Традиционная система образования, оказалась малоэффективной в условиях современных быстроменяющихся высоких технических и информационных технологий. Нужен совершенно новый подход к системе образования, для качественной подготовки высококвалифицированных кадров.Преподаватели должны перейти на новый уровень отношений, как с работодателями, так и со студентами. Для успешной работы в современных уловиях необходимо внедрять новые педагогические технологии, приемы, формы и взаимоотношения, которые могли бы гарантировать требования федеральных государственных стандартов в части качественного образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы в образовании »
Инновационные подходы в образовании.
Нынешняя инновационная педагогика требует переосмысления всего педагогического процесса: обучения, воспитания и взгляда на студента как на субъекта деятельности. Необходимость в этом возникает в связи с переходом к новым типам мышления и новым способам преобразования действительности. По мнению многих инноваторов, классическая педагогическая теория безнадежно устарела и строить на ней воспитание нового поколения в сегодняшних условиях нельзя. Сейчас всерьез заговорили о зарождающейся новой науке, основной задачей которой является изменение господствующей теории и реорганизация всей учебно-воспитательной системы на основе инновационных преобразований.
Педагог – профессия творческая, а творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же сценарию, пожелтевшему от времени плану, или читать одни и те же лекции. Должно появиться желание чего-то большего, и поэтому работа должна быть интересной, насыщенной и доставлять удовольствие. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать. Первостепенной задачей, стоящей сегодня перед системой образования, безусловно, является ориентация на подготовку человека, который способен самостоятельно принимать решения, точно, эффективно, разумно и грамотно действовать в постоянно изменяющемся мире. Такими способностями может владеть только глубоко сформировавшаяся личность. Образованный человек отличается от необразованного тем, что продолжает считать своё образование недостаточным и на смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных отношений и высокоэффективных технологий требуют изменения содержания обучения в учебных заведениях. В этой связи, в соответствии с ФГОС образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются, формируются и корректируются наборы требуемых и необходимых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это положительно оказывает влияние и на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.
В условиях модернизации российского образования, введения федерального образовательного стандарта третьего поколения имеет место значительное увеличение творческой активности преподавателей. Это ведет к совершенствованию, в том числе методической работы, росту качества подготовки специалистов.
В связи с возросшими требованиями к уровню профессиональной компетентности преподавателя необходимо реализовывать новые, более эффективные механизмы стимулирования профессионально-личностного роста, развития и адаптации
Работа в условиях стандартизации образования подтверждает, что качественная реализация федеральных образовательных стандартов третьего поколения требует высокого профессионального уровня кадров. Главная роль в обеспечении качества образования принадлежит педагогическому персоналу: качество подготовки специалиста обусловлено качеством преподавания. Преподаватель, выступающий центральной фигурой в процессах образования, реализует свои программы в процессе обучения и принимает участие в формировании и внедрении новых педагогических технологий и обновлении содержания образования. Непосредственно он создает будущего специалиста как конкурентоспособного работника, как личность, способную к саморазвитию.
Поэтому на современном этапе много уделяется внимания самообразованию инженерно-педагогических работников, особенно в сфере инновационных педагогических технологий и коллективных форм методической работы.
Но тем не менее, это не способствует комплексному решению кадровой проблемы. В целях повышения качественного уровня инженерно-педагогических кадров, прежде всего, надо поменять отношение общества и государства к педагогу, к оплате его труда и социальному положению, дать гарантии достойного уровня жизни и адекватные условия для педагогической деятельности. Именно таким образом можно стимулировать приток в образовательные учреждения волны новой генерации высококвалифицированных преподавателей, молодых педагогов, специалистов, имеющих опыт производственной работы и менеджмента человеческими ресурсами
Современному преподавателю приходится непрерывно овладевать новыми знаниями, педагогическими технологиями, особенно это касается преподавателей специальных дисциплин, работающих в условиях постоянного изменения технологических процессов, внедрения и использования новой техники, оборудования, машин и технологий. Все это заставляет преподавателя поддерживать тесную связь с производством, отсюда и вытекает необходимость постоянного повышения профессионального мастерства путем прохождения регулярных стажировок на ведущих отраслевых предприятиях, ознакомления с новыми образцами технологического оборудования в технических отделах предприятий, путем общения с ведущими специалистами и непосредственного контакта с самой техникой. Проведение интегрированных уроков на производстве позволяет раскрыться творческому потенциалу преподавателей, преподающих смежные дисциплины. Организация кружковой работы по преподаваемым дисциплинам позволяет расширить поле деятельности, как преподавателя, так и студентов, выйти за рамки образовательного стандарта. В кружковой работе происходит единение интересов обучающего и обучаемого, которое формируется в результате поиска ответов на поставленные задачи, в процессе исследований, апробации нового. Кружковая деятельность также подталкивает преподавателя к творчеству на базе инновационных процессов и технологий. Преподаватель, работающий в среднем специальном учебном заведении, должен быть готов к тому, что урок его должен проходить не только в стенах родного учебного заведения, но и на производственных мощностях промышленных предприятий, на фермерских хозяйствах агропромышленного комплекса. Педагогический труд -это не только умение складно излагать теоретическую часть учебного материала, но и умело демонстрировать свой производственный опыт, устанавливать взаимосвязь преподаваемой дисциплины с производством, с другими дисциплинами, специальностями, умением обратить внимание на интеграцию выбранной профессии с другими
Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их реализации индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала «всесторонне развитая личность и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека через саморегуляцию и самообразование»
Необходимость в самообразовании в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для успешной педагогической деятельности на современном уровне, необходимо постоянно обновлять, обогащать и наращивать свой профессиональный потенциал, а для этого требуется непрерывный процесс самообразования. Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым дисциплинам, недостаточность своего педагогического инструментария.
Делая вывод из всего сказанного, можно утверждать, что государство и общество на сегодняшний день предъявляют к учителю, преподавателю, педагогу одно из основных требований, которое выражается в постоянном, целенаправленном, непрерывном повышении уровня квалификации и личностного профессионального роста, и это -правильно
Преподаватель специальных дисциплин КГБОУ СПО МСХК Ласков Василий Петрович