kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационная деятельность в малокомплектной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы создали сеть образовательных программ, позволяющих организовать и координировать использование образовательных ресурсов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность в малокомплектной школе»

Структура проекта Хара – Алданской СОШ им. Г.В. Егорова Таттинского улуса РС (Якутия)

Организатор инновационной деятельности : Захарова В.И. учитель русского языка и литературы

Наименование проекта

«Вариативная модель управления развитием малочисленной школы»

Анализ СКС

Свойственные наслегу жизненные проблемы.

В ходе эксперимента нами была проведена большая работа по исследованию социокультурной ситуации села. Мы пытались понять, что можно сделать на уровне населённого пункта не только для системы образования, но и для села в целом. Этот шаг был важным и носил организационно-аналитический характер. Он выявил общие условия и тенденции, характерные для школы, для всех учреждений посёлка, не учитывая которые можно просто не сохранить школу, а значит – не сохранить село.

За прошедшие десятилетия многие в нашем селе вынуждены были бросить родную среду обитания, так как потеряли возможность вести какое- то рентабельное хозяйство, и переехали в районный центр или в город, лишившись привычной природной обстановки, земельного раздолья. Разрушение села и крестьянского образа жизни постепенно привело к угасанию крестьянской культуры. Господствовавшие в течение длительного времени общей организации трудовой организации привели к утрате чувства хозяина у сельского жителя, что проявилось в массовой безответственности, безынициативности. У многих была потеряна вера во всё: в прежние идеалы, в существующую власть, в благополучную будущность.

Свойственные наслегу факторы, способствующие развитию образования и личности.

Испокон веков в нашем селе жили люди, которые занимались охотой и рыболовством. Существуют семьи, где, начиная от прадеда до внуков, занимаются только охотой. Существуют семьи, которые занимаются только рыболовством. Это семьи Самсоновых, Новгородовых, Бочуровых и др. Зимой всегда расцветает подлёдное рыболовство, которое во время войны спасло не только своё население, специально организованная бригада наших рыболовов сдавала рыбу в фонд обороны.

В семье Винокуровых все рисуют, режут по дереву, делают мебель, шьют унты. Винокуров Г.И.- мастер производственного обучения, руководитель клуба «Уран уус».

Большая семья Новгородовых-Старостиных изготавливает берестяные изделия, навыки чего передались от прабабушки Татьяны Петровны Новгородовой. Её дочь Новгородова Т.П. - учитель рисования, руководитель клуба «Дизайн».

Многие в нашем селе поют. Ныне известные по всей республике певцы Александра Старостина, Елена Старостина, Михаил Варламов, Сергей Копырин - выходцы из нашего маленького села, учились в нашей школе.

И мы смело можем говорить, что в селе Хара-Алдан культурно-исторические традиции ещё живы, история местности, культуры, образования уникальны, но современный социокультурный фон беден и требует обновления. Поэтому мы создали сеть образовательных программ, позволяющих организовать и координировать использование образовательных ресурсов. В сеть могут входить родители, дети и все желающие.

В процессе реализации проекта школа взяла на себя миссию не только образовательного центра, но и влияние на образ жизни его жителей. Школа, реализируя проектную деятельность, выступает инициатором социальных преобразований. Появление и развитие различных сообществ вместе со школьной демократией являются необходимым условием для взращивания совместных детско– взрослых проектов и реализации инновационной программы школы.


Проблематика проекта

Социокультурный подход – это реальное решение средствами образования проблем, которые имеются в селе. В нашем случае образовательное учреждение нацеливается на разрешение таких образовательных проблем всего населения:

  • решение реальной проблемы социума;

  • оказание образовательной поддержки и социально-педагогической помощи нуждающимся жителям деревни в любом возрасте;

  • расширение функциональных возможностей общеобразовательной школы и учреждений – партнеров, объединяющихся с ней для совместной работы в сельском социуме, обогащение содержания образовательной деятельности в партнерской сети;

  • более широкие возможности для кооперации ресурсов;

  • улучшение материально-технической и учебно-методической базы, более полное и оптимальное использование зданий, сооружений;

  • создание механизмов образовательной системы, позволяющих прогнозировать развитие образования не только на уровне учреждения, но и как перспективу развитие сельской территории, на которой оно находится.



Философские основания

  • Основная идея проекта

Основные характеристики сетевого образования: «образование не как «вертикальная» иерархическая, а как горизонтальная, самоорганизующаяся сеть», «в сети нет организаций и организованностей в традиционном смысле, первичной клеточкой объединения выступает общность, сообщество», узлы сети – не унифицированные образовательные учреждения или стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы», «в сети несравнимо быстрее, чем в традиционной системе распространяются инновации», «сеть помогает вскрыть закономерности и спроектировать формы и механизмы развития обыкновенной массовой школы», «образовательная сеть конкретизирует понятие общественно- государственной системы образования и переводит разговоры о политике в инструментарий практики».

Среди преимуществ сетевой организации инновационной образовательной деятельности можно выделить:

  • Мобильность и гибкость;

  • Многоплановый характер мотивации;

  • Возможность узкой специализации научных поисков или разработки небольшого круга идей;

  • Малый управленческий персонал;

  • Возможность широкого использования и привлечения всех видов ресурсов для решения локальных задач.

Основным результатом проекта станет вариативная модель управления развития сельской малочисленной школы, расположенной в отдалённом труднодоступном месте через сетевой организации образовательного процесса, способную оказывать позитивное влияние на характер социокультурного фона.


  • Образовательные цели и задачи проекта.

1. Кооперация образовательных ресурсов в сетевом образовательном центре «Хара- Алдан» - Образовательная сеть» организуется с целью разработки вариативной модели управления развитием сельской малочисленной школы через сетевую организацию образовательного процесса, способную оказывать позитивное влияние на социум, что включает:

* Создание условий-

* горизонтального взаимодействия инновационных культурно- образовательных инициатив;

* для вложения ресурсов в производство информаций и знаний;

* эффективного развития национально- региональной системы образования;

* Разработку, апробацию вариативной модели образования в отдалённом труднодоступном месте.

2. Цель проекта: создание единого инновационного культурно- образовательного пространства, предполагающего формирование сообщества, где образование и повышение квалификации реализуется в сетевом взаимодействии культурно- образовательных инициатив на принципах кооперации и проектного обучения.

Задачи проекта:

1 Анализ социокультуной ситуации.

2 Создание условия для проявления новых инициатив по реализации идей гражданского запроса через коллективные события проектной направленности.

3 Выявление содержательных лидеров идей гражданского образования.

4 Совместная (сетевая) деятельность культурно-образовательных инициатив, влияющая на характер социокультурного фона

5 Государственно- общественное управление образованием

Психологическая концепция

  • Психолого- педагогические основания предлагаемой системы

Предлагаемая система является системой сетевого взаимодействия культурно- образовательных инициатив (А.Цирульников, Р.Редюхин, А. Лобок) на принципах кооперации (А.Адамский).

Модель образовательной сети, предлагаемая нами, основывается на анализе ситуации, ядром которого является социокультурное измерение (А.Цирульников, А.Лобок, А.Гачев).

  • Описание школьного уклада

Школьный уклад: начальная школа- школа развития детской любознательности

Задача начальной школы – выстраивание образовательного пространства, близкого возрастным особенностям ребёнка, через создание условий для социального и образовательного самоопределения, для получения школьниками качественного современного образования.

Ядром образовательной программы начального общего образования является развитие универсальных учебных действий через единое учебно- игровое пространство.

Виды деятельности младшего школьника:

1) игровая деятельность;

2) творческая деятельность (художественное творчество в клубе «Росток», конструирование, социально значимое проектирование и др.);

3) трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

4) спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Результат обучения в начальной школе – формирование базовых учебных универсальных действий, а главное – мотивации к учению.

Мониторинг образовательных достижений учащихся начальной школы осуществляется с помощью информационной системы ИОМ ученика.

Основная школа – проектная школа, школа социальных проб.

(5–9-е классы)

Образовательный процесс основной школы базируется на следующих подходах:

– проектная деятельность – основа организации образовательного процесса, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально-значимых задач;

– наличие различных вариативных курсов по выбору для активного взаимодействия, экспериментирования с миром социальных отношений, самовыражения, презентации своих достижений и получения оценки сверстников, учителей, родителей.

Этот период – период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Дети в этом возрасте активно осваивают все ее пространство, работают в разновозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы, предпочтения. Они быстро меняют интересы, охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен. Дети с удовольствием пробуют себя в различных формах клубной деятельности, начиная осознавать значимость своего развития, в том числе и в межличностных отношениях.

Поэтому образовательная программа реализуется в разнообразных организационно-учебных формах: уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции и пр.

8 и 9 классы – предпрофильный уровень. Для данного возраста учащихся предоставляется возможность освоения общей образовательной программы и право выбора элективных курсов в соответствии с их способностями и интересами.

Мониторинг образовательных достижений учащихся основной школы осуществляется с помощью информационной системы на личном ИОМ ученика.

Основная школа представляет, по нашему мнению, деятельностный ансамбль, в основе которого лежит проектная деятельность. Поэтому важно наличие многообразных курсов по выбору для реализации и презентации продуктов этой деятельности. В образовательном процессе используются разные виды урочных (аудиторных) и внеурочных (внеаудиторных) занятий.

Школа старшей ступени – 10 и 11 классы


Образовательный процесс школы старшей ступени опирается на следующие подходы:

– построение ИОП;

– выбор учащимся образовательной траектории, связанной со сферой будущей профессиональной деятельности;

– активное включение в учебно-исследовательскую деятельность;

Организация образовательного процесса в школе старшей ступени включает в себя два этапа: комплектование старшей школы и, собственно, реализация индивидуальных учебных планов и программ учащихся.

Первый этап комплектования – экспертиза образовательных достижений учащихся. Комплектование учащихся старшей школы основано на самоанализе учащимся собственных образовательных достижений на базе итоговой ведомости по результатам основной школы и рекомендаций педагогического коллектива для формирования индивидуального образовательного маршрута обучения в старшей школе.

Второй этап – формирование индивидуальных учебных планов ученика предполагает:

1) презентацию содержания профильных направлений (курсов, видов деятельности) старшей школы;

2) составление и утверждение индивидуальных учебных планов.

Индивидуальный учебный план составляется учеником на основе предлагаемых курсов и видов деятельности

Структура образовательной программы включает базовые, профильные, элективные курсы, индивидуальный исследовательский проект.

Содержание образования

  • Основные способы (механизм реализации проекта)

Механизмом организации детско-взрослой образовательной деятельности в пространстве взаимодействия различных культурно- образовательных программ может стать сетевое образование в условиях государственно- общественного управления образованием.

Студийные занятия в среднем звене послужат осознанному выбору профиля в старших классах.

Обновление содержания образования идёт за счёт деятельности новых интегративных курсов.

Одна из ведущих идей, реализованных в едином образовательном пространстве села Хара- Алдан- создание культурно- образовательной сети и её образовательных подразделений.

Цель культурно- образовательной сети - кооперация внутренних и внешних ресурсов для серьёзного инновационного прорыва в определённом направлении деятельности школы и, конечном итоге,- создание условий для более качественного образования сельских детей и взрослых.




Этапы реализации


ДК реализации проекта

Сроки

2012- 2013

Ожидаемый результат

Нормативный документ

Организационно- теоретический этап

Задача 1. Анализ социокультурной ситуации и образовательной деятельности школы

Мероприятие 1

Характеристика СКС в селе

Мероприятие 2.

Социальный заказ школьников

Ожидания родителей

Мероприятие 3.

Социокультурные заказы образования

Мероприятие 4.

Профессионально- педагогические потребности учителей школы.

Мероприятие 5.

Требования и ожидания учреждений профессионального образования

(поступления в ВУЗы и ССУЗы, состояние учёбы в ВУЗах, ССУЗах).





Каждый год


Каждый год


Каждый год


Каждый год


Каждый год




Обновление картины СКС наслега









Задача 2. Инновационное повышение квалификации работников образования.

Мероприятие 1.Становление ХАСОШ Базовой школой для Дальневосточного региона по теме «Распространение лучшего инновационного опыта на всей территории РФ»:

- Таркайцева Н.Ф. «ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии введения», Екатеринбург.

- Мероприятие 2. Выпуск книги. Библиотека инновационных проектов и программ, «Социокультурная модернизация: проблемы, поиски, находки (из опыта работы ХАСОШ Таттинского улуса)», 2012

- Мероприятие 3. Выпуск книги. Моделирование образовательных систем на основе социокультурного подхода, УМК «Индивидуализация образовательного процесса на основе ИУП с учётом малочисленности», 2012

- Мероприятие 4.Инновационное повышение квалификации: Самсонова О.Н., Федеральная стажировочная площадка, Санкт- Петербурская академия постдипломного педагогического образования «Управление качеством образования на основе внутренней и внешней оценки деятельности образовательной организации».

Мероприятие 5. ИРО и ПК Моделирование образовательных систем на основе социокультурного подхода, УМК «Создание интегрированной модели внеурочной деятельности в условиях перехода к ФГОС ООО» /Сост. Самсонова О.Н., Захарова В.И., Копырина Ж.Г., Сметанина Т.П.

Мероприятие 6. Методическая мастерская на 13 съезде учителей РС (Я) по теме «Индивидуализация образовательного процесса
как основа образования,
открытого Будущему», Таркайцева Н.Ф., Копырина Ж.Г., Сметанина Т.П., Голиков Н.И., Крылов С.С., Новгородов П.П.

Мероприятие 7.Межрегиональная научно- практическая конференция «Результаты и эффекты развития государственно- общественного управления образовательными системами», Самсонова О.Н. Копырина Ж.Г., Хабаровск






Декабрь 2012


2012



2012




2012






2013



2015





Ноябрь 2015









Распространение опыта


Распространение опыта

Выпуск книги школы


Распространение опыта

Выпуск книги школы



Распространение опыта

Внутришкольный семинар




Распространение опыта

Выпуск книги школы


Методическая мастерская




Выступление на научно- практической конференции: обмен опытом



Задача 3. Разработка общего замысла. Определение места каждого участника ОЭР

Мероприятие 1.Определение места каждого учителя в ОЭР

Мероприятие 2. Изучение образовательных потребностей участников образовательного процесса

Мероприятие 3. Обновление ИОМ и ИОП учащихся


Мероприятие 4. Наличие у каждого обучающегося индивидуального исследовательского проекта



Мероприятие 4. Разработка показателей и способов диагностики развития учащихся



Каждый год



Каждый год


Каждый год


Обновлены потребности интересы



- Составлен ИОМ, ИОП для всех учащихся школы

- Все индивидуальные исследовательские проекты занесены в ОП

Составлены критерии диагностики



-«Положение об ИОМ учащихся»





Положение об индивидуальнос исследовательском проекте»


Задача 4. Разработка модели управленческой деятельности

Мероприятие 1. Организация формы и пространства деятельности

Мероприятие 2. Заседание при директоре: «Результаты подхода к учебному материалу, т.е., культуре»

Мероприятие 3. Составление матричной системы управления образованием, имеется в ОП

Мероприятие 4. Работа управленческого семинара

Мероприятие 5. Интеграция основного и дополнительного образования


Декабрь

Январь


Декабрь


Октябрь

Февраль


Составлена матричная система управления;


Годовой цикл работы проблемного семинара;

Интеграция основного и дополнительного образования включена в ПР на 2012-2017





«Положение об управленческом семинаре»;

«Примерное Положение об организации интеграции основного и дополнительного образования»

Задача 5. Разработка сетевых образовательных программ

Мероприятие 1. Мониторинг образовательных потребностей

Мероприятие 2. Пересечение образовательных потребностей всех субъектов образовательного процесса

Мероприятие 3. Оформление общественного образовательного заказа.


Мероприятие 4. Проектирование ВУД в воспитательную систему школы

Мероприятие 5. Обновление сообществ в наслеге


Мероприятие 6. Обновление критериев качества образования сельской школы


Сентябрь

Октябрь


Ноябрь





Составлены критерии ожидаемых результатов

Составлен образовательный заказ










«Критерии качества образования сельской школы»

Задача 6. Экспертиза проектов и утверждение программ

Мероприятие 1. Экспертиза на основе общественного образовательного договора


Мероприятие 2. Презентация курсов по выбору



Мероприятие 3. Корреляционный анализ


Сентябрь



Сентябрь



Ноябрь











«Положение о МУС»;



«Положение об итоговом индивидуальном проекте ученика»;


Конструктивный этап

2013-2016




Задача 1. Собственно опытно-экспериментальная работа

Мероприятие 1. Проблемный семинар «Подготовка работников образования, осуществляющих разработку и реализацию региональных программ повышения квалификации по тематике реализации «дорожных карт» в субъектах РФ


Мероприятие 2. Техническое и методическое сопровождение учителей, разработка и систематизация учебных пособий в рамках школьной творческой группы, мониторинг эффективности использования ИКТ в образовательном процессе


Мероприятие 3. Промежуточная диагностика опытно-экспериментальной работы



Мероприятие 4. Формирование у учащихся навыков проектной исследовательской учебной деятельности





Сентябрь 2013




Ноябрь 2013





Январь 2014

2015



Каждый год






Знакомство педколлектива с реализацией «дорожных карт»

.Смотр и демонстрация ИКТ:

- смотр кабинетов;

- открытые занятия;

- демонстрация оснащённости кабинетов перед родителями.


Приобретение учащимися навыков проектно-исследовательской деятельности, Организация исследовательской работы по предметам;

НПК «Шаг в будущее»






«Должностная инструкция учителя основной школы,

внедряющего ФГОС


«Положение о смотре учебных кабинетов по требованиям ФГОС»;



Отчёт о работе ЭР в УНО




«Положение о проектной и исследовательской деятельности учащихся»;


Задача 2. Апробация новых моделей деятельности

Мероприятие 1. Повышение эффективности воспитательной работы через организацию разновозрастных групп

Мероприятие 2. Планирование работы рабочих групп педагогических работников по подготовке ФГОС ООО по направлениям

Мероприятие 3. Оформление «Дорожной карты» по подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО в Хара- Алданской СОШ им. Г.В. Егорова

за 2013- 2015



В течение года


Октябрь 2013, 2015


Ноябрь

2013


Повышение эффективности воспитательного процесса школы:

Знакомство с требованиями ФГОС ООО

Подготовка к введению ФГОС ООО





«Положение о РГ по подготовке к ФГОС ООО»

«Функциональные обязанности руководителей школы по ФГОС ООО»

Задача 3. Проведение семинаров по новым моделям деятельности

Мероприятие 1. Организация семинаров по подготовке ФГОС по определенным направлениям: организация рабочих групп по направлениям ФГОС ООО


Мероприятие 2. Инновационное повышение квалификации. Проведение улусного семинара на базе школы «Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

Мероприятие 3. Инновационное повышение квалификации. Проведение улусного семинара на базе школы «Реализация ФГОС через урочную и внеурочную деятельность»

Мероприятие 3. Самообследование работы школы





Октябрь 2013



Апрель 2014



Апрель 2015






Повышение инновационной деятельности педагогов.

Распространение опыта.

Проведение улусного семинара на базе школы


Гос-общ управление образованием



Положение РГ



Положение семинара

«Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС»


Положение улусного семинара

Положение об организации и проведении самообследования работы школы

Задача 4. Деятельность сетевых образовательных программ

Мероприятие 1. Осуществление мониторинга проведения внеаудиторных курсов.


Мероприятие 2. Проведение диагностики развития членов клубов по выбору.


Мероприятие 3. Организация мероприятий по физическому воспитанию в селе


Мероприятие4.Проведение информационно-разъяснительной деятельности по распространению идей ОЭР среди родителей обучающихся


Мероприятие 5. Общественно- образовательный договор



Декабрь-апрель 2014;


Декабрь- апрель 2015;





Каждый год


Повышение управленческой деятельности;

Фестиваль ученических достижений

Развитие физического воспитания на селе

Работа с родителями





Положение «Фестиваль ученических достижений»


Положение сообщества физического воспитания на селе «Эллэй»

Статья в журнале «Народное образование Якутии»

Статьи в улусной газете

Задача 5. Комплексный мониторинг образовательной деятельности:

Блок 1. Качество образовательного процесса;

Блок 2. Здоровье учащихся;

Блок 3. Умение учиться;

Блок 4. Уровни творческой деятельности учащихся;

Блок 5. Результаты трудовой деятельности учащихся;

Блок 6. Жизненные планы учащихся;

Блок 7. Социально- гражданская зрелость;

Блок 8. Взаимодействие школы с окружающей социальной средой;

Блок 9. Психолого- педагогические условия;

Блок 10. Показатели качества работы сельской школы.


1 раза в год

Качественный мониторинг образовательной деятельности школы




Кадровое обеспечение проекта

ФИО

Должность, образование, степени

Опыт работы

в федеральных

и региональных проектах

в образовании

за последние 5 лет

Функционал специалиста

в проекте

Самсонова Ольга Николаевна

Директор школы, высщее


-2010г «Вариативная модель управления развитием малочисленной сельской школы » , Грант Президента РС (Я)

-2013 Становление ХАСОШ Базовой школой для Дальневосточного региона по теме «Распространение лучшего инновационного опыта на всей территории РФ»


Общее руководство


Захарова Варвара Ивановна

Заместитель директора по НМР, высшее

2010г «Вариативная модель управления развитием малочисленной сельской школы » , Грант Президента РС (Я)

-2013Становление ХАСОШ Базовой школой для Дальневосточного региона по теме «Распространение лучшего инновационного опыта на всей территории РФ»


Руководство проектом.


Сметанина Татьяна Петровна

Психолог школы, высшее

2010г «Вариативная модель управления развитием малочисленной сельской школы», Грант Президента РС (Я)

-2013 Становление ХАСОШ Базовой школой для Дальневосточного региона по теме «Распространение лучшего инновационного опыта на всей территории РФ»


Психологическое сопровождение проекта.



Финансовое обеспечение проекта:

Источники и объёмы финансирования (бюджетное, вне бюджетное)

Источник финансирования

Планируемые статьи расходов

Внебюджет

Грант Президента РС (Я)

- Обеспечение расходов инновационной деятельности: участие учащихся начальных классов ХАСОШ в Международном в Международном Творческом форуме- фестивале «Планета искусств- Крым», 25-01 августа 2016

- Ежегодное участие на Метапредметной олимпиаде школьников «Олимп», г Москва;

-Организация взаимодействий сетевых проектов по законам и правилам культурно-образовательных встреч с другими школами;

- обучение педагогов из других школ технологии организации образовательной деятельности на основе социокультурного подхода;- -организация сетевых практикумов для детей из других школ с целью обучения технологии разработки индивидуальной образовательной программы;

- организация сетевых семинаров Школы с детским отделением «Детский сад без границ» с другими школами с таким уклоном.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационная деятельность в малокомплектной школе

Автор: Захарова Варвара Ивановна

Дата: 19.01.2017

Номер свидетельства: 381127

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Из опыта работы «Развивающая технология А.З.Рахимова, результаты работы». "
    ["seo_title"] => string(80) "iz-opyta-raboty-razvivaiushchaia-tiekhnologhiia-a-z-rakhimova-riezul-taty-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "167991"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423156496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства