует самосовершенствованию ученика.
Результатом кружковой работы является участие учащихся на школьных, районных и республиканских научно-практических конференциях. Ведь кружковая работа – это в то же время и исследовательская работа.
Исследовательская работа по изучению истории родного края отражается в публикациях в районной, республиканских газетах («Звениговская неделя», «Марийская правда», «Марий Эл»), а также в республиканском сборнике «Евсеевские чтения». Эти публикации развивают мотивацию к изучению истории. Ученики не слепо посещают кружок, а понимают, что результаты исследования можно превратить во что-то конкретное.
Важнейшую роль в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения играет зал Боевой Славы. Экспозиция музея посвящена участию земляков в ВОВ. В экспозиции собраны десятки бесценных экспонатов: гильзы патронов, каски, детали оружия, бытовые вещи русских солдат, немецкие трофеи и т.п.
Традиционной формой военно-патриотической работы в музее долгое время были встречи с ветеранами ВОВ, а большинство рядовых тружеников войны оставались в тени и тихо уходили из жизни. А именно они являлись и являются хранителями ценной информации, без прикрас, без выдуманного геройства и рекламы своих заслуг. Поэтому мы правильно выбрали главными формами работы с ветеранами опрос, анкетирование, запись воспоминаний. И сегодня имеем сотни страниц бесценных материалов.
Экспозиции зала Боевой Славы показывают преемственность поколений: вторая мировая – Афганская – Чеченская войны. За всеми этими войнами стоят человеческие судьбы, судьбы прадедов – отцов – сыновей. Эти материалы помогают формировать у школьников и взрослых такие понятия, как воинский, гражданский долг, патриотизм, героизм, мужество, отвага, сострадание.
Делая акцент на воспитании патриотизма, мы не могли обойти вниманием героев нашего города и района – это ведь неотъемлемая часть истории нашей страны. Часто с учащимися ходим в музей на тематические мероприятия, посвященные героям из нашего района: Бутяков, Вершинин, Марков, Полежайкин, Шарпатов…
Популярности музея способствует и посещение его такими именитыми гостями Республики, как художника Тайгильдина Г., скульптор Яндубаева С.В., самодеятельный художник Караваннов Н.А. многих других.
Можно бесконечно перечислять совместные мероприятия, которые проводит школа и музей в духовно-нравственном воспитании, просто нужно
признать, что, для того, чтобы музей и школа действительно работают и играют важную роль в воспитании населения, особенно в духовно-нравственном воспитании, мы должны объединить действия всех заинтересованных лиц, организовали работу в этом направлении отдела молодежи, ДЮСШ, РОНО, отдела культуры, общественных объединений, организаций.