Формирование здорового образа жизни младших школьников.
Формирование здорового образа жизни младших школьников.
Сегодня современный урок- это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни младших школьников.»
ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда»
Формирование
здорового образа жизни младших школьников.
Работу выполнила
Васина Елена Михайловна,
учитель начальных классов
Волгоград
2016
Сегодня современный урок- это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:
- оптимальная учебная нагрузка;
- сбалансированное питание;
- рациональный режим обучения;
- рациональный двигательный режим;
- если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие здоровью;
- если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиН;
- если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;
- своевременные медицинские услуги;
- охрана психического здоровья .
Приёмы, используемые в моей работе, для создания здоровьесберегающей среды на уроке. На уроках и внеклассных мероприятиях я веду систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся.
При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:
▪ формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и
физической культуре;
▪ использование на уроках и во внеурочное время наиболее рациональных
форм и методов, способствующих становлению физически, психически и
эмоционально здоровой личности;
▪ формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной
безопасности;
▪ систематическая просветительская работа с родителями учащихся
о ценности здорового образа жизни;
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. готовлю детей эмоционально и физически. Во время уроков провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:
1. Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления: 8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала.
2. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток в 1 классе - на 10 мин., и 20 мин., 3-4 классы - между 15-20 минутами.
3. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении.
4. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
5. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
6. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
7.В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов /мячи, скакалки/.
8. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах и т.д.
Учитель должен:
1. Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.
2. Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
3. Знать основы терминологии физических упражнений.
В здоровьесбережении выделяются разные понятия двигательной активности на уроке:
1. физминутка;
2. динамическая пауза;
3. смена динамических поз.
Физминутка – специально разработанный комплекс упражнений; (см. приложение 1). Однако ежедневное ежеурочное повторение подобных комплексов скорее вызовет отторжение и скуку учащихся, чем принесет пользу. Поэтому следует использовать и другие виды разминок.
Динамические паузы – любые движения в качестве смены вида деятельности и введения двигательной активности на уроке. Довольно активно начальная школа использует различные стихотворные физминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз с использованием презентаций, прыжки под музыку, ходьбу и бег на месте, аутотренинги-релаксации.
Смена динамических поз – изменение положения тела в пространстве во время урока.
Виды физкультминуток:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев
перед письмом).
- гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);
- гимнастика для слуха;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика; - упражнения на релаксацию.
При подготовке к урокам я стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей и преобладающих видов деятельности, учащихся на уроке. Преобладающий вид деятельности на уроке – русский язык.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем «телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому я провожу:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук.
Например: упражнение «Этот пальчик…».
(Имитация действий).
Массаж пальцев перед письмом.
«Скалка»- покатать ручку между ладонями, покатать ручку между большим и указательным пальцем.
«Игра на клавишах» - по очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.
«Мороз» - потирание ладошек.
Преобладающий вид деятельности на уроке – литературно чтение.
Часто использую при изучении букв алфавита динамические паузы- игры: «Живые буквы», « Буква потерялась» и т.д.
Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно- пространственную активность в режиме урока и использовать:
- гимнастику для глаз.
- гимнастику для слуха.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого использую:
- дыхательную гимнастику.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.
Использую упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и разных органов:
- эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
[ и ] – мозг, функция почек
[ э ] – железа внутренней секреции
[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа
[ о ] – средняя часть груди
[ ои ] – сердце
- после ритмичного дыхания (дышать через нос), рот плотно закрыть.
Также рекомендую родителям упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом.
Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также быстро выявлять победителей. Я не рекомендую детям использовать игры, носящие остроконфликтный характер, вызывающие большой игровой, после которых у детей наблюдается чрезмерное возбуждение, неблагоприятно отражающееся на дальнейшей учебной деятельности.
Во время уроков использую музыкальные паузы. Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит переключение установок с оценочно- депрессивных на мажорно- перспективные. Произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И. Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.
С первого года обучения в моём классе работают группы ребят, сформированные на основе взаимной симпатии. Их у нас четыре. Каждая группа выполняет определённое поручение целую неделю:
- дежурные по классу (следят за санитарным состоянием кабинета,
проветривают его);
- ответственные за проведение физкультурных разминок (проводят
ритмические переменки, музыкальные паузы, упражнения на развитие
различных частей тела);
- санитары (контролируют наличие у детей предметов личной гигиены,
следят за внешним видом);
- цветоводы (ухаживают за комнатными растениями, находящимися в
классе).
Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья. Приведу примеры:
▪ Беседы «Здоровье в моих руках», «Зачем нужно чистить зубы?», «Осторожно на дорогах!», «Если хочешь быть здоров».
▪ Классные часы «Мои увлечения», «Мои любимые игры».
▪ Игры «В гостях у Айболита», «Здоров будешь - всё добудешь», «Мы –
ловкие, смелые, умелые».
▪ Лекция профессора Знайки о правильном питании.
▪ КВН «История олимпийских игр».
▪ Спортивный час «Быстрее, выше, сильнее».
▪ О вредных привычках.
С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей.
Приведу примеры некоторых тем:
▪ Здоровье ребёнка- приоритетное направление воспитания.
▪ Мы за здоровый образ жизни.
▪ Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших
школьников.
Ребята моего класса посещают спортивный факультатив «Быстрее, выше, сильнее», где занимаются лёгкой атлетикой и футболом.
Так как главное направление в моей работе - воспитание и формирование здорового образа жизни, то в свою работу в 3-м классе планирую ввести «дерево здоровья» для наглядной пропаганды здорового образа жизни. На это «дерево» заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получат награду, поощрение в виде грамоты или сувенира.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты не только духовно, но и физически.
В своей работе я не строю грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены. Я решаю самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели - сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей.
Используемая литература:
Соловьёв Г. М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы. Учебное пособие, ч. 1, ч. 2. – Ставрополь, изд-во СГУ, 2001.
Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. “Физкультура и спорт” М.: 2002.
Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: “Олма-Пресс”. 2001.
Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь.Волгоград:Учитель,2009. – 199 с.