Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из видов деятельности, где одаренность ребенка видно не вооруженным глазом, является хореография. Используя метод наблюдения, я могу увидеть и распознавать способности ребенка к данному виду творческой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«индивидуальный маршрут одаренные дети »
Пояснительная записка.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из видов деятельности, где одаренность ребенка видно не вооруженным глазом, является хореография. Используя метод наблюдения, я могу увидеть и распознавать способности ребенка к данному виду творческой деятельности. Так же существуют критерии, по которым проходит выявление одаренных детей. Например: наличие музыкального слуха, гибкость корпуса, эластичность стопы, танцевальный шаг, артистичность, работоспособность, выносливость как физическая, так и психологическая. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание. Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения.
Опыт работы свидетельствует о том, что одарённые дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в сознании вариативной, обогащённой и индивидуализированной образовательной среды. Выявление признаков одарённости требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идёт о ещё несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков.
Важнейшая роль психодиагностики одаренности состоит не в отборе и классификации одаренных детей с точки зрения их будущих достижений, а в выявлении их психологических особенностей и обеспечении для них таких условий воспитания и обучения, которые позволили бы максимально реализовать свой потенциал на каждом возрастном этапе развития.
Для развития одарённости воспитаннику необходимы индивидуальные формы работы. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребёнка можно только одним способом – разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого обучающегося, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка Якименко Ольгу, направлен на ее личностное развитие и успешность.
Якименко Ольга занимается в танцевальной группе « Силует» третий год. Меня радует огромное желание Ольги танцевать, разучивать новые танцы, выступать. При помощи метода диагностики я выделила сильные и слабые стороны развития ребёнка. Выяснила, что у ребёнка развито и сформировано не очень хорошо и что очень хорошо. Девочка музыкально очень одарена : хороший слух, музыкальная память, чувство ритма, хорошие физические данные, но не хватает артистических способностей, скованность на сцене. Анализируя творческие данные Ольги был разработан индивидуальный образовательный маршрут.
Цель которого:
- Создание условий для раскрепощения личности воспитанницы и развитию актерских навыков .
Задачи:
- Раскрыть творческий потенциал ребенка.
- Способствовать избавлению от зажимов.
- Помочь приобрести свободу в выражении собственных эмоций.
- Сформировать навыки публичного выступления, умения держаться на сцене;
- Научить анализировать свою работу на занятии и в концертном выступлении.
Работа с одаренными детьми заключается в том, что она направлена не столько на разучивание хореографических композиций, сколько на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце. В ходе постановочной работы учащаяся осваивает музыкально-танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива , воображение, умение передавать музыку и содержание образа движения. Занимающийся имеет возможность раскрыть свои музыкальные, танцевальные, эмоциональные способности, принимая участие в различных концертах и мероприятиях, конкурсах и фестивалях, показывая свои достижения на открытых занятиях…
Роль родителей воспитанницы в реализации маршрута.
Большое значение при организации работы с одаренными детьми придается включению родителей . Мама очень много времени уделяет ребенку: постоянно интересуется общественной жизнью ребенка, посещает все концерты и выступления Ольги, советуется с педагогами и психологами при возникновении проблем.
При организации работы необходимо следующее:
- Учитывать личностные и возрастные особенности ;
- Создавать соответствующий семейный микроклимат, повышать образовательный уровень семьи;
- Привлекать маму, папу в подготовке к концерту, выступлению, совместной досуговой деятельности.
Сама Ольга в ходе реализации маршрута наметила для себя следующие задачи:
- Научиться красиво и точно передавать характер движения танца..
- Развивать гибкость и пластику.
Учебно-тематический план.
№
Темы занятий
Кол-во часов
теория
Практика
Хореографическое мастерство
6
1
5
Актерское мастерство
6
1
5
Сценическая культура
6
2
4
Музыкально-ритмическая деятельность
5
1
4
Эмоционально-творческое развитие
5
1
4
Постановочная работа
Программный танец
8
2
5
Психологические тренинги
2
1
1
Итого
38
8
28
Вывод:
Моя задача как педагога не столько измерить одаренность, сколько создать среду, способствующую раскрытию природных возможностей ребенка.
Многолетний опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.