Формирование профессионально-познавательной активности студентов, как условие повышения качества подготовки специалистов по профессии «автомеханик
Формирование профессионально-познавательной активности студентов, как условие повышения качества подготовки специалистов по профессии «автомеханик
Данный доклад направлен на исследование проблемы профессионально-познавательной активности студентов в условиях глобализации современного общества, его информатизации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование профессионально-познавательной активности студентов, как условие повышения качества подготовки специалистов по профессии «автомеханик»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»
Преподаватель: Манин Н.В.
П. Строитель 2017 г.
Обоснование доклада.
Данный доклад направлен на исследование проблемы профессионально-познавательной активности студентов в условиях глобализации современного общества, его информатизации. Актуальность темы продиктована введением новых направлений в подготовке квалифицированных специалистов по профессии «Автомеханик», легко адаптирующихся на рынке труда, мобильных, способных к самореализации.
Сегодня квалифицированный рабочий по специальности «Автомеханик» должен обладать глубокими общеобразовательными и профессиональными знаниями и умениями, владеть навыками высокопроизводительного труда, информационными и коммуникативными компетенциями при самостоятельном решении разнообразных производственных вопросов и творческом подходе к выполняемой работе для достижения высокого уровня овладения профессиональными компетенциями.
Кроме того, необходимым условием профессиональной деятельности является активная жизненная позиция будущего специалиста, умение слаженно работать в коллективе, добросовестно, ответственно и творчески подходить к решению задач по совершенствованию показателей своего труда, участвовать в работе по рационализации и изобретательству.
Профессионально-познавательная активность проявляется также в устойчивости интересов, готовности к труду по профессии, в положительном отношении к содержанию и процессу познавательной деятельности, в направленности на эффективное овладение профессиональными компетенциями и их совершенствование, в развитии творческих элементов профессиональной деятельности.
Цель и задача доклада.
Тема доклада – формирование профессионально-познавательной активности студентов как условие повышение качества подготовки специалистов по профессии «Автомеханик».
Цель доклада – создание благоприятных условий для формирования профессионально-познавательной активности студентов профессии «Автомеханик».
Задачи доклада:
способствовать развитию навыков самостоятельной работы студентов средствами личностно-ориентированного обучения;
способствовать развитию мотивации творческой работы студентов средствами проблемного обучения;
способствовать формированию профессиональной компетенции студентов средствами алгоритмизации учебно-воспитательного процесса.
Содержание доклада:
Профессионально-познавательная активность студентов на уроке.
Следует отметить, что профессионально-познавательная активность формируется, прежде всего, на уроках специальных дисциплин. Так, на теоретических уроках по предмету «Автомобили» решаются следующие задачи профессионально-познавательной активности:
-передать студентам знания об устройстве и эксплуатации основных марок транспортных средств категории «В» и «C»;
-развить техническое мышление студентов, умение самостоятельно применять полученные знания на практике;
-обучить работать с учебной, технической, справочной и инструкционно-технологической документацией и литературой по дисциплине;
-нацелить на творческое отношение к профессиональной деятельности;
-сформировать основу для предстоящих производственных действий и умение осуществлять самоконтроль;
-воспитать ответственное отношение к профессиональной деятельности;
-воспитать готовность к активной профессиональной деятельности, к непрерывному самообразованию.
При реализации задач формирование профессионально-познавательной активности в процессе обучения по предмету «Автомобили» необходимо исходить и анализа профессиональной деятельности автомеханика, перспектив изменения в содержании и характере его труда и требований социально и научно-технического процесса.
Успех теоретического обучения и формирование профессионально-познавательной активности студентов в значительной мере зависит от использования рациональных форм организации учебной работы. Именно на уроке происходят два взаимосвязанных процесса – преподавание и учение. Здесь возможно более близкое знакомство со студентами с учетом особенностей каждого из них.
Использование различных средств и методов работы, создающие благоприятные условия для овладения изучаемого предмета, позволяет разнообразить процесс обучения.
Опыт работы показывает, что для формирования профессионально-познавательной активности студентов на теоретическом обучении по предмету «Автомобили» наиболее целесообразны комбинированные уроки. Комбинированный урок подвергается критике из-за шаблонности и однообразия в структуре, низкого уровня самостоятельности и активности студентов, однообразия методов поведения, но эту критику следует отнести только к недостаткам организации и методики учебного процесса, а не к типу урока.
На уроках данного типа студенты меньше утомляются, лучше усваивают учебный материал, более активны благодаря организации различных видов деятельности (наблюдение, слушание, конспектирование, выполнение самостоятельной работы).
В отличие от точных наук, где путь познания выражается в бесстрастных формулах, в устройстве автомобиля познание реализуется через умения и навыки по предмету, развитие творческого мышления, познавательных способностей.
Уроки следует проводить в достаточно быстром темпе, в атмосфере дружной творческой работы и положительного эмоционального настроения. Важно рационально использовать фронтальный, групповой, индивидуальный способы организации учебной деятельности, для чего необходим дополнительный материал по изучаемому вопросу.
Цель всей работы на уроке – активизация познавательной деятельности, студентов. Использование традиционных приёмов в разумном сочетании с элементами современных методик позволяет достигнуть положительных результатов.
Для профессионально-познавательной активности студентов на уроках теоретического обучения необходимо применять практические методы: упражнения, раздаточный материал (карточки-задания, карточки-схемы) и методы проверки и оценки знаний (устный и письменный контроль, тестирование 1-го и 2-го уровня).
Все вышеперечисленные методы следует применять не изолированно, в сочетании. Например, объясняя устройство и принцип работы карбюратора, необходимо демонстрировать не только его изображение на плакате, но и натуральный образец.
Важным средством повышения познавательной активности студентов на уроке является использование технических средств обучения, которые улучшать наглядность обучения, дают новые знания, способствуют формирования их мировоззрения, повышению качества и эффективности урока, облегчает деятельность преподавателя.
Самостоятельная работа студентов при формировании у них профессионально-познавательной активности.
Особое внимание при формировании профессионально-познавательной активности уделяется содержанию и организации самостоятельной работы студентов. Наиболее эффективными при формировании профессионально-познавательной активности являются следующие виды самостоятельной работы:
При этом последовательность самостоятельного усвоения учебного материала должна идти с возрастающей степенью сложности и проблемности.
На схеме 1 представлена система самостоятельных работ, направленная на формирование у студентов профессионально-познавательной активности.
Схема 1.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
на формирование учебных умений
Составление таблицы классификации
Составление таблицы сравнения
на формирование профессиональных умений
Анализ кинематических и электрических схем
Составление инструкций
на формирование умений применять знания на практике,
на перенос знаний и умений в новую ситуацию,
на формирование умений принимать решения
в конкретной производственной ситуации
задания производственного характера
Самостоятельные работы, ориентирующие на коллективные формы деятельности
Исходя из схемы, видно, что система самостоятельных работ для формирования профессионально-познавательной активности решает следующие задачи:
-формирование учебных умений;
-формирование профессиональных умений;
-формирование умений применять знания на практике;
-перенос знаний и умений в новую ситуацию;
-формирование умений принимать решения в конкретной ситуации.
Важную роль в формировании профессионально-познавательной активности студентов играет умение работать с учебной литературой – одно из важнейших умений, которым необходимо овладеть студенту.
Работа по формированию профессиональных навыков и умений самостоятельной работы с учебником и другой учебной литературой ведётся на разных этапах обучения:
- при сообщении нового материала;
- при осмыслении и закреплении знаний;
- при проверке домашних заданий.
Во время обучения студенты приобретают следующие навыки и умения самостоятельной работы с учебником:
- выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
- устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями;
- сравнивать изучаемые явления;
- делать обобщения, выводы;
- анализировать содержание рисунков;
- составлять конспект.
При организации самостоятельных работ, предусматривающих коллективные формы деятельности, достигается высокая эффективность формирования профессионально-познавательной активности студентов, а именно организация самостоятельных работ творческого характера, содержащие которых включает в себя конкретную познавательную задачу, побуждающую к целенаправленной профессиональной деятельности.
Одной из форм организации самостоятельных работ является привлечение студентов к выступлениям с сообщениями и докладами, дополняющими основной материал и актуализирующими информацию. Включение в данную форму организации самостоятельной работы позволяет студентам проявить привязанность к профессии, интерес к изучаемому учебному материалу. Ценным в данной работе является осознание студентами цели учения, их стремление к самостоятельному её достижению.
Важную роль в формировании профессионально-познавательной активности студентов играет прохождение производственной практики по профессии на предприятиях, где студенты непосредственно на рабочих местах выполняют работы по техническому обслуживанию и ремонта автомобиля, применяя современные инструменты и диагностическое оборудование.
Использование алгоритмов в самостоятельной работе.
Необходимость использования алгоритмов на уроках связана с подготовкой студентов к современному производству, в условиях которого автомеханики должны применять алгоритмические приемы мышления, дающие единый метод решения целой серии однородных задач.
Алгоритм – это понятное и точное предписание (указание) студенту совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели. Практическая ценность алгоритма следует из его свойства массовки, то есть возможности с помощью одного и того же алгоритма решать однозначные задачи.
Использование алгоритмических приёмов в практической работе обусловлено требованиями времени, так как их использование дисциплинирует студентов, организует мышление, вырабатывает особый стиль мыслительной деятельности, при котором мышление престаёт быть чем-то неопределённым, приобретает более четкие формы и становится управляемым. При формировании профессионально-познавательной активности в процессе обучения применяется:
- алгоритмизация процесса усвоения знаний;
- алгоритмизация содержания усваиваемого материала.
В первом случае предоставляется студентам алгоритм усвоения заданного содержания темы, при помощи которого поэтапно раскрывается сущность учебного материала. Этим решаются задачи привития студентам навыков учебного труда, самостоятельного усвоения знаний.
Алгоритмизация процесса усвоения знаний вооружает учащихся обобщёнными приёмами (умениями) познавательной деятельности, применимыми к любому из частных явлений системы профессиональных знаний. Овладение приёмами познавательной деятельности является условием овладения предметом.
Применение алгоритма усвоения знаний и его содержание по теме «Газораспределительный механизм двигателя» представлены в таблице №1.
Таблица №1
Алгоритм усвоения знаний
Краткое содержание учебного материала
Назначение
ГРМ двигателя служит для современного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов двигателя, обеспечивая качественное наполнение цилиндров двигателя свежим зарядом, их очистку от отработанных газов.
Разновидности
Клапанные ГРМ разделяют:
по месту установки клапанов – верхнее расположение клапанов в головке блока цилиндров и нижнее в блоке цилиндров;
по месту установки распределительного вала – верхнее и нижнее;
по виду привода распределительного вала – зубчатый (шестеренчатый), цепной и ременный.
Элементы устройства
ГРМ двигателя включает в себя привод, распределительный вал, толкатели, штанги, коромысла и клапанный механизм. Клапанный механизм состоит из клапанов, направляющих втулок, седел, клапанов, возвратных пружин с верхней и нижней опорными тарелками, сухарей, механизмов поворота клапана.
Принцип действия
При вращении распределительного вала кулачок набегает на толкатель и поднимает его вместе со штангой. Верхний конец штанги надавливает на регулировочный винт, установленный во внутреннем плече коромысла. Коромысло, проворачиваясь на своей оси, наружным плечом нажимает на стержень клапана и открывает отверстие впускного или выпускного клапана в головке цилиндров строго в соответствии с фазами газораспределения и порядком работы цилиндров.
Таким образом, изучение нового материала организуется в виде беседы, планом которой является алгоритм усвоения знаний, представляющий собой цель деятельности студентов.
Алгоритмизация содержания усваиваемого учебного материала, когда изучаемые вопросы программы требуют усвоения последовательности действий при выполнении различных операций, при разборке и сборке агрегатов, приборов автомобиля, обучения принятию решений на основании анализа производственной обстановки, будет способствовать более чёткому обдумыванию и выполнению заданных производственных задач.
Работе по алгоритмизации профессиональных действий предшествует актуализация знаний учащихся о правилах составления алгоритма в текстовой форме и в виде блок-схем; на примере решения конкретных производственных задач прививаются умения пользоваться алгоритмами. Обучение составлению алгоритмов профессиональной деятельности осуществляется преподавателями, а впоследствии учащимся даются самостоятельные работы на построение блок-схемы или составление в текстовой форме алгоритма деятельности в конкретной производственной ситуации.
Применение алгоритмов в процессе обучения должно иметь характер нарастающей сложности: от усвоения учащимися алгоритмов профессиональной деятельности на уровне пользователей до уровня их составителей.
Поставив цель: с помощью алгоритма раскрыть последовательность простых законченных действий для выполнения какой-либо технологической операции, необходимо достичь глубоко понимания учащимися назначения и сущности отдельных действий, осознания физического смысла этих действий.
На схеме 2 представлен алгоритм содержания учебного материала по предмету «Автомобили» по теме «Определение величины компрессии двигателя».
Схема 2.
НАЧАЛО
Прогреть двигатель до температуры 80-90°
Остановить двигатель
Открыть воздушную и дроссельную заслонки карбюратора
Очистить и продуть сжатым воздухом углубления около свечей
Вывернуть свечи
Вставить резиновый корпусный наконечник компрессометра в отверстие для свечи зажигания одного из цилиндров
Повернуть коленчатый вал двигателя стартером на 10-12 оборотов
конец
Считать давление в цилиндре по шкале манометра
При составлении учащимися блок-схем алгоритмов эффективным средством активизации их профессиональной деятельности является организация взаимоконтроля выполненных заданий. Процесс алгоритмизации содержания усваиваемого материала, как и учебное комментирование, позволяет раскрыть внутреннее содержание профессиональной деятельности.
Сам процесс составления блок-схем алгоритмов вызывает у учащихся заинтересованность, так как имеет элементы занимательности и нестандартности отражения знаний.
В процессе выполнения самостоятельных работ по алгоритмизации отдельных операций, составляющих основу будущей профессиональной деятельности, студенты, преодолевая трудности в решении задач, убеждаются в возможности самостоятельно добиться поставленных целей.
Повышение активности в процессе алгоритмизации достигается с помощью:
- более глубокой актуализации опорных знаний;
- представления содержания учебного материала в нестандартной форме (в виде алгоритмов);
- реализации связи теории с практикой путём решения задач производственного характера;
- вовлечения студентов в самостоятельную работу;
- привитие умений и навыков в процессе решения производственных задач на производственный труд.
Таким образом, алгоритмизация процесса усвоения знаний и содержание учебного материала позволяет управлять процессом усвоения знаний, способствует привитию умений и навыков самостоятельного пополнения знаний.
Проблемное обучение при формировании профессионально-познавательной активности студентов.
Элементы проблемного обучения также используются на уроках для формирования профессионально-познавательной активности студентов.
Критериями выбора проблемно-развивающего обучения является:
цели урока,
особенности содержания учебного материала темы,
время и условия формирования профессионально-познавательной активности студентов.
Так, при изучении темы «Устройство и работа сцепления автомобиля» студентам предлагается следующие вопросы:
По каким причинам муфта сцепления «буксует»?
По каким причинам муфта сцепления «ведёт»?
Задания демонстрируются на модели. При объяснении сознательно допускаются ошибки. Задача студентов состоит в том, чтобы найти допущенные ошибки и исправить их.
Проблемные ситуации данного типа не оставляют безучастным ни одного студента, приручает их самостоятельно осмысливать изучаемый материал и формирует профессионально-познавательную активность, которая необходима для подготовки слесаря по ремонту автомобиля.
Роль производственных заданий при формировании профессионально-познавательной активности студентов.
В производственной деятельности автомеханику необходимо владеть умениями на основе знаний комплексного характера, то есть знаний, полученных при изучении различных тем разных предметов. Процесс усвоения и закрепления профессиональных знаний требует актуализации опорных знаний, анализа явлений, обобщения и принятия решений, что по структуре совпадает с реальной деятельностью автомеханика на производстве.
Производственные знания обеспечивают подготовку будущих автомехаников к ориентации в различных производственных ситуациях, требующих немедленного решения и применения знаний на практике.
Например, выполнение проверки компрессии цилиндров двигателя требует активизации знаний по следующим темам: «Устройство двигателя», «Рабочий цикл двигателя», «Неисправности двигателя», «Диагностическое оборудование». Связав опорные знания и построив цепочку логических рассуждений, студентам необходимо ответить на поставленные вопросы:
Как взаимодействуют механизмы двигателя?
Как протекает рабочий цикл двигателя?
Какие неисправности возникают при эксплуатации двигателя?
Какое диагностическое оборудование используется при ТО двигателя?
Каков порядок проверки компрессии в цилиндрах двигателя?
Каковы причины снижения компрессии в цилиндрах двигателя?
Формированию профессионально-познавательной активности при применении заданий производственного характера способствуют:
осуществление связи теоретического обучения с производственным;
осуществление внутрипредметных и межпредметных связей;
повышение профессионального интереса;
организация самостоятельной работы;
применение методов проблемно-развивающего обучения.
Внеурочное обучение как форма формирования профессионально-познавательной активности студентов.
Профессионально-познавательный интерес, возникающий в процессе обучения, активизирует умственную деятельность на только в данный момент, но и направляет ёе к последующему решению различных задач по внеурочном обучении.
Важную роль в развитии самостоятельности познавательного поиска играет кружок профессионального творчества. Занимаясь с интересом и увлечением любимым делом, студенты нередко во внеурочной роботе проявляют значительно больше познавательной активности и самостоятельности, чем на уроках. Развитие этих качеств является необходимым условием для творческой инициативы студентов.
Участие в работе кружка профессионального творчества – это не только место пробы сил и развития творческого мышления, склонностей и способностей студентов, но и коллективная деятельность, благодаря которой воспитываются будущие специалисты по профессии «Автомеханик».
Тем не менее, центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является преподаватель, от которого зависит, как будет усваиваться студентами учебный материал. Поэтому в своей работе преподаватель может руководствоваться словарями Татьяны Зейкан: «Настоящий учитель должен быть волшебником. Всё – в его руках. Только ему захотеть – и всё получится.»
Ожидаемые результаты:
– овладение студентами навыками самостоятельной работы с текстом, составления таблиц, схем и опорного конспекта;
– овладение навыками творческого решения производственных проблемных ситуаций;
– овладение студентами навыков структурирования полученных знаний посредством алгоритмизации учебного материала.