Просмотр содержимого документа
««Инклюзивное образование. Из опыта работы»»
«Инклюзивное образование. Из опыта работы»
Исходя из своего опыта педагогической работы в качестве преподавателя спецдисциплин в ГОУНПО ПУ № 12 города Воркуты в течении более чем 19 лет с обучающимися, имеющими нарушения в физическом и психическом развитии, я ненавязчиво могу предложить свои рекомендации педагогическим работникам, занимающихся с такими категориями учащихся. Нарушения развития у этих обучающихся связано с различными причинами разного характера. Не все они полностью отвечают диагнозу «олигофрения», определённому медиками. Часть из таких детей –выходцы из неблагополучных семей, лишённые родительской любви и заботы с рождения; часть – дети алкоголиков, с плохой наследственностью; а другие просто запущены с самого детства во многих отношениях.
Большая часть обучающихся в таких группах – явно больны, многие имеют неуравновешенную психику, и любое слово, которое не вызывает у других, нормальных детей, никакой реакции, у этих подростков может стать причиной неуправляемого поведения, взрыва переживаний. Поэтому работа с такими обучающимися имеет свои особенности, и требует от преподавателей, мастеров, воспитателей, социальных педагогов постоянного напряжения и умения «правильной» работы с ними.
В технологиях обучения, используемых преподавателями, основанных на компетенциях, заложена возможность формирования умения учиться и ответственности за собственное обучение, направленной на возможность для обучающегося реально оценить свое обучение и планировать его дельнейшее совершенствование, без излишнего поощрения и тем более- с наименьшими факторами порицания.
При конструировании и организации учебного процесса в группах обучающихся с нарушениями физического и психического характера необходимо вести отбор, анализ и систематизацию учебного материала в соответствии с направленностью на эту конкретную группу детей; постоянно стимулировать и организовывать различные формы деятельности учащихся; определять по внешним проявлениям и поступкам изменения психического состояния учащихся; учитывать взаимоотношения, личные симпатии и антипатии учащихся;
обязательно планировать и выстраивать педагогический процесс, регулировать и корректировать его; утверждать в среде обучающихся отношения дружбы и товарищества; осуществлять постоянный контроль посещения ими занятий, консультаций. Групповых и внеклассных мероприятий.
Мастер производственного обучения и воспитатель также обязательно должны быть способны вести диалог с группой и индивидуально и иметь творческий подход в привитии знаний и в общении. Большая роль мастера заключена в формировании среды обучения, способствующей формированию у обучающихся необходимых компетенций.
Преподаватели и мастера должны с вниманием и уважением относиться к потребностям и пожеланиям обучающегося, к его представлениям о наиболее эффективных путях достижения целей обучения и уметь направлять обучающегося в тех случаях, когда тот ставит себе нереальные цели или выбирает средства их достижения, не соответствующие своим способностям и потенциалу. А такое среди обучающихся с НФПР встречается нередко. Соответственно, для этого преподавателям, мастерам п/о, социальным педагогам и воспитателям нужно уметь оценивать потенциал и психотип обучающегося и владеть умениями вести переговоры и, в случае необходимости, разрешать конфликты.
Поскольку обучение сводится к процессу планирования собственной деятельности в контексте новых вызовов, преподаватель и мастер должен уметь организовать эту деятельность и эффективно руководить ею. В этой связи особое внимание должно уделяться умению преподавателей и мастеров ставить перед обучающимися проблемы, требующие решения.
Таким образом, при реализации обучения, основанного на компетенциях, преподавателю, мастеру п/о, воспитателю отводится центральная роль в содействии профессиональному развитию личности и становлении профессиональной индивидуальности обучающихся с НФПР, поскольку они обеспечивают необходимые организационные, методические и содержательные аспекты формирования композиций.
Поскольку модульные программы, основанные на компетенциях. основаны на потребностях рынка труда и требуют организации максимальною объема обучения на рабочем месте, мастера п/о должны обладать умением установить диалог с работодателями; разрабатывать программы, основанные на компетенциях; обязательно использовать в обучении интерактивные методы.
При организации учебного пространства преподаватель всегда должен обращать внимание на следующие моменты: количество обучающихся; возможность их визуального контакта с преподавателем и другими обучающимися; мобильность; безопасность.
При реализации обучения, основанного на компетенциях, преподавателю и мастеру п/о отводится центральная роль в содействии профессиональному и социальному развитию обучающихся с НФПР и становлении их профессиональной индивидуальности.
При проведении занятий в УПМ мастером п/О должна максимально использоваться имитация трудовой ситуации/рабочего места. При этом имитация условий реальной трудовой деятельности должна включать в себя среду, оборудование и материалы, используемые в реальных условиях трудовой деятельности на рабочем месте.
Учебный процесс должен быть организован таким образом, что обучающиеся понимали, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение. Основные принципы методики обучения учащихся с НФПР могут быть сформулированы следующим образом :
- Обучающиеся должны сознательно взять на себя определённую часть ответственности за собственное обучение, что достигается не общими заявлениями или инструкциями, но созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность;
-Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать во время обучения, помогая друг другу и поддерживая друг друга, учиться находить выход из конфликтных ситуаций, чему должны способствовать используемые методы обучения, а именно - работа в малых группах, проекты, решение проблем.
-Обучающимся должна быть представлена возможность учиться под «водительством» педагогов и библиотекаря поиску, обработке и использованию информации.
Большая роль в работе с обучающимися, имеющими НФПР, принадлежит библиотекарю учебного заведения, который всегда определит цель посещения подростком библиотеки; тему искомой литературы, которую тот выразил желание получить; подскажет подходящие индивидуально по интересам издания.
При проведении уроков спецтехнологии я (и наверно не я одна) взяла за правило к каждому уроку делать опорный конспект для каждого обучающегося в печатном варианте. В опорном конспекте кратко и понятно изложен основной материал, без «воды» и лишних нагромождений, что, конечно же, является большой помощью в обучении. Большую роль играет дизайн учебного материала, он должен удовлетворять основному требованию - быть опорой для обучающегося в процессе освоения им знаний и умений.
Функции учебных материалов для обучающихся с НФПР должны представлять факты в организованном и структурированном виде; стимулировать и мотивировать работу обучающегося; объяснять теоретическое знание; должны помогать представить абстрактное на конкретных примерах; имитировать реальность; стимулировать к поиску дополнительной информации и использованию других источников.
Важнейшую роль в обучении данной категории обучающихся играет среда обучения. Это физическая среда (аудитории, оборудование, материалы), эмоциональное и психологическое окружение. Именно поэтому преподаватель должен сделать всё возможное, чтобы обучающийся чувствовал себя комфортно, не боялся выражать свои идеи и мнения, относящиеся к обсуждаемым проблемам, и не стыдился собственного незнания или неумения.
В этой связи учебная деятельность должна быть максимально неформальной по характеру, и преподаватели и мастера должны использовать максимально большое разнообразие методов обучения, одновременно они должны быть готовы корректировать содержание и методы обучения в ответ на пожелания обучающихся.
При организации учебного пространства следует обращать внимание на возможность визуального контакта с преподавателем/другими обучающимися; мобильность; безопасность; пространство должно позволять обучающимся общаться и совместно работать, свободно передвигаться но аудитории.
Обучающиеся имеют возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных (и, в крайнем случае - имитационных) контекстов.
Преподаватель предоставляет обучающимся с НФПР возможность развивать компетенцию «учиться тому, как нужно учиться», так как на современном этапе обучающиеся, а особенно –из числа тех, кто имеет нарушения развития, не научены со школы именно УЧИТЬСЯ. Это-их главная задача на период обучения в учебном заведении НПО, а мы –тот двигатель, который их заставляет мыслить, оценивать, осознавать, набираться опыта и знаний, менять стереотипы, и, в итоге, направлять в светлое будущее.