Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ДИАЛОГОМ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА»
Статья «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ДИАЛОГОМ
НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА»
Развитие мира в современную эпоху отличается многообразием, противоречивостью и вместе с тем взаимозависимостью процессов и явлений. Сейчас всё большее значение для развития культуры каждой страны приобретает расширение культурных связей и духовных контактов с другими странами и народами. Сегодня на первый план выходят вопросы, связанные с самоопределением личности в мире, с культурной самоидентификацией, с ориентацией личности на общечеловеческие ценности, на мирное сосуществование разных этнических групп и классов. Этим и определяется актуальность и высокая востребованность толерантности и способности к диалогу в отношениях между людьми [1,с.23].Основоположник технологии «диалогового мышления» российский философ и педагог B.C. Библер показал, что современное школьное обучение и современная психология должны соответствовать особенностям мышления человека и насущным формам его деятельности в XXI веке и что современная логика мышления состоит в «диалоге разных культурных смыслов бытия»[2,c.12]. Таким образом, сегодня сформированное диалоговое мышление выпускника школы является одним из основных требований современного общества к уровню коммуникативной компетентности. Это поможет выпускнику в успешном обучении профессии, в профессиональном общении с партнёрами, в том числе, с зарубежными, а также его профессиональной социализации, умению предъявлять себя.
Актуальность выбранной темы обусловлена противоречиями между нарастающей в образовательной практике потребностью в процессе социализации учащихся, т.е. их интеграции в систему социальных отношений, усвоения ими элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется их способность вести конструктивный диалог, и, как показал констатирующий этап, недостаточным уровнем сформированности у учащихся готовности к такому диалогу, т.е. несформированности их диалогового мышления. Решение данной проблемы требует создания технологии формирования диалогового мышления учащихся в процессе обучения французскому языку, что позволит правильно его скорректировать и измерять уровень сформированности у учащихся коммуникативных умений, которые реализуются через приемы речевого диалога и диалога культур. Кроме того, системное, последовательное обращение к различным формам и способам диалогового общения позволяет положительно влиять на развитие ребёнка, расширяет его общекультурный кругозор, даёт возможность выйти за рамки одного предмета, учит терпимости по отношению к другой культуре, чувству взаимопонимания, взаимоуважения.
Для реализации данной технологии мы предлагаем следующие средства:
- применение аутентичных текстов как для чтения, так и для прослушивания, что способствует "погружению " учащихся в языковую и социокультурную иноязычную среду
- создание на уроках проблемных ситуаций, ставящих учащихся в ситуацию выбора, позволяющих проявить своё отношение к проблеме, аргументировать его. Причём подбор данных ситуаций должен быть таков, чтобы нацелить учащихся на позитивное решение проблемы, отойти от неприятия другой культуры, языка, современных реалий
- активное включение в процесс обучения различных диалогов
( диалогов-расспросов, диалогов - обмена мнениями и др.), т.к. это позволяет решить главную коммуникативную задачу - установить контакт с партнёром в таком психологическом климате, который можно охарактеризовать открытостью, терпимостью, доброжелательностью, взаимным доверием
- сочинения-рассуждения по тематике межнациональных отношений, поиска компромиссных решений, сотрудничества и взаимопомощи, в которых школьники также могут проявить свою точку зрения, порой в более открытой форме, чем в диалоге
- исследовательская деятельность учащихся по предмету, предусматривающая использование как межпредметных связей (французский язык и литература, история, география, английский язык), так и внутрипредметных связей (язык и география, история, политика, экономика, социальная среда Франции и франкоговорящих стран). Исследовательская деятельность не только учит анализировать, проводить аналогии, сопоставлять, делать выводы, но и помогает применить знание языка на практике, перенести это знание в другую сферу, на другой предмет, подойти к изучению иностранного языка осознано.
На основании вышесказанного считаем, что основная практическая ценность технологии формирования диалогового мышления у учащихся старших классов состоит в том, что они могут переносить его на другие области, как учебные, так и нравственные. Здесь мы вправе ожидать позитивного педагогического результата - формирования у учащихся готовности к диалогу, к сотрудничеству, терпимости, желания понять другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, переживанию.