"Формирование "Я"-концепции и гражданской идентичности личности при изучении предметов гуманитарного цикла"
"Формирование "Я"-концепции и гражданской идентичности личности при изучении предметов гуманитарного цикла"
В данной работе дается краткая характеристика таких понятий как "Я"- концепция и гражданская идентичность личности. Отражены основные методы и приемы развития "Я"- концепции и гражданской идентичности личности обучающегося на уроках гуманитарного цикла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Формирование "Я"-концепции и гражданской идентичности личности при изучении предметов гуманитарного цикла"»
сообщение
«Я»-концепция формируется у человека на всех этапах возрастного развития. В процессе формирования положительной Я-концепции ученика очень важно оказывать ему постоянную психологическую поддержку, учитывать его способности, развивать волю, ставить реальные цели, дисциплинировать.
Педагогическое руководство формирования положительной Я-концепции заключается в том, чтобы научить ученика следующим последовательным действиям:
определить собственные личностные свойства и качества
выявить, какие качества преобладают;
осуществить диагностику, т. е. оценить степень развития собственных свойств и качеств;
определить последовательность и способы самосовершенствования жизненно необходимы свойств и качеств.
Формирование положительной Я-концепции ученика – это не разовое мероприятие, а постоянная кропотливая работа на уроках и во внеурочное время;
методические рекомендации:
во время занятий уделять одинаковое внимание всем ученикам;
поведение учителя не должно быть спонтанным, а напротив – цельным, выдержанным, педагогически грамотным;
объективно оценивать слова, действия, поступки учеников, не придираться, не ущемлять их достоинств;
по возможности найти повод похвалить ученика, поддержать его;
всегда учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Формировать Я-концепцию ученика может тот педагог, у которого выработана собственная положительная объективная Я-концепция.
Подростковый возраст составляет особый этап развития в личности ребенка. В подростковой возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.
Развитие Я-концепции подростков осуществляется через психологические механизмы эмоциональной идентификации и личностной рефлексии. Для педагогического управления этим процессом на основе применения средств художественной литературы применяются методы активизации субъектного опыта, интроспективного анализа, имаготерапии, выступления в роли автора произведения. Активизация субъектного опыта подростков осуществляется через методические приемы: 1) перевоплощения: представить себя в ключевой ситуации, описанной в произведении; представить себя одним из этих героев, постараться ощутить то, что чувствует герой в данный момент; рассказать о своих чувствах, сравнить их с чувствами товарищей; 2) приемы работы с художественным текстом: выделение доминанты в описании внешности и характера героя; цитатная характеристика героя; описание героя в разных жизненных ситуациях: создание образа идеального героя; определение сущности нравственных понятий; 3) личностно ориентированной те- атрализации: включение в «драматизирующую» игру, с перевоплощением в личность, обладающую желаемыми свойствами и «жизнью» в необходимых для их проявления обстоятельствах (проба на роль, инсценировка, сценизация, режиссерский комментарий, игры-драматизации, урок-спектакль); 4) театрально-импровизационной деятельности: психодрама, социодрама, импровизационная игра. Метод интроспективного анализа реализуется через такие методические приемы, как: 1) формулирование с опорой на литературное произведение личностно значимых проблем и организация их обсуждения; 2) контраргументы в рамках беседы, дискуссии, диспута «за» и «против»; 3) запись подростками своих мыслей; 4) незаконченное предложение; 5) написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому для человека; 6) драматизация конфликтной ситуации с организацией ролевых игр. Метод имаготерапии реализуется через воспроизведение подростками в воображении или в реальном поведении желаемого образа своего «Я». Метод выступления учащегося в роли автора реа- лизуется через приемы создания «своего» произведения и рассказа о «своем» любимом герое; сказкотерапии, арт-терапии через рисование.
Следующий метод, используемый на уроках – это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Здесь требуется быстро придумать вопросы, сочинить телеграмму от имени исторического лица. Это такие игры, как «Спросите нас, как мы живем», «Расскажи мне о себе», «Подпиши телеграмму», «Я известная историческая личность». Игры помогают не только в достижение образовательных целей, но и в установлении добрых, неформальных отношений в классе. Игра дает возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности. Во время игры иногда происходит как бы перераспределения лидерства в классе. Если на традиционных уроках преуспевает ученик, который много знает и умеет, то в игре победителем часто оказывается тот, «у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации», кто не просто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатством.
Основными элементами игры являются: имитация (действие в определенной ситуации по заранее известным правилам и с соблюдением уже установленных ритуалов; подражание поведению других, которое дает возможность познакомиться со многими аспектами этого поведения и понять их значение), ролевой элемент (роли участников и их действия в этой роли; ролевая игра не требует точной имитации) деловой элемент (постановка задачи и шаги по ее выполнению) и моделирование (создание определенной модели ситуации, при этом правила и ритуалы вырабатываются участниками игры, а не даются изначально; метод исследования объектов на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих в природе и обществе предметов, при этом устанавливается сравнительно большое количество правил и остается меньший простор для изменения внешних условий). Учебная игра может проводиться как при наличии всех перечисленных элементов, так и с использованием некоторых из них.
В личностном становлении первоочередную роль играет нравственное воспитание. Именно нравственное воспитание создает этический фундамент человеческого сознания, который определяет жизнь и судьбу каждого из нас. Основой нравственного воспитания служат ценностные ориентиры, в соответствии с которыми формируется активная жизненная позиция.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится не только человеком только семейным, но и общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полном объёме затрагивает все уровни образовательных учреждений.
Понятие гражданской идентичности
Гражданская идентичность (также государственно-гражданская идентичность, национально-гражданская идентичность) — индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации
Ключевой задачей самоопределения является формирование гражданской идентичности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл
В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры.
Гражданская идентичность людей имеет свои особые черты в любой стране. Идентичность позволяет человеку осознать себя частью организованной силы, которой является, например, его этническая или гражданская общность, а также защищает человека от негативной социальной информации». «Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а предполагает целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор». В период становления гражданской идентичности важнейшее значение имеет формирование и развитие таких качеств личности, которые составляют основу гражданской культуры личности – патриотизма, гражданственности, политической и правовой культуры.
В формировании патриотизма и гражданственности большую роль играют уроки гуманитарного цикла: истории, обществознания, граждановедения, литературы и т.д. Так, например, на уроках истории школьники знакомятся с историческими личностями, которые внесли значительный вклад в процветание России, их жизнь и деятельность становится примером гражданской активности и самоотверженного служения Отечеству. Демонстрация патриотизма и мужества известных исторических персонажей (Суворов А.В., Кутузов М.И., Ушаков Ф.Ф., Брусилов А.А., Фрунзе М.В., Конев И.С., Жуков Г.К. и др.), писателей (Светлов М.А., Симонов К.М., Твардовский А.Т. и др.), ученых (Ломоносов М.В., Вавилов С.И., Курчатов И.В., Капица П.В., Королев С.П., Туполев А.Н., Яковлев А.С. и др.), благородный гражданский и нравственный опыт людей прошлого и современности побуждают школьников следовать их примеру, формируют у детей и подростков потребность в нравственном самосовершенствовании. Особое внимание на уроках обществознания уделяется вопросам права и демократии, формирования толерантности. На уроках, посвященных отечественной истории, учитель подводит учащихся к пониманию того, что все народы, населяющие Россию, всегда стремились жить в мире и согласии. Основы нашего многонационального государства корнями уходят к глубокой древности, все его народы, несмотря на различия их обычаев и традиций, всегда были едины в борьбе за сохранение целостности страны. Доказательством тому – Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Задача педагога – показать на конкретных примерах, что за годы Великой Отечественной войны за храбрость и мужество высшую награду - звание героя Советского Союза получили 11 603 представителя 100 национальностей нашей страны, причем 104 человека были удостоены этого звания дважды.
К особой форме организации учебной работы по формированию гражданской идентичности относится экскурсия, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (исторических памятников, музеев, достопримечательностей прошлого, мест боевой славы и т.д.) для непосредственного ознакомления с ними. Экскурсии позволяют соединить в единое целое учебный школьный процесс с визуальным осмыслением объектов реальной жизни, непосредственно приобщить детей к предметному миру прошлого, расширить границы школьного курса. В системе воспитания патриотизма и гражданственности экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:
- реализует принцип наглядности (позволяет увидеть ордена героев, старые фотографии, места сражений и т.д.);
- повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью и практикой;
- расширяет кругозор учащихся (знакомит с уникальными памятниками прошлого и современности, историческим и культурным наследием, позволяющим воспитать у школьников чувство гордости за свою историю и свой народ);
- играет значительную роль в профессиональной ориентации среди учащихся.
Семинар – это форма организации обучения и воспитания при изучении гуманитарных дисциплин, которая проводится в старшей ступени образования. Педагоги могут использовать два вида семинаров: в форме докладов и сообщений учащихся и в вопросно-ответной форме. Основная суть семинарских занятий заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.
Особой формой семинара является семинар-диспут. Отличительными его особенностями от внеучебных диспутов являются, во-первых, сохранение постоянного состава класса; во-вторых, руководство диспутом учителя; в- третьих, поддержка традиции коллективной работы в классе. Семинар-диспут имеет и особое назначение, его цель – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, что является важнейшей составляющей гражданско-патриотического воспитания школьников.
Учебная конференция - это такая форма организации учебной деятельности, в которой заложены образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения; она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы.
В своей работе можно применять следующие образовательные технологии: проектную, КТД, технологию проблемно-ценностных дискуссий (акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении).
Формирование гражданской идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества. Широкие возможности для формирования личности школьника, приобщения его к национальной культуре, ознакомления его с историей страны и своей малой Родиной открывает изучение регионального компонента: литература Смоленщины, история Смоленщины. Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполнения учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений — увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Упоминание на уроках имён знаменитых земляков, которые жили прежде или продолжают жить в той же местности, что и ученики, позволяет детям почувствовать себя причастными к историческим процессам.
Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.
Огромные возможности краеведения позволяют воспитывать патриота и гражданина на конкретном материале своего родного края. Краеведческая работа помогает формированию личной сопричастности учащихся к историческому культурному прошлому.
При организации, как учебной, так и внеклассной работы следует широко использовать в образовательно-воспитательном процессе традиции и накопленный опыт гражданского и патриотического воспитания.
В современной российской педагогике и психологии все большее признание получает подход, заявленный в Национальной доктрине развития, доктрине образования, утверждающий принципиальную необходимость сохранения национально-исторической и культурной преемственности, сохранения всех культурных ценностей, выработанных предшествующими поколениями на протяжении тысячелетней истории России и ее государственности.
Психолого-педагогическая деятельность в этом направлении активно способствует формированию у детей, подростков и юношей фундаментальных принципов гражданского общества, основанного на приоритете толерантности, правового сознания, осознания гражданской и этнокультурной идентичности, как своей, так и всех других народов, независимо от их численности; активного гражданского участия в жизни общества.
Список используемой литературы.
1. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики/Лидеры образования. 2007 — № 6.с.4-10.
2. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
3.Программа изучения сформированности универсальных учебных действий учащихся 5-9 классов:методические рекомендации/О.В.Суродина, М.В.Губина,В.Н.Гаврилова.-Ульяновск:Центр ОСИ, 2015.-68 с.
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».