Обобщение опыта работы с умственно отсталыми детьми по формированию начал экологической культуры. Ведь знания о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними, постепенно формирующимися у детей, служат базой для развития их представления о мире в целом. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Играя, познаем природу»
Статья
Играя, познаем природу
(из опыта работы)
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на мое предложение поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут... учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.
Дидактическая игра - явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. При выборе учебной задачи я исхожу из требовании разработанной мною программы "Формирование начал экологической культуры", поэтому я и учитываю уровень подготовленности детей. Например, если некоторые дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, другие уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине и т.д. Детям вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей и операций, формирование личностных качеств ребенка.
Я знаю точно что, непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу. Специфика компонента, определяется возрастом детей: т.е. это конкретные правила, состоящие из одного-двух элементов которые становятся более жесткими, часто изменяются или дополняются новыми правилами по инициативе самих играющих как правило, обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков. В дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом они могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно; порой они сами стараются придать игровым действиям соревновательный характер. Это допустимо в случаях загадывания и отгадывания, узнавания, поиска. Игровые действия должны регулироваться правилами и ориентирования на решение конкретных задач.
Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.
В своей работе с детьми я использую обучающие игры природоведческого и экологического содержания с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знании о природе.
Ведь играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно-образовательном процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми. Важны они и в экологическом воспитании маленьких любителей и защитников природы.
Я сочла необходимым познакомить Вас с материалами на эту тему. Ведь знания о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними, постепенно формирующиеся у детей, служат базой для развития их представления о мире в целом. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей. Одновременно также решаются задачи развития детей в теоретическом мышлении в познавательной активности, где закладываются основы осознанного взаимодействия с миром. Вместе с тем понимание причинно-следственных зависимостей является наиболее проблемным элементом в системе знаний детей о мире. Причины кроются и в отсутствии абстрактных понятий, отражающих причинно-следственные связи, что заставляет мне использовать вербальные методы при их объяснении, которые плохо сочетаются с наглядно-образным и наглядно-действенным характером мышления.
Использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении с природными причинно-следственными зависимостями, приводит к формализации знаний, непониманию связи между причиной и следствием, невозможности применять знания в практической деятельности.
Решить эту проблему возможно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с действием изучаемой закономерности.
В предлагаемой вашему вниманию статье я старалась описать ознакомление детей с некоторыми важнейшими экологическими закономерностями, в ходе обучающих дидактических игр. В процессе таких игр дети и сталкиваются с необходимостью принять решение, проанализировать ситуацию, моделирующую природные условия. И как вы заметили именно игры позволяют дать ребенку новый опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения, с учетом действия причинно-следственных связей.