kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гендерная сегрегация в образовательном и воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Начало работы обусловило открытие на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа поселка имени Морозова» третьего спортивного (хоккейного) класса. Учитывая опыт предыдущих классов (8-го и 6-го спортивных), трудностей в учебе, совместном быте встал вопрос об успешной адаптации пятиклассников к новым для них условиям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гендерная сегрегация в образовательном и воспитательном процессе »

Гендерная сегрегация в образовательном и

воспитательном процессе

Марченко Алена Семеновна, Танкова Ольга Александровна

МОУ «СОШ пос. им. Морозова»

Всеволожский район, Ленинградская область


На современном этапе развития российская система, как общего, так и высшего образования переживает процесс реформирования, требующего приведения качества и уровня образования в соответствие с международными стандартами. При этом учет индивидуальных особенностей учащихся является приоритетным на всех ступенях образовательного процесса. Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учёбе, а с другой – избежать переутомления.

На сегодняшний день особое внимание в педагогике уделяется внимание гендерной сегрегации т. е. отдельному обучению и воспитанию девочек и мальчиков, учитывая индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом.

Задача образовательного учреждения – создание оптимальной среды, которая наилучшим образом подходит самой природе отдельного ребенка и способствует наиболее полному раскрытию и развитию его природных способностей.

На базе муниципального образовательного учреждения «Средняя образовательная школа поселка имени Морозова» Всеволожского района Ленинградской области успешно функционируют с 2012-2013 учебного года три спортивных класса (специализация «хоккей с шайбой») сформированные по гендерному принципу : 5 С (2002 г.р.), 6 С (2001 г.р.), 8 С (1999 г.р.).

В связи с открытием ледовой арены «Хорс» и формированием хоккейного клуба «Варяги», в поселке имени Морозова, встал вопрос о создании спортивных классов в целях рационального совмещения учебного времени и учебно-тренировочного процесса. Учащиеся хоккейных классов иногородние (субъекты РФ, Белоруссия, Эстония, Украина, США), поэтому питание, проживание, обучение, тренировочный процесс, досуг, психологическая разгрузка проходят на базе школы, спорткомплекса и интерната, расположенных в шаговой доступности друг от друга.


Положительные стороны гендерного обучения и воспитания в условиях спортивных классов.

Учитывая специфику спортивных классов-команд, все письменные домашние задания выполняются в классе, во второй половине дня, под руководством педагогов школы. Устные задания - либо в классе, либо в интернате самостоятельно.

Установлен всесторонний контроль за качеством образовательного процесса: педагогический коллектив школы, классный руководитель, тренерский состав, воспитатели и родители.

Приложены все усилия для максимально удобного и безопасного проживания детей, в результате которого сложилась комфортная психологическая атмосфера в классах – командах. Дети приобретают такие положительные качества как: умение уживаться в коллективе, навыки самообслуживания, самоорганизации, самоконтроля.

В распоряжении детей вся инфраструктура посёлка (ДК им.Чекалова, ДЮСШ: игровой и тренажерный залы, боксерский ринг).

За ледовой ареной располагается хвойный лес, который используется для пробежек, в 700 метрах песчаный пляж на берегу Ладожского озера.

Сбалансированное питание: рацион разработан с учетом рекомендаций спортивного диетолога, согласовывается с клубом и родителями.

Уделяется большое внимание физическому развитию детей: закаливание, витаминизация, медицинское сопровождение.

Поездки на турниры по городам России, Ближнего и Дальнего Зарубежья, расширение кругозора, знакомство с новыми городами, странами и их достопримечательностями.

Отрицательные стороны гендерного обучения и воспитания в условиях спортивных классов.

Развитие ребенка в постоянной конкурентной среде (учеба плюс спорт) без психологической поддержки родных и близких может привести к эмоциональным срывам.

Хоккей – это зрелищный и агрессивный вид спорта. Фактор занятий данным видом спорта оказывает эффект на формирование агрессивного типа поведения подростков как на площадке, так и в быту.

Негативный социальный опыт друзей по команде в условиях групповой принадлежности подростка без контроля со стороны педагогов может стать основой для формирования социально негативных диспозиций в личности ребенка, так как именно в этом возрасте происходит освоение норм и стилей поведения в обществе.

Отсутствие девочек в классе приводит к возникновению гендерных стереотипов закрепления социальных ролей, что оказывает решающее влияние на возникновение гендерных конфликтов. Они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе. Однополый круг дает ощущение принадлежности, единства, солидарности, утверждения в роли мужчины и женщины, освоение норм и стилей поведения.

В связи с большим объемом тренировочного времени (от 4,5 до 6 часов в сутки) можно утверждать о приоритете физического над духовным развитием личности ребенка.

Школьные методики обучения развивают в основном левое полушарие, игнорируя почти половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции и является ведущим для большинства мальчиков. Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей». [3]

Учитывая опыт 8-го и 6-го классов, мы постарались адаптировать процесс воспитания и обучения 5-го спортивного класса. Разработана программа внеурочной деятельности, которая включает следующие положения:

  • Проектная деятельность.

  • Экскурсионная деятельность.

  • Краеведение.

  • Библиотечные уроки и занятия.

  • Психотехники. Дополнительные занятия с правополушарными учащимися с применением заданий устного «открытого» вопроса, с фиксированным сроком выполнения. Задания такого типа дают возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

  • Разнообразная досуговая деятельность.

Участие в проектной деятельности с учащимися других классов предполагает:

- сближение и общение во внеурочное время; учит дружить, нести взаимную ответственность;

- организацию опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

- создание условий для тренировки межполовой чувствительности (через театрализацию и обмен ролями).

- развитие правого полушария через творческую деятельность

- участие в художественных и фотовыставках, в экологических акциях и фестивалях.

- создание группы поддержки (девочки-сверстницы) участвующей в домашних хоккейных матчах.

Таким образом, гендерная сегрегация при грамотно выстроенном педагогическом процессе дает позитивные результаты в воспитании всесторонне развитых личностей. Учеба и спорт должны стать для учеников понятием неразделимым, так как именно они помогают найти им не только профессию, но и стать коммуникабельными, уверенными в себе, успешно адаптироваться к требованиям современного общества.


Литература:

  1. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному. ООО Издательство «АСТ», 2004г. -301с.

  2. Клёцина Н. Т. Гендерный аспект взаимосвязи. - С-Пб. 2004г. - 356с.

  3. Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методические основы зарубежных теорий профессионального развития. – М. АСТ. 2002г. – 272с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Гендерная сегрегация в образовательном и воспитательном процессе

Автор: Танкова Ольга Александровна, Марченко Алена Семеновна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102754


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства