М.И. Не узнаете нас? А ну-ка, посмотрите повнимательнее! Я – Марья – искусница. За что не возьмусь, работа так и горит. На все руки я мастерица.
Л. А я Левша – оружейник тульский, что английскую блоху подковал.
В.П. А я – Василиса – премудрая, на выдумки и загадки горазда.
М.И. А пришли мы к вам, чтобы посмотреть, не перевелись ли на Руси мастера-умельцы, у которых и руки золотые, и смекалка рабочая.
В.П. Да нет, друзья мои, навряд ли. Вот они стоят молодые да крепкие, ловкие да цепкие. Они и спеть и сплясать умеют, да и топор с пилой держать в руках сумеют.
Л. А как это все-таки проверить? Помните, как в старину наши умельцы могли забавы сделать? Забава – это по- нынешнему вроде соревнования. Соревнования в том, кто в своем деле самый лучший мастер. Вот плотники, к примеру, такую забаву придумали: состязались кто топором…чище бороду побреет.
М.И. А давайте-ка, и мы поглядим, как нынешние мастера своим инструментом владеют, а мы по ней и увидим, по руке ли инструмент или нет.
В.П. Давай, Марьюшка, вызывай охотников.
М.И. А, ну-ка охотники – городские и сельские работники! Выходи по одному.
Л. Забава первая…
М.И. (перебивает) А что, Левша, ты когда блоху подковал в микроскоп глядел?
Л. Да нет, Марья, у мастеровых пальцы должны быть зрячими. Иначе за инструмент и не берись.
М.И. Верно, Левша. А давайте-ка сделаем забаву про то, чтоб узнать, как наши нонешние мастера пальцами видят? А, ну-ка, граждане хорошие! Есть ли среди вас желающие? Выходите-ка в круг, по двое.
(Выходят 2 участника)
Вот каждому по мешку завязанному. А что в мешке, определи на ощупь, на бумажке запиши, а потом при всем честном народе и проверим.
(После окончания конкурса Марья-искусница благодарит участников: «ну, молодцы, добры молодцы!»)
В.П. Хорошую забаву ты, Марьюшка, придумала! А теперь мой черед! Выходите двое!
А что друзья-приятели, вы при работе время цените? Минутку бережете? Секунду считаете? Ну если так, то проверим, как времечко вас слушается. Ведь у мастерового человека как? Он себе молоточком тукает, а знает: вот минута прошла, вот полчасика пробежало, вот и час закончился. Держите–ка инструменты!
(Участники получают по дощечке, молотку и щепотке гвоздей и секундомеры, у которых циферблат закрыт.)
А, ну-ка плотники! По моей команде включай часы и начинай гвозди забивать, да про себя считать. Как по вашему счету минута кончится, так выключай часы и кончай работу. А я погляжу, кто за минуту больше гвоздей забил, да еще кто эту и минуту в работе лучше чувствовал. Кто к ней ближе часы остановил.
(По сигналу участники выполняют условия конкурса. Василиса называет победителя.)
Л. А что это мы все парней вызываем? Давайте и для девочек забаву придумаем. Это они раньше только детей нянчили, да кашу варили. А сейчас каждая девица – и швец, и жнец, и на дуде игрец. А ну-ка, девицы-красавицы, выходите-ка четверо.
(Выходят 4 у частницы.)
Вот вам, девицы. Доска, а вот четыре мелка. Напишите-ка таблицу умножения: ты на 6, ты- на 7, ты- на 8, ты – на 9. Да не простыми цыфирками, а римскими. А мы посмотрим, да ошибочки посчитаем.
В.П. Хороша потеха, Левша! А еще какую-нибудь знаешь?
Л. Как не знать! Вот еще потеха! Самые ловкие да смелые, выходите-ка сюда.
А потеха моя простая. Вот вам по карандашу. Дорисуйте на рисунке то, чего не хватает.
(С завязанными глазами участники дорисовывают недостающие детали на рисунках.)
М.И. А теперь настал час, когда и сплясать можно. А ну-ка плясуны и плясуньи, выходите-ка в круг! Мы с вами спляшем, да посмотрим, кто лучше это делает.
(исполняется массовый танец.)
Ну, молодцы! И в работе вы ловкие да смекалистые, и спеть - сплясать можете. Спасибо вам, что уважили нас!
Л. Спасибо вам, люди добрые, что уважили нас, не дали нам в русских мастеровых разочарованье получить.