«Игра как условие создания коллектива в группе сверстников»
«Игра как условие создания коллектива в группе сверстников»
Коллектив- группа людей, обладающая единой целью, организованная, имеющая структуру, отношения ответственной зависимости – несут ответственность за общее дело, друг перед другом, зависят друг от друга; кроме того, нужно, чтобы то одни руководили, а другие подчинялись, то наоборот. Принцип параллельного действия: на личность влияют и руководитель, и коллектив. Система перспектив: у коллектива должна быть ближняя, средняя и дальняя. В коллективе должны складываться свои традиции. Должно быть общественное мнение, т. е. если это коллектив, то за плохое здесь осудят, за хорошее поддержат. В коллективе мажорный, радостный, оптимистический настрой, здесь всем его членам должно быть хорошо. Как создать такой коллектив? Как его организовать? Прежде всего, педагог должен овладеть технологией создания коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Игра как условие создания коллектива в группе сверстников»»
Сообщение
«Игра как условие создания коллектива в группе сверстников»
Подготовила: воспитатель ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа –интернат г. Киренска» Хорошева Людмила Фёдоровна
Коллектив- группа людей, обладающая единой целью, организованная, имеющая структуру, отношения ответственной зависимости – несут ответственность за общее дело, друг перед другом, зависят друг от друга; кроме того, нужно, чтобы то одни руководили, а другие подчинялись, то наоборот. Принцип параллельного действия: на личность влияют и руководитель, и коллектив. Система перспектив: у коллектива должна быть ближняя, средняя и дальняя. В коллективе должны складываться свои традиции. Должно быть общественное мнение, т. е. если это коллектив, то за плохое здесь осудят, за хорошее поддержат. В коллективе мажорный, радостный, оптимистический настрой, здесь всем его членам должно быть хорошо. Как создать такой коллектив? Как его организовать? Прежде всего, педагог должен овладеть технологией создания коллектива. Основной технологический прием – коллективное творческое дело. Этот термин ввел Игорь Петрович Иванов, профессор Ленинградского пединститута имени Герцена, создатель методики коллективного творческого воспитания. И.П.Ивановым была сформирована методика коллективной организаторской деятельности, включающая несколько звеньев: коллективное планирование, организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку сделанного. Причем каждый компонент этой методики обеспечен новой технологией. Главными идеями И.П.Иванова являются идеи коллективного творческого дела, КТД, и идея творческого содружества (сотрудничества) поколений. Коллективное творческое дело это не воспитательное мероприятие, это то, что можно назвать частицей полнокровной общей жизни воспитанников и воспитателей, младших и старших в их общей работе, стремлении к единым целям. Прежде всего – это дело, как забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей жизни. Это сплав действий (практических и организаторских) на общую пользу и радость. Это деятельность, которая имеет познавательную, трудовую, спортивную, эстетическую, организаторскую и другие направленности. Коллективное потому, что задумывается, обсуждается, планируется, готовится, совершается и оценивается сообща, вместе старшими и младшими, воспитателями и воспитанниками в общей гражданской заботе. Творческое потому, что представляет непрерывный совместный поиск лучших решений жизненно важных задач. Каждый предлагает, коллективно обсуждают все предложенные варианты. Спорят, отвергают, соглашаются, ищут. Творческое еще и потому, что оно не догма, оно всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые возможности.
Каждое коллективное творческое дело имеет свои особенности в планировании и организации, но выработана методика, которая помогает в подготовке и проведении КТД. И тот, кто овладеет методикой КТД, тот достаточно просто и творчески организует многие, еще никем не проводимые творческие дела. КТД требует общего поиска, творчества от каждого участника коллективного творческого дела и всего коллектива, умения оценивать деятельность и видеть перспективу. И это очень важно в развитии самостоятельности и самодеятельности школьников. Выбирается или придумывается КТД в зависимости от условий окружающей жизни и жизни самого коллектива. Главное, чтобы ребята сами увидели важность, необходимость дела для улучшения окружающей жизни, для людей своего коллектива.
КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей.
КТД, по мнению Т.А.Стефановской, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, на наш взгляд, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.
Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:
Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию?
К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?
В конце данной стадии учитель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?
Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:
Что и для кого будем делать?
С кем вместе это будем делать?
Кто будет участником?
Кто и кому будет помогает?
Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воолощению общего замысла.
Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для воспитателей – возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.
Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия - последействие.. На этой стадии выполняются те решения, которые приняты общим сбором, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективам, читаются книги по материалам проведенного дела, задумывается новое КТД и.д. Каждое творческое дело разрабатывается коллективно .
1.Форма коллективной - творческой деятельности требует от каждого обучающегося определенного опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов.
2. В коллективной работе организованной в форме сотрудничества, у обучающихся совершенствуются опыт общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.
Чтобы КТД становилось традицией в классе и в школе, и были направлены на активизацию позитивной активности учащихся, с акцентом «мой выбор», «мои идеи», «моя работа», «мой вклад в общее дело».
-Как же привлечь ребят к такой деятельности?
Шаг 1.Делаем жизнь интереснее. Формируем у учащихся привычку к тому, что в школе всегда должно происходить что-то интересное.
Шаг 2.Ищем помощников.Организуем привлекательные для учащихся дела, постоянно
обращаясь за помощью к детям, стараясь отдавать часть работы ребятам.
Шаг 3: Привлекаем ребят к планированию, обсуждая то, чем они хотят заниматься и что реально могут сделать сами от начала до конца.
Шаг 4: Предлагаем сделать выбор.Обсуждаем все предложения и выбираем наиболее интересные для всех КТД.
И только потом мы приступаем к реализации КТД, и распределяем
обязанности между членами школьного коллектива по его подготовке.
Шаг 5:Оказываем помощь.Роль педагога - быть помощником ребят в организации, проведении и анализе выбранных ими дел. Основную роль здесь должны играть сами дети.
Шаг 6.Обсуждаем то, что сделали, удалось ли реализовать задуманное, что мы не смогли осуществить и почему, обсуждаем предложения на будущее.
КТД дают возможностьученику: реализовать и развивать свои способности; приобрести навыки общения, умения работать в коллективе; проявить организаторские умения; развивать целеустремлённость, творческое воображение ,находчивость, дисциплинированность, ответственность; научиться планировать; формировать способности к рефлексии (анализу);
педагогу: развивать творческий потенциал, совершенствовать организаторские возможности, изучить классный коллектив, объединить учащихся, педагогов, управлять процессом развития личности школьника, развивать рефлексивные возможности, сделать школьную жизнь учащихся более интересной и насыщенной, ведь форм проведения КТД очень много.
Результатом КТД становятся творческие работы учащихся, выполненные самостоятельно или совместно с учителем.
А эффективность работы доказывают успехи и
победы учащихся в различных творческих конкурсах, достигнутые с помощью
воспитателя, педагога-организатора владеющих приемами профессионального мастерства,
профессиональными технологиями, педагогической техникой, которые играют ведущую роль работе профессионального педагога .