Индивидуальная образовательная траектория учащегося в условиях инновационного образовательного процесса
Индивидуальная образовательная траектория учащегося в условиях инновационного образовательного процесса
В условиях модернизации школьного образования особо значимой является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся старших классов. Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и стремлениям.
Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями,в частности одаренные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Основными принципами работы с одаренными детьми являются:
индивидуализация обучения (разработка индивидуальной траектории развития одаренных учащихся);
свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
вариативность в предоставляемых образовательных услугах;
личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная траектория учащегося в условиях инновационного образовательного процесса »
Индивидуальная образовательная траектория учащегося в условиях инновационного образовательного процесса
В условиях модернизации школьного образования особо значимой является задача обеспечения качества образования, развития учащихся, удовлетворения в полной мере индивидуальных образовательных запросов и потребностей учащихся старших классов. Гуманизация, дифференциация и демократизация образования сделали систему образования более гибкой, вариативной и открытой. В результате возникли предпосылки для выбора самими учащимися образовательных траекторий, которые бы наиболее полно отвечали их личностным потребностям и стремлениям.
Безусловно, отдельного внимания на сегодняшний день требуют категории детей с особыми потребностями ,в частности одаренные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Основными принципами работы с одаренными детьми являются:
индивидуализация обучения (разработка индивидуальной траектории развития одаренных учащихся);
свобода выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
вариативность в предоставляемых образовательных услугах;
личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию;
деятельностный подход к обучению, обеспечивающий активное участие школьников в собственном развитии адекватно их способностям.
Методы и формы работы с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаются определенным своеобразием. Например, такие формы работы с одаренными детьми в учебное время: проблемные миниконкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, проектная деятельность, научно-практические конференции, творческие зачеты, дискуссии, диалоги, практикумы, лабораторные работы и др. Внеучебные формы работы: факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, олимпиады, социально-педагогические проекты, игры.
Обучение одарённых детей.
1. Одаренные дети обучаются в классах вместе со всеми детьми. Это позволяет создавать условия для их дальнейшей социальной адаптации и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, максимально возможного развития всех учащихся школы.
2. Создание групп одаренных детей в ходе выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий для продвинутых учащихся, обучающихся по развивающим технологиям.
Формы и методы работы с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми организована по трем взаимосвязанным направлениям:
учебная деятельность;
внеучебная деятельность;
дополнительное образование.
В школе формируются предпрофильные классы, профильные с углубленным изучением отдельных предметов. Проводятся конференции с презентацией творческих и исследовательских работ учителей и учащихся. Разрабатываются критерии и показатели качества деятельности школы по выявлению одаренных школьников, их поддержке и развитию, создаётся система мониторинга жизненных траекторий интеллектуально одаренных школьников.
Организационно - методическим единством предпрофильной подготовки и профильного обучения выступает индивидуальнаятраекторияучащихся.
Данная технология реализуется через составление индивидуальной образовательной программы, которая является ее технологическим обеспечением.
Субъектами деятельности выступают ученик–учитель.
Но особое место в процессе разработки индивидуальных программ отводится родителям. Они не только знакомятся с ней и подписывают ее, а также вносят коррективы после предварительного обсуждения программы своего ребенка.
В процессе обсуждения программы родители имеют возможность консультироваться с классным руководителем, учителями предметниками, психологом и администрацией школы.
Таким образом: индивидуальная образовательная программа (ИОП) А) составляется на основе базисного учебного плана:
Б) разрабатывается самим учащимся, при поддержке классного руководителя, администрации школы, родителей, психолога.
формы и методы изучения учебного материала творческие, исследовательские работы проекты
Г) является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником, родителями и школой, с момента его утверждения.
Индивидуальная образовательная траектория – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
Индивидуальная образовательная траектория формирует у ученика способность брать на себя ответственность за последствия своей деятельности, обеспечивать повышение успеваемости и в целом качество получаемого образования.
Школьники, выбравшие индивидуальную образовательную траекторию активно занимаются исследовательской деятельностью, добиваясь в этом значительных успехов, 8 обучающихся стали победителями и призёрами Региональной конференции "Киселевские чтения-13"; 9 - победители и призеры видеоконференции "Одармол" на базе Воронежского ГАСУ; команда учащихся 11 "А" класса приняла участие в Недели информатики ВГПУ в конкурсе "Тайны островов информатики" - заняли I место; 10 учащихся стали победителями муниципальной научно-практической конференции «Эврика». В Воронежском государственном университете инженерных технологий проходил очный этап VI Воронежского конкурса юных исследователей в области химии, физики и информатики «Дерзай быть мудрым!», посвященный 85-летию университета. На конкурсе нашу школу представляли 8 учащихся пятеро стали победителями и призёрами.. 75 учащихся члены НОУ по физике, математике, принимают активное в Международной олимпиаде по основам наук, участвуют в творческих конкурсах.
Подводя итоги работы по индивидуальной образовательной траектории
можно выделить, что от организации этого этапа существенно зависит отношение участников педагогического процесса к проектированию образовательной деятельности учащихся в дальнейшем. При правильной организации данного этапа будет подготовлена основа для нового цикла создания и реализации образовательных проектов учащихся. Важным показателем эффективности индивидуализации обучения являются результаты участия школьников в предметных олимпиадах и конференциях. 10 обучающихся школы стали победителями и призерами всероссийской предметной олимпиады школьников (муниципальный этап) по информатике, географии, химии, биологии, по основам православной культуры, по праву, по истории.
Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка, широким кругом педагогических работников (учителем, педагогом-психологом, учителем – логопедом, социальным педагогом, медицинским работником).
Центральное место в данной работе отводится школьному психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк), который организует работу по раннему выявлению и созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося.
Основными принципами работы с детьми ОВЗ являются:
интеграция детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников;
индивидуализация обучения (разработка индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ, выбор персонального темпа развития);
ранняя диагностика и обязательная коррекционная помощь каждому ребенку специалистами службы психолого-педагогического медико-социального сопровождения;
свобода выбора учащимися и родителями (законными представителями) дополнительных образовательных услуг, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
обеспечение современным оборудованием и ТСО для обучения.
Содержание обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
В начальной школе осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности ребенка, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Учащимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию ребенка, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.
В старших классах учащиеся получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда.
Учащимся прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в посильную трудовую деятельность.
Работа с детьми ОВЗ организована по трем взаимосвязанным направлениям:
учебная деятельность;
специальные (коррекционные) мероприятия;
дополнительное образование.
Учебная деятельность учащихся осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации (с помощью организации учебного процесса по индивидуальным рабочим образовательным программам, индивидуальным образовательным маршрутам и т.д.).
Специальные (коррекционные) мероприятия направленные на оздоровление, развитие, воспитание и раскрытие личностного потенциала учащихся с психофизическими нарушениями.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения детей с ОВЗ:
1) дистанционное обучение
2) творческие конкурсы, фестивали;
3) кружки, студии, предусматривающие развитие дефицитных функций детей.
Таким образом индивидуальная образовательная траектория есть процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование.