kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Игровые технологии как средство реализации системно - деятельностного подхода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В век информатизации и социально-экономических изменений, затрагивающих все стороны жизни в современном обществе, актуальным является формирование у граждан творческого мышления, умения нахождения нестандартных подходов в решении различных проблем.

Поэтому развитие личности ребенка через формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией сегодня становится приоритетом  начального общего образования посредством применения системно-деятельностного подхода.

Сегодня необходимо учить учеников искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять и оценивать достоверность получаемой информации. Процесс работы с различной информацией подводит учеников к осознанию необходимости учиться в течение всей жизни, что обеспечивает в дальнейшем успешную социализацию в информационном обществе.

 Актуальность и необходимость применения системно-деятельностного подхода подтверждается тем, что в школу поступают дети с разным уровнем подготовки.  Научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности и функция учителя проявляется в управлении процессом обучения.

Системно-деятельностный подход наиболее полно и адекватно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических особенностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс, формирует универсальные учебные действия как основу образовательного и воспитательного процесса. Учитель в рамках такого процесса вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, чувства и мысли. Теперь учитель и ученик сотрудники, коллеги, которые в ходе совместной деятельности и дискуссии, совершают маленькие открытия, что делает процесс обучения интересным, творческим, развивающим.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Игровые технологии как средство реализации системно - деятельностного подхода» »

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования







Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Игровые технологии как средство реализации

системно - деятельностного подхода»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 12 по 16 октября 2015 года

2 сессия с 19 по 23 октября 2015 года



Выполнила Шанина Елена Александровна,

учитель истории ГБОУ ООШ № 23

г.о. Чапаевск Самарской области







2015 г.

 1. Актуальность и перспективность опыта 

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В век информатизации и социально-экономических изменений, затрагивающих все стороны жизни в современном обществе, актуальным является формирование у граждан творческого мышления, умения нахождения нестандартных подходов в решении различных проблем.

Поэтому развитие личности ребенка через формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией сегодня становится приоритетом начального общего образования посредством применения системно-деятельностного подхода.

Сегодня необходимо учить учеников искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять и оценивать достоверность получаемой информации. Процесс работы с различной информацией подводит учеников к осознанию необходимости учиться в течение всей жизни, что обеспечивает в дальнейшем успешную социализацию в информационном обществе.

 Актуальность и необходимость применения системно-деятельностного подхода подтверждается тем, что в школу поступают дети с разным уровнем подготовки. Научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности и функция учителя проявляется в управлении процессом обучения.

Системно-деятельностный подход наиболее полно и адекватно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических особенностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс, формирует универсальные учебные действия как основу образовательного и воспитательного процесса. Учитель в рамках такого процесса вместе с детьми учится, развивается, ставит себя на место ученика, старается понять его состояние, чувства и мысли. Теперь учитель и ученик сотрудники, коллеги, которые в ходе совместной деятельности и дискуссии, совершают маленькие открытия, что делает процесс обучения интересным, творческим, развивающим.

2. Механизмы реализации

Одной из основных видов деятельности в педагогике является игровая деятельность. Применяя игровые технологии на уроках, раскрывается накопленный опыт каждого ребенка, что позволяет организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению. Игровые технологии примечательны тем, что дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Безусловно, игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.

Реализация в учебном процессе системно-деятельностного   подхода   осуществляется через моделирование и анализ жизненных ситуаций, использование активных и интерактивных методик, участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности, вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. На практике игра как технология проведения урока заняла прочное место, что позволило выработать определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий;

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей;

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации;

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя;

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Тем не менее, понятие «игровые педагогические технологии» вклю­чает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра облада­ет существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре­зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помо­щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб­ной деятельности. Любая игра - одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Для того чтобы возбудить интерес к предмету, активизировать мыслительную деятельность используют дидактические игры, которые помогают снять чувство усталости, раскрывают способности детей, их индивидуальность, усиливают непроизвольное запоминание.

Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. На основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальные вариант решения задачи. Такие игры способствуют развитию деловых и практических качеств учащихся.

И, наконец, специфику игровой технологии в значи­тельной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и прочие.

Игра может проводиться на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Важно подбирать игры на разные виды деятельности – исполнительную, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре продумывается и характер управления игрой. С этой целью следует использовать средства обратной связи.

В игры полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. На каждом уроке необходимо создать учебную ситуацию, которая позволяет учащимся проявить себя. У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказаться там, куда приглашает игра.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

  • В структуру игры как процесса входят:

  • а) роли, взятые на себя играющими;

  • б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

  • в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

  • г) реальные отношения между играющими;

  • д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В игровой форме проводятся такие уроки, как: Урок-сказка, Урок – КВН, Урок-путешествие, Урок-кроссворд, Урок-смотр знаний, позволяющие ненавязчиво обогащать словарный запас, развивать речь, активизировать внимание детей, расширять их кругозор. Создать игровую ситуацию помогает и включение в планы уроков этапов – станции.

Так как в рамках урока, или внеклассного мероприятия время учителя ограничено, то многие игры проводятся в два этапа, вот здесь и находится «ключик» к развитию познавательной активности. Задача учителя построить игру так, чтобы во втором этапе, детям были известны темы, по которым будет строиться игра, или чтобы данные темы ученики выбрали для себя сами. Последнее, особенно удачно вписывается в игры, разработанные по мотивам телеигры «Самый умный».

При проведении игр наблюдается такая тенденция, что ученик в начале урока не желающий участвовать со словами «Я все равно ничего не знаю», к середине, и концу игры с воодушевленным видом «бьётся» за очки для себя, или, что еще более значимо для команды. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный. Коллективные игры формируют у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, слушать товарищей по команде, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения. Для многих учащихся отстаивать свою точку зрения оказывается сложнее, чем принимать чужую, и только в той ситуации, если ребенок знает информацию, он делает это уверенно. Получив за свою точку зрения баллы, у него появляется интерес и желание к дальнейшему поиску информации.

3. Результативность опыта

(ориентированность на конкретный

практический результат, успехи и достижение обучаемых).

 Я убедилась, что использование  игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода дает высокие результаты: 

- развивает творческие способности учащихся, повышает их активность;

-способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

- участие и определенные результаты учеников в творческих конкурсах разного уровня, выставках.

Реализация деятельностного подхода способствует успешному обучению школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведенные среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение. У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.









































Список использованной литературы:


1. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.

2. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.

4. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября». – 2011. – №9. – С.14–15.

5. Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении. Режим доступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

6. Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника. Режим доступа:[http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]

7. Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

8. Деятельностный метод в школе. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]

9. Заенко С.Ф. Игра и ученье. – М.: Владос, 2010. – 154 с.

10. Игра – обучение, тренинг, досуг / Под ред. Летрусинского В.В. – М.: Новая школа, 2006. – 163 с.

11. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора. – 2011.– №4. – С.13–27.

12. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

13. Педагогические игры. – М.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2007. – 238 с.

14. Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2008. – С. 97.

15. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2007. – 206 с.

16. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]

17. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. Режим доступа: [http://school1884.ru/]

9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Игровые технологии как средство реализации системно - деятельностного подхода»

Автор: Шанина Елена Александровна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241190

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в школе"
    ["seo_title"] => string(122) "primienieniieighrovykhtiekhnologhiinaurokakhmatiematikikaksriedstvoriealizatsiisistiemnodieiatielnostnoghopodkhodavshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "315726"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459946066"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Технология системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников "
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhiia-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-obuchienii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137603"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417375635"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства