Просмотр содержимого документа
«Формы организации краеведческой деятельности в дополнительном образовании»
Буряк Жанна Владимировна
педагог дополнительного образования
Формы организации краеведческой деятельности в дополнительном образовании
Краеведение - это комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней, основанное на использовании знаний по географии, экологии, истории, археологии, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания и других научных дисциплин. В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания.
Поэтому в своей педагогической деятельности использую следующие формы организации учебно-воспитательного процесса: учебно-исследовательские экспедиции.Ежегодно с обучающимися объединения выезжали в эколого-краеведческие экспедиции. Тематика экспедиционных исследований охватывало такие области, как экология, биология, география, история и другие науки. Выездная форма учебно-воспитательной работы — эмоционально яркая и очень содержательная сторона жизни детей. Такая форма работы способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья обучающихся. Детям в школьном возрасте очень нравится ездить, знакомиться с родным краем, на практике изучать их географические, исторические, культурные достопримечательности. В полевых условиях вместе с детьми собирали интересующие данные, фотографировали и затем, в холодное время года обрабатывали, осмысляли, сопоставляли собранную информацию и готовили выступления на научно-практическую конференцию. Нами были проведены исследовательские однодневные и многодневные походы и экспедиции: «Изучение флоры и фауны Караканского бора»; «Изучение растительного и животного мира памятника природы «Барсуковская пещера» и его окрестностей; Водный поход по реке Бердь. Узнав, что Бердск называют «Сибирской Атлантидой», (в 1956-1957 годы при строительстве Новосибирской ГЭС старое городище было затоплено, и город был перенесен на новое место) ребята моего детского объединения с большим интересом и энтузиазмом взялись за изучение Старобердских островов и «Змеиного острова». И в 2015 году в июле месяце нами была организована экспедиция на Змеиный остров. Территория этих островов не подверглась затоплению, например, Змеиный остров (народное название) - это частица старого Бердска, которая осталась незатопленной при строительстве Новосибирской ГЭС в 1957 году; на его берега до сих пор волны Обского моря приносят утварь и вещи жителей «Старого Бердска».
Вторая форма — работы-это музейная педагогика. После экспедиции на «Змеиный остров» ребята – активисты оформили мини-музей «Находки Старого Бердска» в учебном кабинете. В фонде нашего мини-музея было 17 исторических экспонатов, привезенных из археологических экспедиций обучающимися центра туризма «Юность» в течении 10 лет. На базе мини-музея проводились тематические экскурсии и мероприятия, которые готовили и проводили сами подростки, члены актива «Юные краеведы». Часто после посещения мини-музея, приглашенные на экскурсии дети, педагоги и родители приносили семейные раритеты, относящиеся к жизни в старом Бердске. Таким образом, мини-музей предоставлял возможность не только расширить кругозор детей об истории родного края, города и его культуре, но и узнать историю своей семьи.
Одной из активных форм работы по формированию патриотического воспитания в моей работе является проведение акций разной направленности, в которых мы участвуем. Цель таких акций может носить разный характер. Например, к 70- летию Великой отечественной войны, нами была составлена книга памяти «Я помню! Я горжусь!», где дети собрали огромный материал про бабушек и дедушек участников Великой отечественной войны и приняли участие в акции «Чемодан с историей». В 2016 году обучающиеся участвовали в акции «Дерево-память», где с тружеником тыла было посажена туя - хвойное дерево на территории теплицы центра туризма «Юность». В рамках всероссийской акцииОберегай» в 2017 году по очистке берегов от мусора, обучающиеся не остались равнодушными и были отмечены благодарственным письмом мэра города Бердска.
Ещё одной из активных форм работы краеведческой направленности стало участие обучающихся детского объединения «Юный краевед» в профильных сменах, где ребята не только участвуют в конкурсах, но и проходят мастер-классы, обмениваются опытом и учатся методикам проведения проектно-исследовательской деятельности.
Нами подготовлен богатый материал для проведения экскурсий по городу и области: «Путеводитель по городу Бердску», «7 чудес Бердска», «Памятники Бердска», «Семь чудес Новосибирской области», «Скульптурные композиции Бердска», «Природа Бердска и его окрестностей». Так же собран материал по Памятникам Природы области. Данный материал можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, предметных неделях и при подготовке к конкурсам. Исследовательские работы, выполненные обучающимися объединения, пополняют краеведческий фонд учреждения, они содержат интересный фактический материал по истории города. Многие наши работы являются самостоятельными источниками краеведческой информации.