Просмотр содержимого документа
«Информационный буклет "Агрессия"»
В современной психологии различают понятия "агрессия" и "агрессивность".
А грессия - это отдельные действия, поступки. Под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других людей, доминировать над ними. Сам термин "агрессия" в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.
Агрессивность - относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное.
Как нейтрализовать проявления агрессии у детей и подростков!
Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и не опасная агрессивная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Подростки нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания.
Для оптимизации конструктивного воздействия на проявление агрессии у детей и подростков разработаны специальные рекомендации для взрослых. Правила экстренного вмешательства позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми обеспечивать позитивное разрешение конфликтов и устанавливать партнерские отношения.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка/подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог. В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное действие с минимальным количеством слов.
Правило 1:"Игнорировать незначительную агрессию"
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, целесообразно использовать следующие позитивные стратегии:
простое игнорирование поведения или самого ребенка/подростка;
выражение понимания чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
переключение внимания или предложение какого-либо задания;
позитивное обозначение поведения: "Ты злишься потому, что ты устал".
Правило 2:"Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка и подростка"
Необходимо проводить четкую границу между поступком и личностью ребенка.
О ценивая поведение ребенка/подростка, следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что, не вспоминая все прошлые случаи. Необходимым является установление с агрессивным ребенком/подростком обратной связи. Для этого используются приемы:
раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению: "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я пугаюсь, когда кто-то кричит";
апелляция к правилам: "Ты нарушаешь правило".
Ребенок/подросток должен услышать, что мы не против него, а только против конкретного поступка. Агрессивным поведением он своего не добьется, но другое поведение будет более эффективно.
Правило 3: "Контролировать собственные негативные эмоции"
Дети часто демонстрируют агрессивное поведение (раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность), взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:
не подкрепляет агрессивное поведение;
демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;
сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
Правило 4:"Не усиливать напряженные ситуации"
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - снизить напряжение ситуации.
Типичные действия взрослого, усиливающие напряжения и агрессию:
повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
демонстрация власти: "Будет так, как скажу я";
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки;
сарказм, насмешки;
оценка характера ребенка/подростка, его личности, личностей его друзей;
использование физической силы;
втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему;
настаивание на своей правоте;
нотации, проповеди;
угрозы или наказания;
оправдания, защита;
обобщения типа "Все вы одинаковые";
придирки; передразнивание;
сравнивание ребенка/подростка с другими детьми/подростками;
команды, жесткие требования, давление;
подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на некоторое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама его причина.
П равило 5:"Сохранять положительную репутацию"
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное обсуждение и негативная оценка.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
публично минимизировать вину подростка ("Ты неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть");
тайм-аут – предоставление возможности ребенку/подростку успокоиться наедине;
внушение спокойствия невербальными методами (шепот, успокаивающие прикосновения и т.п.);
прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
использование юмора ("Ты сейчас выглядишь круче Шварцнегера");
признание чувств и интересов собеседника;
сообщение своих интересов;
апелляция к правилам и т.д.
Наибольшая польза от этих приемов в том, что дети/подростки довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций и ежедневного поведения (воспитываем по своему образу и подобию).
"Если человек показывает, что он раздражен и не способен контролировать свои эмоции, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми"
(Мишель Фадуль)
Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"