kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданская активность и социальная ответственность – высшие достоинства человека, и их формирование трудная задача для всех, кто участвует в учебно-воспитательном процессе. Решение проблемы возможно лишь общими усилиями семьи, школы, общественных организаций – всего социума. Достойная жизнь возможна лишь в том государстве, которое любят ее граждане, на той земле, по которой ходят, которую украшают и берегут, где формируют культуру отношений, знают и гордятся ее историей, хранят память в семейных архивах и готовы сами взять ответственность и заботу на себя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУЧЕБНУЮ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Авдоченко Ирина Николаевна, преподаватель специальных дисциплин

КГКП Костанайский политехнический колледж


АҢДАТПА


Азаматтық белсенділік пен әлеуметтік жауапкершілік – адамның жоғары қадір-қасиеті және оны қалыптастыру - барлығы үшін кім оқу-тәрбие процесіне қатысады қиын міндет боып табылады. Проблемаларды шешу мүмкінкіндігі отбасының, мектептің, қоғамдық ұйымдар – социумның ортақ күш-жігері арқасында іске асырылады. Лайықты өмір тек оны оның азаматтары жақсы көретін, оны безендіретін, мәдениетін қалыптастыратын, оның тарихын, сақтайтын және мақтан тұтатын және олар үшін жауапкершілік пен қамқорлықты өздеріне алатын мемлекетте ғана болады.

Түйін сөздер: азаматтық белсенділік, әлеуметтік жауапкершілік; колледж; студенттер


АННОТАЦИЯ


Гражданская активность и социальная ответственность – высшие достоинства человека, и их формирование трудная задача для всех, кто участвует в учебно-воспитательном процессе. Решение проблемы возможно лишь общими усилиями семьи, школы, общественных организаций – всего социума. Достойная жизнь возможна лишь в том государстве, которое любят ее граждане, на той земле, по которой ходят, которую украшают и берегут, где формируют культуру отношений, знают и гордятся ее историей, хранят память в семейных архивах и готовы сами взять ответственность и заботу на себя.

Ключевые слова: гражданская активность; социальная ответственность; колледж; студенты.


АBSTRACT


The civic engagement and social responsibility – the highest dignity of the person, and their formation is a difficult task for all those involved in the educational process. The problem can be solved only through common efforts of families, schools, public institutions of society. A decent life is possible only in the state, which is loved by its citizens, where form the culture of relations, know and are proud of its history, cherish the memory in family archives and are ready to take responsibility and care of themselves.

Key words: civic engagement; social responsibility; college; students.



«Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

если на 10 лет вперед – сажай лес,

если же на 100 лет – воспитывай детей».

Народная мудрость


В Стратегии «Казахстан 2030» президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым была поставлена одна из задач - о вхождении нашей страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В настоящее время совершенствование системы образования играет важную роль в достижении поставленной цели.

Одним из главных направлений политики государства в области образования является развитие системы воспитания подрастающего поколения, способствующей развитию патриотического воспитания и формированию гражданской активности, социальной ответственности, высоких нравственных и лидерских качеств подрастающего поколения.

Актуальность существующей проблемы формирования гражданской активности и социальной ответственности у студентов средних профессиональных учебных заведений определяется перечнем негативных моментов, оказывающих определенное влияние на снижение активности современного поколения молодых людей. Чаще всего это выражается в пассивном отношении к жизни, без инициативности молодых людей, их привычкой по возможности стараться переложить свою ответственность на старшее поколение либо кого-то другого, их аполитичность, превышение значимости личностных мотивов над общественными, в низкой творческой активности подрастающего поколения, в частом отсутствии потребности в самосовершенствовании как будущего специалиста и личности, в огромном стремлением получения быстрой выгоды и причем меньшими затратами.

Процесс формирования гражданской активности и социальной ответственности наших студентов в стенах колледжа в настоящее время является одним из основных факторов, определяющим уровень прогрессивности современного общества и его социального развития.

Сейчас от качественной профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена в решающей степени будет зависеть технологический, экономический, политический прогресс нашей страны, а также состояние развития ее культуры и духовности в нашем обществе. Степень активности молодых людей и их жизненная позиция во многом зависит от возрастного периода их жизни, который характеризует уровень их развития, потребность самого молодого человека в своей самооценке, саморазвитии, самореализации.

Оказание содействия процессу формирования активной гражданской позиции и социальной ответственности у наших студентов – одно из ведущих направлений воспитательно – образовательного процесса в нашем колледже.

В настоящее время понятие гражданской активности молодых людей тесно связано с понятиями гражданской позиции, патриотизма, гражданской культуры.

Гражданская активность студенческой молодежи характеризуется как осознанное участие молодых людей в современной жизни общества. Она отражает реальные сознательные действия молодежи в плане выполнения основных задач не только своей профессиональной деятельности, но и своего долга как граждан страны, в их активном участии в общественной жизни. К основным факторам гражданской активности современного молодого поколения относят их гражданственность, гражданскую ответственность, социальную активность. К нашему сожалению у многих наших студентов еще не в полной мере сформирована их гражданская позиция. Среди них бытует мнение о том, что их голос все равно не будет услышан и не сможет сыграть никакой значительной роли в решении какой-либо поставленной задачи, при этом они еще себя не отождествляют с государством, в котором живут и учатся, они еще не чувствуют своей ответственности за происходящие события.

Результативность процесса воспитания гражданской активности и социальной ответственности у студентов колледжа в большой степени зависит от уровня интеллекта молодого человека, от способности и готовности самих преподавателей колледжа в организации такой деятельности, от понимания каждого из нас, педагогов, своей роли в процессе достижения поставленной цели, от нашего умения постоянно совершенствовать свою деятельность, от потребности каждого из нас применять новые формы, методы, способы работы с молодыми людьми и их родителями.

Успешное формирование активной гражданской позиции у молодых людей, во многом определяется уровнем осознания необходимости создания особенной среды обучения, воспитания и развития студентов, как индивидуальной личности. Так как, следуя итогам своих наблюдений и личному опыту, могу утверждать: сколько бы методисты ни описывали методов, сколько бы чиновники ни утверждали стандартов, сколько бы ученые ни сформулировали целей, все это не будет иметь положительного результата, если все это не прошло через сознание самого преподавателя, не превратилось в его личное убеждение, в его личную позицию.

Не вызывает сомнения и тот факт, что сформировать активную гражданскую позицию современного студента способен тот преподаватель, который имеет специальные умения в организации образовательной деятельности колледжа, умеющий жить в современных условиях расширяющейся демократизации. Такой педагог не только способен признавать и принимать возможность наличия разных точек зрения, но способен вести дискуссии на демократической основе, плодотворно решать возникающие разногласия. Это и отказ педагога от диктата, от разнообразных методов давления на студентов, осознание и признание им необходимости осваивать и применять новые современные формы и методы обучения, воспитания и развития личности студента, отказ от принципа, согласно которому интересы абстрактного коллектива - на первом месте, а интересы конкретного студента - на втором. Это заинтересованность педагога в освоении им новых ролей, например, таких как консультант, партнер. Это жизненная потребность постоянного самосовершенствования у самого педагога, овладения и использования им в образовательном процессе различных педагогических технологий, соответствующих поставленным целям.

Оказывать содействие в воспитании гражданской активности и социальной ответственности у студентов способен тот педагог, который обладает определенными лидерскими качествами, соответствующими коммуникативными умениями, развитым социальным интеллектом, умеющий работать с активными методами обучения, воспитания и развития личности студента, способный создавать соответствующую развивающую среду обучения.

Современным обществом, в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях, к системе среднего профессионального образования в Республике Казахстан, предъявляются более жесткие требования к процессу подготовки молодых специалистов. В первую очередь сейчас оцениваются профессиональные и личностные качества будущего специалиста, которые позволят ему как можно лучше адаптироваться в рабочем коллективе, жить и работать в условиях постоянной конкуренции, проявлять активность в различных сферах своей жизнедеятельности.

Современному выпускнику среднего учебного заведения жизненно необходимо уметь самостоятельно выносить решения в совершенно разных жизненных и профессиональных ситуациях, при этом адекватно оценивать возможные результаты и последствия от принятых им решений; умение максимально предвидеть пути развития определенной профессиональной среды, быстро ориентироваться в постоянно меняющихся рыночных условиях.

К особенностям процесса формирования активной жизненной позиции у студентов нашего колледжа относят охват студентов самыми разными видами деятельности, которые стимулируют развитие их познавательной, профессионально – трудовой и гражданской активности.

Как отметил Президент РК Н.А. Назарбаев: «Нужно учить многонациональную молодежь идентифицировать себя с историей Казахстана, важнейшими жизненными ценностями предыдущих поколений. Молодежи нужно дать четкие жизненные ориентиры, оградить от влияния сомнительного рода идей».

В настоящее время одним из главных направлений воспитательной работы Костанайского политехнического колледжа – это воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, уважения к истории, культуре нашей страны.

Именно целенаправленное воспитание должно подготовить молодого человека к одной из главных ролей в его жизни – к роли гражданина. Эта роль предусматривает выполнение прямых гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции нашего государства, знание государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства.

Зарождение патриотизма, и это не секрет, начинается еще с семьи, в процессе зарождения родственных чувств к родителям, дальним и близким родственникам. Мы знаем, что семья - это тот самый первый коллектив и та самая естественная среда для развития каждого еще маленького ребенка, именно там начинают формироваться основы будущей личности наших студентов. Наша задача состоит в том, чтобы способствовать восприятию молодыми людьми и их родителями истории своей семьи как части истории нашего народа, они должны заботится о сохранении и приумножении семейных традиций.

Настоящий патриотизм взращивается на основе национальной гордости, любви к своей малой Родине. Сейчас необходимо убедить молодых людей в том, что любовь к Родине проявляется не только во время боевых условий, что она проявляется в постоянном стремлении каждого из нас сделать жизнь лучше – в том числе и хорошо учиться в колледже, и хорошо работать, и оказывать помощь тому, кому она нужна. Следует напоминать, поддерживать хорошее дело, выступать против зла и насилия – это тоже патриотизм. Об этом должны знать молодые люди.

Чувство здорового национального патриотизма зарождает желание сделать жизнь своего народа лучше, теснее связывает человека со своей землей, воспитывает любовь к ней, Именно такими были стремления великих сынов казахской степи: А.Кунанбаева, Ш.Уалиханова, Ы.Алтысарина, С.Сейфуллина, М.Габдуллина и многих других замечательных людей. Мужественно сражались в боях Великой Отечественной войны – воины - казахстанцы. Изучая на уроках истории Казахстана, казахской литературы жизнедеятельность великих сынов казахского народа, которые являются яркими примерами граждан-патриотов, молодые люди знакомятся с историей своей страны.

Когда мы стараемся приобщить наших студентов к духовной культуре казахстанского народа, путем изучения исторического прошлого нашей страны, мы укрепляем атмосферу дружбы, мира и согласия, мы формируем у молодых людей чувство гордости за свою страну, за свою Родину.

Наш мир разнообразен, и именно поэтому в нем должно быть место каждому из нас, людям, относящимся к разным культурам и вероисповеданиям. Сейчас проблема толерантности в мире очень актуальна. В Казахстане она имеет очень важное значение, поскольку Казахстан – полиэтническое, поликультурное общество.

Государственная символика Республики Казахстан - комплекс культурных эмблем наций, это условные знаки, выражающие национальные ценности, определенные стороны жизни народа и государства. Насколько правильно мы используем государственною символику, на столько будет положительно воздействие на формирование гражданского самосознания и чувства общности. В Казахстане, как и во многих странах мира государственные символы используются для создания положительного образа государства, являются предметом национальной гордости. В нашем колледже имеется своя традиция обязательного исполнения Гимна Республики Казахстан на мероприятиях, в начале каждой недели.

Педагоги колледжа в ходе своей работе пытаются достичь того, чтобы каждый из наших студентов знал историю создания, смысл и значение Герба, Флага, мог исполнить Гимн. Особое внимание уделяется гимну нашего учебного заведения.

Наши молодые люди должны жить достойно и, как зеницу ока, они должны беречь обычаи и традиции нашего народа, хорошо учиться и своими умениями и талантами вдохновлять окружающих их людей, воплощать в жизнь все передовые гуманные идеи ч нашего общества.

В ходе реализации государственной молодежной политики Республики Казахстан, при колледже создан комитет по делам молодежи (КДМ), который является структурным подразделением колледжа.

Комитет по делам молодежи колледжа призван содействовать реализации молодежной политики государства и созданию условий для развития социальной активности студентов, их творческих способностей. Комитет по делам молодежи колледжа играет основную роль в развитии студенческого самоуправления.

К основным целям деятельности комитета относятся повышение активности общественной деятельности студентов, способствование процессу формирования их гражданской активности молодежи, способствование воспитанию патриотических чувств молодежи, оказание поддержки и реализации студенческих инициатив, оказание содействия развитию личностной самореализации студенческой молодёжи.

К основным задачам деятельности комитета по делам молодежи колледжа относят способствование процессу воспитания образованного, деятельного и сознательного гражданина и патриота своей страны, осуществление защиты прав и законных интересов молодежи колледжа, способствование развитию достаточно самостоятельной, гармонично развитой творческой личности, способной к адаптации в изменяющихся условиях нашего общества, оказание поддержки талантливой и одаренной молодежи, создание условий для диалога и взаимодействия студенческой молодежи и администрации колледжа, содействие в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи.

В состав студенческого совета, действующего при колледже, вошли лучшие, избранные голосованием, представители студенческой молодежи.

В работе со студентами сложились соответствующие традиции в колледже: выборы президента колледжа, выборы актива групп, собрания активов групп, творческие отчеты, молодежные проекты, сотрудничество с организациями города.

Приобщая молодых людей к деятельности общественных организаций, органов самоуправления, педагоги способствуют формированию правовой и политической культуры, гражданских качеств личности студента, его социальной активности.

Гражданская активность и социальная ответственность – это достоинства человека, формирование которых трудная задача для всех, кто участвует в учебно-воспитательном процессе. Пути решения этой проблемы возможно найти лишь общими усилиями семьи, колледжа, различных общественных организаций – всего социума. Достойная жизнь возможна лишь в том государстве, которое любят ее граждане, на той земле, по которой ходят, которую украшают и берегут, где формируют культуру отношений, знают и гордятся ее историей, хранят память в семейных архивах и готовы сами взять ответственность и заботу на себя.


Список литературы

1. Быков А. Организационно – педагогические вопросы патриотического

воспитания в школе. Воспитание школьников. № 6, 2006 г.

2.Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе.- М.2002.

3.Валиев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся.- Уфа. 1991.

4. ж. «Саясат-Policy»,2008, №4, Байдельдинов Л. – «Проблемы социокультурной консолидации казахстанского общества»;

5. ж. «Саясат-Policy»,2008, №7, Гонгало В. – «Становление правовой и философской мудрости казахского народа»;

6. ж. «Достык»,2012, №3, Казбеков – «Казахстан: Здесь и сейчас»;

7. г. «Казахстанская правда»,16 февраль 2013, Наталья Калашникова – «Равноправие и ответственность за страну».








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Авдоченко Ирина Николаевна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vospitatelnaia_rabota_v_usloviiakh_shkoly_internata_dlia_detei_s_"
    ["file_id"] => string(6) "654721"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723027672"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Программа развития воспитательной компоненты школы "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-razvitiia-vospitatiel-noi-komponienty-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "225149"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439456177"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья: "Развитие певческих и творческих способностей школьников в системе дополнительного образования" "
    ["seo_title"] => string(116) "stat-ia-razvitiie-pievchieskikh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-shkol-nikov-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441808786"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Программа  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления « Здоровячок» "
    ["seo_title"] => string(95) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-sportivno-ozdorovitiel-nogho-napravlieniia-zdoroviachok"
    ["file_id"] => string(6) "175083"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424228162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства