Идеал духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – Сергий Радонежский
Идеал духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – Сергий Радонежский
Живя в двадцать первом веке, наше общество достигло высоких результатов в технологическом и научном развитии, но, к сожалению, мы далеко отстаем от наших предков в духовной сфере. Писателю В.Распутину принадлежат слова: «У моего поколения хоть «плохонькие», но были идеалы, а у современного их совсем нет. Для духовного возрастания нашему обществу нужен достойный пример, такой, как образ Преподобного Сергия Радонежского.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Идеал духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – Сергий Радонежский»
Идеал духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – Сергий Радонежский
Спицына Е.В., к.п.н., педагог дополнительного образования, методист по научной работе МБУ ДО г.Ульяновска «ЦДТ №2»
Живя в двадцать первом веке, наше общество достигло высоких результатов в технологическом и научном развитии, но, к сожалению, мы далеко отстаем от наших предков в духовной сфере. Писателю В.Распутину принадлежат слова: «У моего поколения хоть «плохонькие», но были идеалы, а у современного их совсем нет. Для духовного возрастания нашему обществу нужен достойный пример, такой, как образ Преподобного Сергия Радонежского.
Духовный подвиг преподаватель Сергия Радонежского вряд ли может быть осмыслен и оценен во всей его полноте и величии. Однако его последствия должны остаться в истории и памяти потомков.
Рассматривая жизнь преподобного Сергия на учебных и внеклассных занятиях, мы раскрываем перед подрастающим поколением особенности христианского подвига: подвиг внутреннего делания, «невидимая брань» и построение своей жизни в соответствии с замыслом Бога о человеке, Его заповедями, в непрерывной устремленности к горнему, к небесному. Результат такого восхождения очевиден в жизненных плодах – как деятельности самого подвижника, так и в духовной атмосфере вокруг него.
Нравственные уроки преподобного Сергия помогают решить важную педагогическую проблему - восстановление ценности абсолютного нравственного идеала. Центральное место в духовно-нравственном наследии Сергия Радонежского занимают педагогические идеи, зародившиеся в стенах Троицкого монастыря более шести столетий назад, которые остаются актуальными в наше время и имеют огромное значение в воспитании молодого поколения.
Согласно взглядам Преподобного Сергия, человек становится на путь духовно-нравственного восхождения, стремясь к наиболее полному раскрытию своих сущностных сил. Для того, чтобы движение по этому пути было ровным, целенаправленным, человеку, по мысли подвижника, необходима опора на опыт, накопленный предыдущими поколениями, - опыт, постичь который можно лишь на основе книжного образования, изучения культурно-исторических традиций родного народа, осмысления нравственных устоев своих предков. Именно по такому пути шел молодой инок Сергий. Построив монашескую келью посреди пустынных лесов Радонежа, подвижник в безмолвном уединении постигал Священное Писание, изучал нравственные наставления и поучения Отцов Церкви, укреплял в себе добродетельные качества, строго согласуя каждую мысль, каждый поступок с христианскими заветами и родительскими наказами, усвоенными в отрочестве. Тем самым Сергий утверждал еще одну важную педагогическую идею - идею преемственности поколений. Жизнь Преподобного Сергия и его учеников является ярким свидетельством того, что духовно-нравственное совершенствование всегда предполагает неразрывную взаимосвязь идеи преемственности с идеей всестороннего развития человека.
Таким образом, задача современных педагогов - ориентация подрастающего поколения на устойчивые, проверенные веками ценности, на те идеалы, которые в силу различных исторических обстоятельств в течение длительного времени либо искажались, либо предавались забвению. Для решения этой задачи, нам, учителям и воспитателям необходимо восстановить утраченные связи с духовным наследием прошлого, помочь современной молодежи в изучении и осмыслении многовекового опыта, накопленного нашими предками, строившими и созидавшими Российское государство.
Соприкосновение с духовным укладом своего народа, с его традициями и обычаями, знакомство с историческим прошлым Отечества поможет молодому поколению обрести устойчивые идеалы, веру в неисчерпаемые возможности своего народа и послужит мощным толчком к развитию чувства духовной преемственности и сыновней верности.
Идеал является основанием и сердцевиной духовно-нравственного воспитания. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с ним определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Он призван сохранять устойчивость внутреннего мира к изменяющимся, неблагоприятным обстоятельствам, помогать в преодолении трудностей, ошибок, решать сложные жизненные проблемы, обеспечивать сознательную нравственную позицию в обществе. Идеал формирует убеждения, которые выступают руководством к действию, поэтому он необходим, как критерий для самопознания, самоопределения, оценки себя и других. Нравственный идеал есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он — ключ к пониманию смысла человеческой жизни.
По убеждению Преподобного Сергия Радонежского, человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой. В связи с этим, немаловажная задача современной школы - пробудить у детей и подростков любовь к родной природе, научить их видеть, ценить и оберегать ее красоту, воспитать у них чувство ответственности за судьбу человека и окружающей его среды. Согласно воззрениям Преподобного Сергия, систематическое созерцание природы возвышает нравственные силы человека, обогащает его духовный мир, пробуждает в нем высокие мысли и чувства. Постоянно наблюдая за жизнью окружающей человека природы, школьники активизируют свое внимание, воспитывают в себе любознательность, учатся красиво, образно выражать свои мысли. Кроме того, их внутренний мир наполняется яркими, светлыми впечатлениями, пробуждающими неподдельно чистые, возвышенные чувства. А выполняя общественно полезную работу, сотрудничая друг с другом, подростки, обретают социальный опыт, у них вырабатывается коллективное мировоззрение, появляется стремление служить Отечеству, стремление преобразить окружающий мир. Именно этими путями вел своих учеников Преподобный Сергий Радонежский к высоким духовно-нравственным подвигам.