Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию
Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию »
Выступление педагога-организатора Павловской М.Н.
«Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию»
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы. Перед учреждением образования стоят следующие цели и задачи.
Цель: прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:
Задачи:
изучение истории своего края;
воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:
формы: конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений
поисково-исследовательская работа
акции
инсценировки
уроки мужества
методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.
Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому. И мы стараемся идти в ногу со временем.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников,
как основное направление идеологической работы
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.
Сегодня в республике большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят, и тогда вступление в ряды БРПО и БРСМ, будет происходить по инициативе самих ребят.
Очень важно, чтобы сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во всех районных и общешкольных мероприятиях, различных акциях.
Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.
Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.
В рамках годового планирования по формированию у учеников гражданско-патриотических чувств проводятся такие мероприятия, как урок «Я – лепельчанин», школьный конкурс “Мой родны кут, як ты мне мілы”, уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ; организация выставок детского творчества.
В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.
Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.
Задачи воспитания юных граждан Республики Беларусь значительно расширились. Акценты переместились в область гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Таким образом, воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования воспитательного пространства учебного заведения.
Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО.
Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.
Работа педагога-организатора и классных руководителей в гражданско-патриотическом воспитании
Формированию у детей и молодежи чувств гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе молодежные и детские общественные объединения БРПО и ОО «БРСМ».
Молодёжные организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. В противном случае мы не сможем противостоять попыткам некоторых взрослых использовать имя пионера, как что-то прошлое и давно забытое.
Героические события истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.
Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил РБ, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств. Работая над различными проектами (историческими, краеведческими, благотворительными, информационными), учащиеся получают необходимые знания, умения и опыт, которые способствуют формированию полноценного гражданина общества, патриота страны. А проведение таких торжественных мероприятий как прием в октябрята, пионеры, члены ОО «БРСМ», участие в военно-патриотической игре «Зарница», несение Вахты памяти дают возможность активизировать гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Хочется сказать о возрождении тимуровского движения в школе. Из числа пионеров создан тимуровский отряд «Добру откроем сердца». Ребята придумали свой девиз, отрядную песню, составили план своих добрых дел, выступили с агитбригадой перед учащимися своей школы и в районном мероприятии «Зажги костёр добра».
Говоря о взаимодействии педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:
- сохранение школьных традиций: приглашение ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи.
- развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий.
- поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.
- участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.
При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов БРСМ.
Мы помним о том, что ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Все мероприятия мы проводим в игровой форме, в форме конкурсов, брейн-рингов, КВН-ов. По окончании мероприятий ребята выпускают газеты, коллажи и т.д.
Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества.
Достижение целей гражданско-патриотического воспитания осуществляется через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.
В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.
В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.
И в тоже время в школе уже сложилась система внедрения различных современных воспитательных форм и методов организации гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Хочется отметить, что гражданско-патриотическое воспитание в школе проводится с учетом возрастных особенностей школьников. Усвоение знаний, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществляется под руководством педагогов школы. При подборе материала для организации каких-либо мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию они исходят из его воспитательной ценности, интереса детей, принципов доступности, научности, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Гражданско-патриотическое воспитание это сложный и многогранный процесс, так как на него оказывают влияние не только школа, но и семья, и окружающий социум. В связи с этим важно охватить всех учащихся разнообразными массовыми, групповыми и индивидуальными формами воспитательной работы и организовать это так, чтобы школа стала центром и способствовала обогащению учащихся их гражданским опытом.