kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной системы класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной системы класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной системы класса»


Семенова З.У.

Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной системы класса

 «Всякая благородная личность глубоко 
осознает свое кровное родство, 
свои кровные связи с Отечеством». 
В.Г. Белинский 

О Родине

Не слышно песен о России,
Во славу больше не поют.
То до небес превозносили,
Теперь ногами в сердце бьют.
А ты попробуй все невзгоды
С ней разделить, живя в нужде.
Люби Россию в непогоду,
Не оставляй её в беде.

Иных корысть по свету носит,
Влечёт чужая сторона.
Как можно мать в несчастье бросить,
Сбежать, когда она больна?
Не дай, Господь, чтоб в наши годы
Не знать ни веры, ни родства!
Люби Россию в непогоду, -
Любовью Родина жива.

Как время смутное осилить?
Но где страданья, - там любовь.
Молитесь, люди, за Россию,
Чтоб возродилась в муках вновь.
Дай, Бог, чтоб выстоять народу,
В душе безверье побороть!
Люби Россию в непогоду...
Благослови её, Господь!  (Валерий Шумилин 1994)

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. И хочется эту любовь и уважение воспитать в своих учениках. Именно поэтому гражданско-патриотическое воспитание, на мой взгляд, основополагающее для формирования личности ребенка.

К сожалению, в наше время уровень воспитанности, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения вызывает тревогу. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Альтернативой негативному влиянию социума, неконтролируемому потоку информации является гражданско-патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений в системе формирования личности школьников.

Поэтому заметно возрос интерес ученых и педагогов, государственных и общественных деятелей к проблеме патриотического воспитания.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

Средний школьный возраст — наиболее подходящий для вос­питания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

Внеурочная и урочная деятельность в школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств школь­ников, выработки у них первичных навыков гражданского поведе­ния. Учителю необходимо обеспечить непрерывность (а не разовые акции) гражданского воспитания, его соответствие возрастным особенностям младших школьников, а также совместную работу школы и семьи.

Учитель должен помочь детям осознать свое место в истории сво­его народа, включать средних школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

Известная эмоциональность школьников диктует педагогу необходимость облекать знания о людях, об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. И здесь очень уместны сказки и притчи, которые учат добру, взаимопониманию, бескорыстию, добросердечию дают очень серьезную пищу для размышления. Человек любого возраста находит в них что-то свое.

Приведу пример части подобного занятия:

Вопросы детям:

- Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки и почему?

- Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают другим?

ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Обсуждая с ребятами притчу, приходим к выводу, что в этом и проявляется наша гражданская позиция – не быть равнодушными, не проходить мимо, сделать что-то для других, не ожидая награды за это, бескорыстно!

Все дела, проводи­мые в классе, наглядны, конкретны. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказы­вает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении класса и гимназии, обустройстве гимназической территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно значимых социальных акциях), то услышанное или сделан­ное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но если дети заранее готовились к встрече (подготовили выступление, подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), она надолго запомнится и ее захо­чется повторить. Такие встречи мы стараемся проводить ежегодно.

Следует учесть и такую особенность школьников, как актив­ность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удоволь­ствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и обще­ственно оцениваемая, очень нравится детям.

Мы стараемся не упустить этот момент и вовлечь каж­дого в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направ­ленную на проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом стараемся дать каждому ребенку реальную возмож­ность занять активную позицию в организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске способов и средств ее выполне­ния, анализе и оценке результатов. Умелая организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя — хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге — патриотизма.

Мы всегда будем помнить слова академика Д.С. Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной системы класса

Автор: СЕМЕНОВА ЗУХРА УМАРОВНА

Дата: 03.07.2017

Номер свидетельства: 423626


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства