Просмотр содержимого документа
«Гражданское воспитание в структуре духовно-нравственного становления обучающихся.»
УДК 371.398
Гражданское воспитание в структуре духовно-нравственного становления обучающихся.
О.М.Гаврилова
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы воспитания гражданственности у детей младшего школьного возраста. Отражены основные цели и задачи данного направления. Фиксируется конечный результат образовательной деятельности в портрете будущего выпускника начальной школы ФГОС НОО. Необходимо воспитать обучающихся так, чтобы они смогли жить в современном обществе, научились любить свою землю, были терпимыми, толерантными, жили в мире и согласии с окружающими. Были патриотами своей Родины.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Концепция духовно-нравственного воспитания; духовно–нравственное воспитание; гражданин; патриотизм; результативность.
Главной целью современного образовательного учреждения должно стать гражданское воспитание или формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
— формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
— воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— воспитание нравственных качеств личности ребёнка,
— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
— приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям.
Всё сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Методологической основой Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. В соответствии с данной Концепцией воспитание гражданина России является ключевым фактором успешного развития страны. Общеобразовательные учреждения, опираясь на национальные традиции, должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в современном мире. Авторы Концепции определяют современный национальный воспитательный идеал как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».
Воспитательный компонент ФГОС НОО представлен сегодня несколькими документами. В их числе Примерные программы воспитания и социализации обучающихся для начальной и основной школы. В данных программах общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-воспитание нравственных чувств и этического сознания;
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;
-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Выделяют следующие основные задачи гражданского воспитания в начальной школе:
- создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей;
-создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем;
- формирование первичных ценностных ориентаций;
- формирование гражданственности;
-формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;
- формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;
- формирование опыта овладения культурой своего и других народов, с которыми ребенок сталкивается с ранних лет;
- формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;
- формирование гражданского мировоззрения;
-ознакомление младших школьников с государственными символами России, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;
- воспитание гражданского отношения к Отечеству, к «другому»;
-воспитание чувства принадлежности - к семье, друзьям, школе, коллективу единомышленников, малой родине, России;
-развитие мотивационной сферы младших школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами;
-развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы.
В качестве форм гражданско-патриотического воспитания обучающихся можно выделить: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, викторины, коллективные творческие дела, выставки, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, тренинги, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
По реализации духовно - нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС НОО разрабатываются программы внеурочной деятельности. Например, кружок “Моя родина - Россия”, «Мир добрых сердец», “Азбука добра”, классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся, общешкольные проекты: “Моё наследие” и т д
Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные
моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог.
Ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Работа по духовно - нравственному развитию обучающихся организуется в три этапа:
I этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.
II этап. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.
III этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.
Роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, знающим и понимающим своё место в жизни обучающимся, могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Великий русский педагог В. А. Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России, писал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества»
Литература
1. Данилюк А. Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009. – с.23
2.Лебедева И.Е. «Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/03/17/patrioticheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-v
3.Михайлова А.В. «Гражданско-патриотическое воспитание в рамках новых ФГОС» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://проф-обр.рф/blog/2014-12-18-424
4. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1979. – с.288
5.Терехова Т.А. «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/638755/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. – с. 31 - (Стандарты второго поколения).
O.M.Gavrilova
Civil education of spiritual and moral formation of students.
Annotation: In the article it is described the question of uppringyng of civic education of primary school children where the main aims and tasks are shown. The finaly result of educational activity of future graduates of primary school FSES PGE is fixed. It is necessary for them to live in a modern society, to learn to love their land, to be tolerant, to live in peace and harmony with others to be pattriots of their Motherland.
Keywords: Federal State educational standart of primary general education; the concept of spiritual and moral education; spiritually-moral education; citizen; patriotism; productivity.