Просмотр содержимого документа
«Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к животному миру через дидактическую игру.»
Бешенова Надежда Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №20».
«Использование художественной литературы в процессе ознакомления дошкольников с дикими и домашними животными»
Главная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру. Экологическая культура дошкольников – это осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение. Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя: само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном. Дети слушают литературные произведения, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Такие разные формы деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, образовательная область Познавательное развитие включает в себя решение таких задач как: формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы. Так же в ФГОС ДО определены целевые ориентиры, которые мы должны сформировать у детей на этапе завершения дошкольного образования: ребенок должен обладать начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет, знакомится с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы. Такая форма работы с детьми как чтение художественной литературы является эффективной для решения поставленных задач в ФГОС ДО. В связи с этим, я поставила перед собой цель:
Формирование интереса к диким и домашним животным с помощью художественной литературы.
Воспитание любви и чувства сопереживания к героям произведений.
Для достижения цели, определила задачи:
Воспитывать бережное отношение к диким и домашним животным.
Развивать познавательный интерес к животным.
Обогащать личный опыт общения с природой каждого ребенка с использованием произведений художественной литературы.
Чтение произведений о природе помогает нам обогащать представления детей, формировать умение глубже всматриваться в окружающий мир. Художественная литература глубоко воздействует на чувства детей. По результатам анкетирования и опросов, бесед с родителями стало ясно, что в силу своей занятости родители редко читают детям описательные рассказы о живой природе, в связи с чем, дети имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, среде обитания, повадках. Воспитанники затрудняются в составлении связного высказывания о животных, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого. Также многие дети страдают аллергией, поэтому родители не заводят животных дома.
Из-за ограниченного общения с природой у детей понизился уровень знаний о диких и домашних животных, поэтому необходимо создать в группе предметно-развивающую среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), чтобы в течение дня ребёнок вовлекался в различные виды деятельности: наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование, игры настольно-печатные и дидактические, использовать альбомы для рассматривания.
В группе организована библиотека, где имеются произведения для ознакомления с домашними животными: А. Барто «Пес», Р.Селянин «Наш котенок», О.Высокая «Корова», К.Чуковский «Крики животных», «Цыпленок», «Петушок с семьей», М. Клокова «Белые гуси», К.Ушинский «Рассказы о животных», «Васька», З.Александрова «Дозор», К.Паустовский «Кот ворюга», Е.Чарушин «Собака», В.Сутеев «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу», Мордовская сказка «Как собака друга искала» и другие. Для ознакомления с дикими животными рекомендуются произведения Е.Чарушина «Первая охота», «Ёж», «Большие и маленькие», «Что за зверь», «Про зайчат», В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Купание медвежат», «Хвосты», «Чей нос лучше», К. Ушинский «Ласточка», К.Паустовский «Квакша» и другие. Детскую библиотеку в группе необходимо систематически пополнять произведениями художественной литературы, журналами, иллюстрациями о животном мире, видеофильмами.
Рассказы используются для того, чтобы сообщить о новых, неизвестных детям фактах. Они дают пищу для размышления, будят детское воображение. Много сведений можно почерпнуть из биологических журналов, так же можно узнать из журналов о разнообразных опытах. Сказки позволяют сформировать представления о внешнем виде и повадках животных. Из стихотворений и потешек дети узнают о строении, потребностях и среде обитания. Загадки помогают узнавать животных по характерным признакам, словесному описанию. Помогают развивать творческое воображение, логическое мышление.
В дошкольном возрасте необходимо формировать умение внимательно слушать произведение, а также эмоционально, активно переживать, сочувствовать животным. В ходе наблюдений за живыми объектами: котёнком, щенком, хомячком, кроликом, черепахой необходимо читать рассказы, сказки, стихотворения, потешки, были, загадывать загадки.
Использование продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, аппликации позволяет детям не только передать строение животного, но и выразить своё отношение к нему.
Для расширения представлений у дошкольников о домашних и диких животных и осуществления взаимодействия с семьями воспитанников целесообразно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Совместно с родителями необходимо разработать и изготовить мнемотаблицы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», коллажи: «Мишка косолапый», «Сорока - ворона», Зайку бросила хозяйка» и др., макеты для диких и домашних животных, для домашних птиц, приобрести игрушки - животных, костюмы животных – для разыгрывания сказок. Так же совместно с родителями можно организовать экскурсию в библиотеку. Родители могут оказать помощь в изготовлении разных видов театров по произведениям художественной литературы: пальчиковый, настольный, театр из коробок, на прищепках, из поролоновых губок, театр на фланелеграфе.
Таким образом, использование произведений художественной литературы в ознакомлении детей дошкольного возраста с домашними и дикими животными позволяет расширить, закрепить, систематизировать представления детей о домашних и диких животных, их детенышах, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания. В процессе чтения книг о животных дети не только усваивают фактический материал, но и лучше начинают относиться к животным, больше заботиться о них.