Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые игры. Родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии, семейные клубы, дискуссии, праздники, совместные досуги, тематические акции, участие родителей в конкурсах, выставках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы к работе с родителями в доу»
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Инновационными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, круглый стол, диспуты, практикумы, тренинги для родителей, ролевые игры. Родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии, семейные клубы, дискуссии, праздники, совместные досуги, тематические акции, участие родителей в конкурсах, выставках.
Инновационные формы предполагают активную позицию родителей, партнерство с педагогами, инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям и применение в семейной среде.
Важное условие при применении инновационных форм является сочетание форм с наглядностью, потому что это способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки является традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с родителями на актуальную тему по воспитанию детей. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
Вовлечение родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по четырем направлениям:
- информационно-аналитическое
- познавательное
- наглядно - информационное или мастер класс
- досуговая или по-современному «семейная ассамблея»
1. Информационно-аналитический: Работу с родителями начинаем с анкетирования. На основе этих анкет получаем реальную картину семьи.
Анкетирование и общение с родителями позволяют выделить
следующие группы родителей:
- Родители - лидеры: идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в воспитательном - образовательном процессе, они видят ценность любой работы детского учреждения.
- Родителя - исполнители: они принимают участие при условии значимой мотивации, выслушав, задавая вопросы.
- Родители наблюдатели (к счастью таких мало) мягко говоря равнодушные к работе д/с, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
2. Познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Следующим шагом в знакомстве с родителями проводим организационное собрание, на котором используем тренинги для родителей, содействующие сплочённости в группе, созданию доброжелательной атмосферы. Тренинги в наше время приобретают все большую популярность.
Для скоординированной работы ДОУ и родителей ставятся следующие задачи:
- установление доверительных отношений с родителями.
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- работа в тесном контакте с семьями воспитанников.
- поощрение родителей
Для этого используем следующие формы и методы работы:
- общие и групповые собрания,
- развлечения с привлечением родителей,
- работа с родительским комитетом,
- совместное создание предметно-развивающей среды,
- совместное оформление альбомов: рисунки родителей с детьми на тему «Правила дорожного движения», газет «Здоровый образ жизни» + атрибутов к упражнениям по профилактике заболеваний., поздравительные открытки к праздникам, фотовыставок «Наши домашние животные»
Родители активизировались, научились взаимодействовать друг с другом.
3. Наглядно - информационное:
- родительские уголки,
- вернувшиеся папки передвижки,
- семейно - групповой альбом «жили-были»,
- фотовыставка к праздникам,
- эмоциональный уголок «Я такой смешной...», «Поляна Ромашек»...
Форма работы через «Родительские уголки» традиционна, для того чтобы она стала действенной я предложила родителям самим вести две рубрики: - «Что говорят малыш дома», и «Носики - курносики» - где родителя делятся друг с другом событиями и полезными советами.
4. Досуговая или по современному «семейная ассамблея»: - развитие культуры взаимопониманий.
Участие родителей в подготовке и проведении праздника, это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. А объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
Праздники в д/с - это радость, веселье, торжество не только для детей, но и для их родителей.
1.Дни именинников.
2. Праздник осени.
3. Развлечение по ПДД.
4. Новый год.
5. 8 марта – женский праздник.
6. Наурыз.
7. Прощание с детским садом.
Активно проходит подготовка перед каждым праздником, привлекаем к помощи родителей. Это подарки для детей, оформление атрибутов к сценкам и тд.
В современных условиях д/с трудно обойтись без поддержки родителей, поэтому некоторые активные родители помогают в оснащении групповой – это шитьё халатиков для игры в больницу, фартучки для дежурных, ремонт одежды для кукол.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют: - проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; - возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; - ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; - увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; - стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; - повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов; активность взрослых в жизни детского сада и группы.
У нас одна цель - воспитание будущих созидателей жизни.