Использование ИКТ как средство формирования личностных результатов в творческой деятельности обучающихся
Использование ИКТ как средство формирования личностных результатов в творческой деятельности обучающихся
Деятельность учащихся на уроках ритмики открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие для воспитания конкурентоспособного выпускника, прививают навыки публичного выступления. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельности, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Танец – это передача чувств души в движениях тела» Ч. Негре
Почти 20лет назад в учебный процесс ввели новый предмет «Ритмика». И многие задавались вопросами: Что это за предмет? Какие цели, задачи должен перед собой ставить педагог? Чему и как обучать своих учеников?
Возникает вопрос: чему же мы должны обучить ребенка на уроках ритмики?
Развивать чувство ритма, умение слушать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, формировать творческую активность, воображение, речь.
Урок ритмики – это приобщение детей к танцевальному искусству, к хореографии. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, её осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально- насыщенного движения.
Деятельность учащихся на уроках ритмики открывает неограниченные возможности для развития общего потенциала личности. Занятия танцами не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное развитие для воспитания конкурентоспособного выпускника, прививают навыки публичного выступления. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельности, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Проанализировав известные сведения из истории возникновения и развития танцевального искусства, применяемых к общедоступным занятиям ритмикой и танцем, я выделила четыре основных критерия развития потенциала личности ребёнка:
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Проблема здоровья детей сегодня стоит так остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?». За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии.
В процессе учебных занятий у школьников снижается работоспособность, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.
На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояния сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.
Эстетическое развитие. Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, учит лучше воспринимать художественные произведения, как в литературе, так и в искусстве.
Умственное развитие (познавательное развитие).Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры.
Творческое развитие.Занятия танцами дают представление об актёрском мастерстве, формируют художественную индивидуальность, умение подать себя на сцене, что прививает навык публичных выступлений.
Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей.
Условия современной жизни и новейшие инновационные достижения, конечно же, влияют на учебный процесс в целом и формы проведения уроков ритмики в частности. Получение информации, связанной с программным и музыкальным материалом стало доступным. Использование сети Интернет намного облегчило задачу для грамотного ведения учебного процесса. Сейчас можно приобрести диски с записью различных направлений в танцевальном искусстве (аэробика, ритмика, классический танец, народный танец, стиль «тодес», «риверданс», танцы народов мира) для проведения медиауроков.
Проведение мною видео-уроков сделало возможным преподнесение учебного материала с высокой степенью наглядности, доступности. Знакомство детей с танцевальным искусством с помощью ИКТ позволяет более широко и углубленно дать разносторонние знания по предмету, показать все возможные достижения человека, артистические и физические возможности исполнения того или иного танцевального материала.
Особенно важно проводить контрольные уроки, активно используя ИКТ для отслеживания результативности и адекватной самооценки учащихся.
Вариантов телосложения и физического развития множество. Многовариантны и их физические качества – гибкость, пластичность, прыгучесть, выносливость. Поэтому для достижения соразмерного формирования художественно-творческих и музыкально-двигательных способностей детей просто необходимо применять индивидуально-дифференцированный поход к каждому ребенку.
Мною была проведена диагностика учащихся, в результате, которой выделились группы детей, способных к сольным выступлениям, с артистичной манерой исполнения танцевальных номеров.
Для отслеживания физических данных, детей и динамики развития музыкально-двигательных способностей предлагается диагностика, выделяющая следующие параметры:
- Гибкость
- Растяжка
- Ориентация в пространстве
- Чувство ритма
- Координация
Для диагностирования художественно-творческих способностей учитываются следующие параметры:
- Артистизм
- Художественный вкус
- Исполнение в ансамбле
- Импровизационное мастерство
Диагностика проводилась на начальном и последующем этапах обучения (2-3 класс). Для определения уровня развития способностей (музыкально-двигательных и художественно творческих) может использовалась трехбалльная система где:
3 – это показатель высокого уровня развития; 2 – средний уровень развития; 1 – низкий уровень развития.
В процессе диагностирования выявились группы ребят с низким уровнем развития способностей, высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования.
Знание способностей детей помогло определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений. Детям с высоким уровнем развития способностей необходима соответствующая корректировка, закрепления результатов и добавление к ним более сложных развивающих упражнений.
Для отслеживания роста в развитии используются специально составленные контрольные упражнения. Правильно подобранные задания (с учетом индивидуальных способностей детей) играют огромную роль в достижении личностных результатов.
Оценкой результативности такого подхода служат показательные выступления на школьных праздниках и городских конкурсах, а танцевальные группы являются постоянным участником таких мероприятий.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмического воспитания детей с использованием ИКТ на уроках ритмики развивает гармоничную личность, учит эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений, открывает для ребенка богатый мир добра, света и красоты.