Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому. Например, решение практических задач по трудовому обучению требует чисто математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, очевидно, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный уроки »
Исследователями проблемы использования интегрированных уроков в процессе обучения были многие педагоги – новаторы ХХ столетия: М. Монтессори, Я. А. Коменский, Л.С. Выготский и другие.
В своих исследованиях учёными выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественно-научных, обществоведческих, технических дисциплин.
Мнение К.М.Колягина о том, что начинать реализацию идей интеграции в начальной школе следует поэтапно, постепенно разделяет и методист Н.И.Куденко.
Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения и методики проведения интегрированных уроков показал, что в современной коррекционной педагогике этому вопросу придается большое значение.
Новизна заключается в том, что педагогом проанализирован материал разных учебных дисциплин, выявлены межпредметные связи и разработана серия интегрированных уроков для коррекционной школы VIII вида.
Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по другому. Например, решение практических задач по трудовому обучению требует чисто математических навыков, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Но даже если такое точное указание на возможное партнерство отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, очевидно, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Понятие «интеграция» имеет два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближения знаний (здесь интеграция – средство обучения).
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.
Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное интегрированиепредусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения. Вертикальное интегрированиеохватывает однородный материал из программы разных лет обучения. В своей деятельности педагог практикует горизонтальное интегрирование.
За методикой интегрированного преподавания в коррекционной начальной школе большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интегрированные уроки в коррекционной начальной школе можно проводить как одному учителю, так как специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам, так и нескольким учителям, при условии, если они работают на данном классе.
С учётом возрастных особенностей младших умственно отсталых школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Так, например, развитие речи объединяет 7 областей знаний, математика 3 и т .д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями способствуют естественному установлению межпредметных связей, с целью интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов.
Все школьные дисциплины в начальной коррекционной школе обладают своеобразным интегрированным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий. Поэтому учитель старается учитывать те обстоятельства, которые помогли сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.
В каждом классе есть группа школьников, отличающихся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остается проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсеналов которых он сможет выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель – один.
И вот теперь в этом процессе могут участвовать два учителя. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во многом это зависит от учителей. Но надо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы. Именно через него реализуются главные задачи интегрированного урока.
Однако организовать одновременную работу на уроке в коррекционной школе нескольких учителей труднее из-за жесткого расписания, из-за несовпадения по времени прохождения сходных тем различных предметов. Еще одна причина затруднений – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в коррекционных школах по реализации межпредметных связей в конкретных учебных темах.
Для того чтобы не увеличивать количество часов, учитель тщательно отбирает материал по содержанию, четко формулирует вопросы, придумывает задания и проблемы, «синтезирующие» материал нескольких предметов.
Классическим примером предмета, предполагающего установление всевозможных типов и видов межпредметных связей и обеспечивающего интеграцию в начальных классах коррекционной школы VIII вида является «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности».
Содержание курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» представляет собой органическое соотношение естественного, гуманитарного и художественного циклов. Следовательно, необходимо установление межпредметных связей с предметами различных направлений, что позволило подойти к формированию ведущей идеи - взаимосвязь природы, человека и общества.
Осуществление интегрированного подхода в коррекционной школе педагог начинает:
1. С четкого определения для себя цели проведения интегрированных уроков. Общепредметной целью интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, место человека в нем, определенного стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе, начиная с младшего школьного возраста, умения видеть природу во всем ее многообразии. В то же время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования.
2. С пересматривания содержания изучаемого материала. Педагог строит интегрированные уроки на базе имеющихся учебных предметов и того материала, который предлагается учащимся и учителю в ныне действующей программе В.В. Воронковой. Для проведения интегрированных уроков проанализировала программу коррекционной начальной школы по различным учебным предметам, выявила одинаковые темы и объединила их с позиции ведущей идеи и ведущих положений. Так, например, тема "Весна" изучается в развитии речи, чтении и развитии речи, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление учащимися воспринималось целостно, комплексно, то есть учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии.
По данной теме проводила интегрированные уроки как в паре с другими учителями, так и одна.
Особенно интересны и очень понравились детям интегрированные уроки, которые проводили два учителя.
Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование, поэтому она старается творчески осуществлять самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей интегрированных уроков (в этом проявление творческой активности учителя), для чего профессионально владеет теоретическими вопросами и осознанно применяет методические рекомендации с учётом современных программ и требований коррекционных школ.
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Каковы могут быть виды и типы интегрированных уроков?
Интегрированными уроками должны быть не только уроки объяснения, но и обобщения и закрепления знаний. С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нестандартные. На уроке обмена знаниями, например, ребята делятся на группы, и каждая группа имеет своего консультанта. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большей предварительной подготовки учащихся.
Урок с элементами творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и высокий уровень самостоятельности.
В практике учителя такие виды как урок-игра, урок-практикум, урок-экскурсия, путешествие.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
На интегрированных уроках умственно отсталые дети работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят умственно отсталых детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся.
Введение интегрированной системы, как традиционного предметного обучения, способствует развитию человека, обладающего целостным мировоззрением, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает нам лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: учителей, методистов, психологов, логопедов, всех, кто хочет и умеет работать, кто может понять сегодняшних детей с ограниченными возможностями, их способности и интересы.