Просмотр содержимого документа
«"Газетные публицистические жанры как способ развития речи и форма нравственного воспитания молодёжи".»
Закон РФ «Об образовании» определяет не только предмет регулирования, основные принципы государственной политики в сфере образования, полномочия федеральных органов, но и выделяет следующие основные понятия: образование, воспитание, обучение, федеральные государственные образовательные стандарты, образовательная программа и др. Воспитание представлено как ценностно-целевой блок и приоритет современного образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям. Это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»1. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения, соизмерять знания и умения с возможностями. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека - удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
У учителя русского языка и литературы особая миссия – через «слово» донести до ребёнка генетическую информацию об истории страны, милосердии и терпении, о силе и богатстве русской души, о высокой духовности русского народа. Именно учитель словесности, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества»2. Для достижения этой цели во внеурочной деятельности работаю над темой "Газетные публицистические жанры как способ развития речи и форма нравственного воспитания молодёжи". Как это важно: через общение с людьми учиться замечать жизнь вокруг себя. Для многих современных ребят, владеющих инновационными разработками, которые знают, что такое гаджеты, но совершенно разучились общаться с людьми, это немаловажно.
Цель работы обучение навыкам собирать и обрабатывать материал для создания статей публицистического жанра, навыкам интервью, культуре общения с респондентами.
Задачи программы:
Систематизировать знания учащихся о стилях речи и их функциях, о средствах выразительности, о цели и объекте работы.
Прививать любовь к родному слову, развивать чувство сопричастности с историей, культурой села, района, республики.
Развивать чувство ответственности за свои слова и поступки.
На первом этапе работы учащиеся знакомимся с газетными жанрами: информационными, аналитическими, художественно-публицистическими. Знание жанровых особенностей помогает им осознать цель творчества, правильно отобрать материал и представить его в выбранном жанре. Эта работа развивает такие качества характера, как самостоятельность и ответственность. На втором этапе мы работаем с материалом газет «Суоярвский вестник», «Губерния», «Аргументы и факты», составляем небольшие заметки, используя события школьной и сельской жизни. Это необходимо для того, чтобы ребята учились находить тексты нужных жанров, определяли цель и задачи будущей заметки, отмечали сильные/слабые стороны и «язык» газетной статьи. И только потом мы приступаем к «настоящей работе» - написанию собственной статьи. Такая работа воспитывает сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Следующий этап – языковая практика. На этом этапе школьники учатся формулировать заглавие, цель своей статьи, определяют ее жанровые особенности, обрабатывают собранный ими материал, обсуждают стилистику и средства языковой выразительности, редактируют свои тексты, при необходимости подбирают фотографии. Важной частью языковой практики является коллективное обсуждение рабочих материалов, собранных учениками для своих статей, определение значения малознакомых слов, подбор лексических и контекстуальных синонимов.
Овладение средствами выразительности русского языка, развитие устной и письменной речи и умения умение вести диалог-беседу способствуют воспитанию любви к родному краю, развитию интереса к его истории и культуре, формируют и развивают гражданскую и национальную идентичность. Языковая практика есть «деятельность, направленная на развитие личности … на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей…»3, а программа внеурочной деятельности "Газетные публицистические жанры как способ развития речи и форма нравственного воспитания молодёжи" помогает учителю в работе над развитием личностных качеств школьников.
Приложение
В Москву, к "дедушке".
Жить необязательно. Путешествие необходимо.
Уильям Берроуз.
Люблю, когда приезжает к нам моя прабабушка Басурманова Раиса Петровна. Ей 80 лет. Вечерами я зачитываю ей рецепты старинных блюд, рассказываю про себя, свою учёбу, смотрим старые фотографии. И вот фотоснимки, где прабабушка в Москве. В путешествии по столице запомнился ей больше всего Мавзолей. Говорила она так: "Все заходили молча, никто не смел и слова проронить. В центре комнаты лежал "дедушка Ленин". Люди проходили один круг подле него
сразу же выходили. Вот так там было всё строго." Мне стало интересно. Захотелось посмотреть на Владимира Ильича Ленина, который, по словам прабабушки, в 1917 году совершил государственный переворот, стал вождём революции, и жизнь в России изменилась.
Наступили летние каникулы. Папа сказал: "Едем отдыхать!" И мы семьёй отправились во Владивосток, на родину отца. Наш путь лежал через Москву. Я так обрадовалась: "Наконец - то я попаду туда, куда "все заходили молча, никто не смел и слова проронить"". Так хотелось увидеть всё своими глазами! А увидела я, пока ехала в поезде, высокое здание. Башня? Колонна? Шпиль? На ум приходили слова, но вспомнить, что же это такое, не могла. "Останкинская башня",- подсказала мама. Я рассмеялась: "Как же можно забыть, если от неё идёт телевещание по всей стране!"
Встреча с городом продолжилась. Мы оказались на Воробьёвых горах. Я ожидала увидеть большие горы, а увидела небоскрёбы. Разочаровалась... Гор-то нет! :) Зато меня поразил своим величием университет. Он выглядел таким могучим! Я забыла про небоскрёбы и стала любоваться этим "великаном"... "Он и на дворец похож тоже, и на храм,- подумалось мне. И название красивое - МГУ". Но мои размышления прервали родители: "Вика, надо успеть на Красную площадь". Конечно, как же я забыла о цели своего путешествия!?
вот перед нами ворота Китай-города - сооружение, похожее на терем русской красавицы. Как хочется зайти внутрь, открыть ставни, сесть у окна и ждать…царевича Елисея,
например,. Но тогда я не успею осмотреть всё вокруг до отъезда!
вокруг так много красивого! Вот вдали виднеются разноцветные купола. Это же храм Василия Блаженного! Отец сказал: "Больше ничего я так не ожидал увидеть, как этот храм." Действительно, такие разные купола, они просто обвораживают проходящего, и невозможно не остановиться и не полюбоваться на это прекрасное творение человека. Этот храм настолько яркий и лучезарный. Почему-то он мне напомнил весёлого скомороха, который тешит народ. Просто он решил остановиться и отдохнуть, откинув голову чуть-чуть назад, и его разноцветные бубенчики на колпаке тоже свесились и теперь "отдыхают"... Проходящие люди могут полюбоваться этим забавным и весёлым озорником. Вот и я не могла не пройти мимо. Мне даже стало немножечко обидно, что такой "скоморох" не может прогуливаться по улицам и забавлять людей. Но ведь он и на своём месте "хорошо справляется".
вот и Спасская башня - одна из двадцати башен Московского Кремля. На ней знаменитые на весь мир часы - куранты. Это с ними мы встречаем Новый год. Это они разделяют старое время и новое, тот год и этот. Это они несут надежды и разочарования, счастье и любовь. Они - символ Кремля, Москвы, Родины. Размышляя таким образом, я посмотрела направо.
Перед моими глазами оказалось небольшое здание с надписью: "ЛЕНИН". Я сразу вспомнила слова бабушки. Сердце забилось сильнее. Ведь я ждала этого момента! Всё - таки я до него добралась!
Мы подошли поближе и не поверили своим глазам. У входа висела табличка "Выходной". Как?! Почему?! Я недоумевала. Взволнованная, отошла в сторону.
\»У тебя вся жизнь впереди, съездишь в Москву, посетишь мавзолей\», - сказали родители.
Но ведь не всё ещё потеряно! Зато я увидела останкинскую башню, университет - "великан", Кремль, храм - "скоморох", "терем русской красавицы", куранты. Поеду дальше в путешествие - во Владивосток.
Путешествие - это часть жизни, главная цель, так я считаю. Ведь после моей встречи с Москвой моя жизнь стала светлее, краше, интереснее...
"Спешите делать добрые дела!"
Каждый день, спеша по своим делам, – на работу, учёбу или куда-то ещё – мы можем наблюдать такую картину: несчастный пёс, когда-то живший в тёплом доме и играющий со своим хозяином в "Летающую тарелку", лежит у крыльца и грустно воет под осенним дождём. А ведь раньше он, возможно, был самым счастливым псом на свете, а своего когда-то любящего хозяина считал лучшим другом! Почему так случилось? Что послужило причиной тому, что эта собака оказалась на улице? И, наконец, кто в этом виноват? Ответ: человек. Почему человек? И вообще, почему многие животные сёл и городов выброшены на улицу, на произвол судьбы? Дело в том, что многие люди берут маленьких котят и щенят, даже не думают о том, что эти "дети" тоже живые и растут, несмотря на желание хозяев, не остаются вечно малышами, а вместе с растущими животными растёт и ответственность за них… Но, к счастью, есть неравнодушные люди, готовые прийти на помощь несчастным животным. Около нашего дома несколько дней ходила красивая трёхцветная кошка с синим ошейником, видно, кто-то подбросил её. Голодная, замёрзшая, громкомяукающая, она бежала за каждым прохожим в надежде понравиться и найти любящего хозяина, который возьмёт её в свой дом. И вот её, такую несчастн ую, увидела моя соседка Оксана Николаевна. Ей стало жаль бедное животное, и она забрала её к себе домой. Месяц моя соседка пыталась найти прежних хозяев, но они так и не появились...
Прошло 3 года, и теперь Пуговка (так зовут трёхцветную красавицу) радует свою хозяйку урчанием и забавными выходками. И теперь не вспоминает, как её бросили умирать на улице. Потому что у неё есть тёплый дом. А много ли таких людей в наше время? Таких, которые не оглядываются на других в поисках правильного поступка? Таких, кто готов прийти на помощь? Многие говорят: «О людях думать надо, а не о бездомных кошках и собаках». Это правда. Но ведь всё начинается с малого: спасёшь животное, проявишь милосердие – научишься также относиться и к людям. Жаль, что не все это понимают. Поэтому, говоря словами поэта Александра Яшина, призываю: «Спешите делать добрые дела!»
1 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 203-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»//http://www.consultant.ru/
2 Б. М. Неменский. Педагогика искусства. Книга для учителейобщеобразовательных учреждений.Москва «Просвещение», 2012 . Бесплатная научная электронная библиотека//Режим доступа: http://disus.ru открытый
3 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 203-ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»//http://www.consultant.ru/