kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гражданско-правовое воспитание детей и подростков в условиях детского дома

Нажмите, чтобы узнать подробности

С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, государство стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка. Наше будущее и будущее Казахстана зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-правовое воспитание детей и подростков в условиях детского дома»

Педагогический совет

(презентация «Наши дети»)

«Гражданско-правовое воспитание детей и подростков в условиях детского дома»



Наш девиз «Дети – будущее каждого народа, каждого государства.    

     И от того, как мы о них позаботимся,

зависит завтрашний день всего общества».

(на экране название темы педсовета, девиз, цель)

Добрый день, уважаемые коллеги! В самом начале нашей встречи хочу отметить, что приоритетным направлением работы детского дома является социально-личностное развитие детей, поэтому неслучайным является и тема педсовета - «Гражданско-правовое воспитание детей и подростков в условиях детского дома». Педагогический совет мы проведем в нетрадиционной форме: первая часть – теоретическая, вторая – практическая.

Целью педсовета является пропаганда правового воспитания детей и подростков и повышение уровня знаний педагогов по данной теме.

Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и все вы станете активными  участниками данного педагогического совета.

(Слайд с высказыванием Сухомлинского)

Наш педагогический совет хочу начать со слов В.А.Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,  - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, например, Антуан де Сент –Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». (слайд с высказыванием Антуан де Сент - Экзюпери)

С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, государство стоит перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка. Наше будущее и будущее Казахстана зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире.

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. А происходило это так (немного истории): в 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей, в котором подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Но, несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 году, стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась основой нового важнейшего документа – Конвенции о правах ребёнка.

Надежды на то, что новое столетие станет веком ребёнка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад.

Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространённых видов нарушений прав детства:

  • физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;

  • морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением взрослых строить отношения с детьми и воспитывать их;

  • игнорирование родителями интересов ребёнка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребёнка вне дома, пренебрежение взглядам и интересам ребёнка;

  • отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей);

  • нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителям супружеской неверности.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

(Презентация «Права детей» от ! до ! )

!Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах и не умеют ими пользоваться.

Правовое воспитание - это процесс, реализация которого возможна только в определенный период жизни человека. При его недостатке в конкретном временном промежутке получения его в будущем становится затруднительным. Это связано с возрастными особенностями: постепенно психика человека становится менее восприимчива к внешнему воздействию в форме воспитания.

Проанализировав литературу по теме работы, мы определили, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т.к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны.

С маленькими не нужно специально учить права детей. Образ взрослого человека как справедливого, доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребёнка в раннем возрасте.

Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения, а также период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали Ж. Пиаже, Б. Эльконин и многие другие.

К сожалению, настали времена, когда детство оказалось украденным у наших детей. Детство лишилось «статуса неприкосновенности». Дети слишком мало бегают, прыгают, лазают, они не воспринимают в движении самих себя и всё многообразие мира. Их осязательные переживания скудны, тонкая моторика не развита из-за отсутствия движений. Швейцарский психолог Жан Пиаже видел в движении ребёнка основу эмоционального, социального и интеллектуального развития.

Право на детство включает в себя и право на собственные мысли: ребёнка нужно учить самостоятельно думать, чтобы понять мир и самого себя. Если ребёнок живёт среди людей, действия которых осмысленны, понятны, связаны между собой, он подражает этому внутреннему порядку и перенимает его сначала в собственной деятельности, а затем в мире чувств и, позднее, в сфере собственного мышления.

Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав — щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых.!

На основании темы исследования, нами был составлен проект программы по правовому воспитанию дошкольников, который мы вам предлагаем для просмотра

(на экран выводится проект программы для дошкольников. см. приложение 1

зачитываются цели, задачи )

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Вся работа должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей можно использовать разнообразные методы и приемы:

- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);

-  решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку... , если бы я вдруг превратился в ...; дидактические игры: "Чьи праванарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"
       Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Начать следует с изучения ребят, особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?

В своей работе должно учитываться  право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный "фонд его действенных знаний, умений, навыков".





«У того, кто решит изучать законы

не останется времени их нарушать».

И.В. Гете

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников детского дома – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание приобретает актуальность в школьном возрасте, начиная с 7 лет, и особую значимость имеет в 14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Адресатом следующего проекта программы являются воспитанники от 7 до 18 лет. (на экране название проекта программы, цели и задачи)

Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится личным убеждением подростка.

Важно, чтобы воспитанники хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали структуру правоохранительных органов, систему судов в РК, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали виды правонарушений и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В рамках правового воспитания уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения детей и подростков.

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не менее, выпускники детского дома чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами, а так же жертвами суицида. Искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, заданность жизни извне, ограниченность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях детского дома приводит к неразвитому социальному интеллекту, как следствие – незнание и непонимание законов и правил человеческого общежития, своих гражданских прав и прав детей-сирот, а также обязанностей граждан перед обществом. Отсюда неспособность нести свою социальную ответственность и отстаивать свои права.

Выпускники детских домов, как правило, не способны делать выбор, принимать решение и нести за него ответственность, тяжело привыкают к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, сложно ориентируются в нормативно-законодательной базе. Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни через правовое просвещение.

Цели: формирование правовой культуры несовершеннолетних воспитанников детского дома, законопослушного поведения и гражданской ответственности; профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди воспитанников детского дома.

Задачи:

1. Воспитание у несовершеннолетних уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2. Формирование интереса к изучению прав и обязанностей человека в обществе.

3. Содействие повышению качества знаний в области прав и обязанностей человека.

4. Систематизация работы по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения среди воспитанников.

Срок реализации программы - 1 год

Возраст детей - 7 - 18 лет

Периодичность проведения занятий - 1 раз в месяц.

В проект программы входят следующие разделы:

1. Я - гражданин.

2. Правопорядок.

3. Правила общения.

4. Правила поведения

5. Я и профессия.

6. Здоровый образ жизни.

7. Мои права и обязанности.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы по воспитанию правосознания и формированию законопослушного поведения воспитанников детского дома призвана способствовать формированию у несовершеннолетних правовой культуры и законопослушности. В результате реализации программы воспитанники детского дома должны:

  • Обладать системой знаний в области прав и законов;

  • Уметь пользоваться этими знаниями;

  • Уважать и соблюдать права и законы;

  • Жить по законам морали и государства;

  • Осознавать нравственные ценности в жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы предполагается снижение численности правонарушений среди воспитанников, а также численности воспитанников, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания воспитанников; формирование положительной мотивации несовершеннолетних на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

Мы убеждены, что эффективность и результативность работы с детьми по правовому воспитанию зависит от умения педагога меняться, умелого применения накопленного опыта. Нет худших и лучших детей, мнение каждого ребёнка важно и ценно.

Плутарх «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». 

Мы переходим ко второй части нашего педагогического совета

Практическая часть педсовета

Конкурс – игра «Знатоки права».



Атрибуты: синие, желтые, красные цветочки – по 15 шт; других цветов – 30 шт.; клей – карандаш – 3 шт; бумага формат А – 3 – 3 листа; сундучок – 1 шт; свидетельство о рождении – 1 шт; домик – игрушка – 1 шт; игрушка-сердце – 1 шт; картинка с изображением семьи – 1 шт; конверт – 1 шт; Букварь или Азбука - 1 шт.

(речь психолога сопровождает спокойная музыка)

Психолог Уважаемые педагоги, сегодня входя в актовый зал, каждый из вас выбрал по цветку. Разделитесь, пожалуйста, на три команды по цвету цветка: на первый ряд сядут те, у кого желтые цветы; на второй – синие; на третий – красные.

(после того, как педагоги займут места свои, психолог продолжает)

Поприветствуйте своего соседа открытой, доброй улыбкой. Скажите ему несколько приятных добрых слов. Улыбнулись? Значить вы готовы ко второй части педагогического совета.

Жигулина М.Н. Уважаемые коллеги! Обучая других, необходимо учиться и самому. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их. Иначе, чему мы научим других, не обладая знаниями сами?

Предлагаем вам сыграть в игру. Вы разделились на три команды.  Каждой команде по очереди будут заданы вопросы. Отвечать надо чётко, быстро, громко. За каждый правильный ответ вы получите цветочек. Какая команда соберет самый большой букет, та и победитель. Дарить цветы вам будет психолог. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа. Будут предложены другой команде.

Готовы? Тогда вперед. Желаю всем удачи!

Все вы знакомы с Конвенцией о правах ребёнка и Декларацией прав человека. Я предлагаю вам небольшую разминку, в ходе которой необходимо  ответить на вопросы, к каждому из них предложено 4 варианта ответа (смотрите на экран). Вопросы общие для всех команд. Та команда, которая быстрее и правильнее ответит, та и получит цветок в свой букет.

РАЗМИНКА



1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

А) 45;

Б) 37;

В) 54;

Г) 53.

  1. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции  ООН о правах ребёнка?                                                               А) право на жизнь, гражданство, образование;                                                       Б) право на жизнь, образование;                                                                               В) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;                     Г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

  2. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 4-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН?

А) Декларация по правам человека

Б) Закон РК «О правах ребенка»

В) Конвенция о правах ребёнка

Г) Конституция

  1. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения?

А) с 3 лет

Б) с 1 года

В) с 14 лет

Г) с рождения.

  1. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН?

А) с 3 до 18 лет

Б) с 1 до 18 лет

В) от 0 до 18 лет

Г) от 0 до 16 лет

6. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка?

А) на отца

Б) на бабушек, дедушек

В) на родственников

Г) на родителей или лиц, их заменяющих

Молодцы. Переходим ко второму конкурсу

КОНКУРС «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

(мультфильмы)

Каждой команде будет предложено для просмотра по 2 мультфильма. Ваша задача назвать какое право было нарушено литературным героем или каким правом он воспользовался? Внимание на экран.

Желтые – «Бременские музыканты» - воспользовалась правом на свободу мирных собраний

«Дюймовочка» - воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований

Синие – «Гуси – лебеди» - совершен такой вид преступления как похищение детей

«Ледяная избушка» - нарушено право на неприкосновенность жилища

Красные – «Лягушка - путешественница» - воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства

«Мороз Иванович» - подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение

Молодцы!

КОНКУРС «ВОПРОС - ОТВЕТ»

Предлагаем вам конкурс, который называется «вопрос - ответ» Каждой команде будет задано по два вопроса.

Красные:

  1. Какие права были нарушены в ситуации: 15 летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести)

  2. Почему обитатели двора в сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок» обижали гадкого утёнка? Какое право они нарушили? (Он не похож был на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности)

Синие:

  1. Какие права были нарушены в ситуации: в больнице ребёнку перелили заражённую кровь? (Право на жизнь)

  2. Какие права были нарушены в ситуации: учительница прочитала записку, адресованную школьнику? (Право на тайну переписки).

Желтые:

  1. Какие права были нарушены в ситуации: 17 – летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола)

  2. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка?» (Право на жизнь)

Молодцы!

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Я предлагаю поиграть в игру «Волшебный сундучок»

Я прошу выти ко мне по 1 человеку от каждой команды. Вы по очереди из сундучка достаёте предметы, символизирующие знакомые всем права человека и называете какое право напоминает данный предмет.

  1. Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя)

  2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь)

  3. Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)

  4. Конверт. О чём напомнил конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма)

  5. Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (О праве на образование)

  6. Картинка родителей с дочкой. О чём напоминают эта картинка? (О праве ребёнка жить и воспитываться в семье).

Молодцы! Давайте посмотрим, у какой команды самый большой букет. За старание, терпение и знание Конвенции о правах ребенка награждается команда, составившая самый большой букет.

(Во время награждения звучит бальная музыка – фанфары)

«Дети – это самое лучшее, что есть в жизни.

Ради них стоит жить и работать с вдохновением.

Психолог: Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их нарушать. Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

(Упражнение выполняется под музыку). Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Психолог: В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

Жигулина М.Н. И в конце нашего педсовета мы хотим показать вам видео ролик (показ ролика для окончания)

Благодарим всех за внимание. До свидание.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Гражданско-правовое воспитание детей и подростков в условиях детского дома

Автор: Маруха Оксана Викторовна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства