kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Играя, познаем природу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы с умственно отсталыми детьми по формированию начал экологической культуры. Ведь знания о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними, постепенно формирующимися у детей, служат базой для развития их представления о мире в целом. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Играя, познаем природу»

Статья

Играя, познаем природу

(из опыта работы)


Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на мое предложение поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут... учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

Дидактическая игра - явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. При выборе учебной задачи я исхожу из требовании разработанной мною программы "Формирование начал экологической культуры", поэтому я и учитываю уровень подготовленности детей. Например, если некоторые дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, другие уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине и т.д. Детям вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей и операций, формирование личностных качеств ребенка.

Я знаю точно что, непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно-волевую сферу. Специфика компонента, определяется возрастом детей: т.е. это конкретные правила, состоящие из одного-двух элементов которые становятся более жесткими, часто изменяются или дополняются новыми правилами по инициативе самих играющих как правило, обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков. В дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом они могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно; порой они сами стараются придать игровым действиям соревновательный характер. Это допустимо в случаях загадывания и отгадывания, узнавания, поиска. Игровые действия должны регулироваться правилами и ориентирования на решение конкретных задач.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.

В своей работе с детьми я использую обучающие игры природоведческого и экологического содержания с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знании о природе.

Ведь играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно-образовательном процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми. Важны они и в экологическом воспитании маленьких любителей и защитников природы.

Я сочла необходимым познакомить Вас с материалами на эту тему. Ведь знания о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними, постепенно формирующиеся у детей, служат базой для развития их представления о мире в целом. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей. Одновременно также решаются задачи развития детей в теоретическом мышлении в познавательной активности, где закладываются основы осознанного взаимодействия с миром. Вместе с тем понимание причинно-следственных зависимостей является наиболее проблемным элементом в системе знаний детей о мире. Причины кроются и в отсутствии абстрактных понятий, отражающих причинно-следственные связи, что заставляет мне использовать вербальные методы при их объяснении, которые плохо сочетаются с наглядно-образным и наглядно-действенным характером мышления.

Использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении с природными причинно-следственными зависимостями, приводит к формализации знаний, непониманию связи между причиной и следствием, невозможности применять знания в практической деятельности.

Решить эту проблему возможно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с действием изучаемой закономерности.

В предлагаемой вашему вниманию статье я старалась описать ознакомление детей с некоторыми важнейшими экологическими закономерностями, в ходе обучающих дидактических игр. В процессе таких игр дети и сталкиваются с необходимостью принять решение, проанализировать ситуацию, моделирующую природные условия. И как вы заметили именно игры позволяют дать ребенку новый опыт переживания той или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения, с учетом действия причинно-следственных связей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Играя, познаем природу

Автор: Мартыненко Валентина Васильевна

Дата: 31.10.2015

Номер свидетельства: 246164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Мастер-класс "Игра как способ адаптации первоклассников""
    ["seo_title"] => string(55) "master_klass_igra_kak_sposob_adaptatsii_pervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "478374"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1537500428"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация интеллектуальная игра "Эти забавные животные" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-intielliektual-naia-ighra-eti-zabavnyie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "229950"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441911458"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Нетрадиционное родительское собрание в форме игры соревнования "Играя,познаем природу""
    ["seo_title"] => string(87) "nietraditsionnoieroditielskoiesobraniievformieighrysorievnovaniiaighraiapoznaiemprirodu"
    ["file_id"] => string(6) "301484"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456930583"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Познавательная беседа – игра «Познаем Природу с Эколятами»"
    ["seo_title"] => string(55) "poznavatelnaia_beseda_igra_poznaem_prirodu_s_ekoliatami"
    ["file_id"] => string(6) "609657"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1655220330"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Анализ предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "analiz_priedmietno_razvivaiushchiei_sriedy_v_starshiei_ghruppie_v_sootvietstvii_"
    ["file_id"] => string(6) "446801"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514302209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства