ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ... СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОНИ?
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ... СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОНИ?
Современный педагог дополнительного образования хорошо знаком с понятием «игровая деятельность» и ее ролью в развитии ребенка. Исследователи анализируют виды игр, как в свободной деятельности детей, так и в процессе обучения (дидактические игры). Существуют их подробные описания, классификации, различные методические разработки и рекомендации по использованию игр в воспитательном и обучающем процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ... СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОНИ?»
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ...
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ОНИ?
Современный педагог дополнительного образования хорошо знаком с понятием «игровая деятельность» и ее ролью в развитии ребенка. Исследователи анализируют виды игр, как в свободной деятельности детей, так и в процессе обучения (дидактические игры). Существуют их подробные описания, классификации, различные методические разработки и рекомендации по использованию игр в воспитательном и обучающем процессе.
В современной педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», возникшее вместе с развитием компьютерной техники и внедрением компьютерных технологий. В педагогической науке даже появилось специальное направление «педагогическая технология», которое зародилось в 60-х годах XX столетия в США, Англии; в настоящее время оно распространилось практически во всех странах мира.
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Любая образовательная технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, т.е. концептуальности, системности, управляемости, эффективности.
Концептуальность предполагает, что каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами (т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, практически независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру образовательной технологии, которая включает в себя три части: концептуальную основу, содержательный компонент обучения, процессуальную часть - технологический процесс.
Концептуальная часть образовательной технологии - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют общие и конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть представлена системной совокупностью таких элементов, как организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности детей, методы и формы работы педагога, деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Только в том случае, если разработаны все компоненты, описанные выше, можно утверждать, что рассматриваемая система действительно является образовательной технологией.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям. Игровая ситуация должна задавать ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некие элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Некорректное построение игровой ситуации, при котором педагог заботится главным образом о «веселой» подаче материала, не только разрушает суть развивающего воздействия математического, экологического и иного содержания, но и формирует у ребенка неправильные содержательные (предметные) представления, а также развивает интерес к самостоятельной познавательной деятельности, т.е. не способствует развитию осознаваемой ребенком учебно- познавательной мотивации .
Итак, налицо явное противоречие: с ной стороны, важно, чтобы каждый педагог владел педагогическими технологиями, поскольку это является одним из основных критериев его готовности к профессиональной деятельности; с другой – нельзя с уверенностью назвать хотя бы одну игровую технологию в области предметного обучения в дополнительном образовании, которая отвечала бы всем перечисленным выше критерия требованиям.
Вывод неожиданный: использовать в терминологии «игровые технологии» в познавательном развитии ребенка некорректно, поскольку таковых технологий на сегодня не существует. Является ли это основанием для закрытия вопроса об игровых технологиях? Конечно, нет, никоим образом! Возможности разработки таковых технологий обучения, безусловно, существуют.
В настоящее время актуальность игр повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения становится развитие умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Развить подобное умение помогает игра, которая служит своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми на занятиях и в свободной самостоятельной деятельности.
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют и получают знания об окружающей действительности. Игра - средство познания действительности. Она рассматривается как особое отношение личности к окружающему миру, как деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается в качестве его субъективной деятельности, как социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру), как особое содержание усвоения, как деятельность, в результате которой происходит развитие психики ребенка, как социальнопедагогическая форма организации детской жизни и детского общества.
Игра - это прием организации деятельности детей на занятии или набор приемов, выстроенных как в логике изучения заданного программного материала, так и в логике организации заинтересованной познавательной деятельности.
Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают обучающихся к овладению новым знанием. Они помогают сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребенку взрослым.
Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации. Одним из преимуществ игры является то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с помощью игры на занятии педагог может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, так как выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.
Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начал в учебном процессе. Она вдохновляет детей мыслить и выражать свои мысли, обеспечивает целенаправленность действий, дисциплинирует ум ребенка.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Несомненно. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.