kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА БИБЛИОТЕЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИКТ В ЦЕЛЯХ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья подготовлена для методического журнала. Показаны приемы игровых технологий, адаптированные для детей с нарушением слуха. Игры "сочиняются" в соответствии с разным возрастом школьников. Основная цель - привлечь внимание детей к необъятному миру книг, к современным периодическим изданиям, помочь ребятам проявить и развить творческие возможности. Представлены  примеры использования мультимедийных презентаций на библиотечных занятиях различной тематики и применение интерактивной доски.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА БИБЛИОТЕЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИКТ В ЦЕЛЯХ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА »

Ладынина

Елена Геннадьевна,

педагог-библиотекарь


Государственное бюджетное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

Республики Хакасия для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями

здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат I , II видов».

г. Абакан

пр.Дружбы народов, 31

[email protected]




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА БИБЛИОТЕЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ


ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИКТ


В ЦЕЛЯХ РЕАБИЛИТАЦИИ  ДЕТЕЙ  С  НАРУШЕНИЕМ  СЛУХА


Статья для методического журнала ИПКУиПРО



Согласно действующему «Закону об образовании» библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Некоторые направления работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения: исследовательская деятельность; информационная деятельность; проектная деятельность; литературно-познавательная деятельность; мультимедийные технологии; работа с УМК; работа с фондом художественной литературы.

Главная задача библиотеки любой коррекционной школы та же, что стоит перед самим учебным заведением, - помощь детям с ограниченными возможностями в получении образования, развитии и социализации. Информационное обеспечение учебного процесса требует от педагога-библиотекаря непременного знания особенностей таких школьников в восприятии информации. Воспитательная работа и деятельность по привлечению к чтению играют очень важную роль в библиотеках этих школ, так как больше всего дети нуждаются именно в индивидуальном подходе. В отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться. Ведь чтение – это труд, который и делает человека мыслящим.

Любая деятельность в библиотеке подобной школы неразрывно связана с собственно коррекционной. Хотя коррекционную работу в специальной школе ведут дефектологи и психологи, но библиотека не может ее миновать, поскольку именно в неформальном общении вне уроков, при самостоятельной подготовке дети больше всего осваивают социальные навыки. При подготовке мероприятий библиотеки обязательно нужно учитывать контингент участников. Так, викторины, конкурсы нельзя проводить с командами одной параллели классов, потому что класс А – глухие дети, а класс Б – слабослышащие. Необходимо или раздельное занятие, или сборные команды. Также дифференцированно подбираются художественные и мультипликационные фильмы: для глухих детей больше зрительного действия, чем диалогов.

Игровые технологии

Игра для детей - способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. В игре формируются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

В какие игры мы играли

«Путешествие по библиотеке». Для младших школьников. Цели – словарная работа (библиотечные термины), повторение алфавита, знакомство с расстановкой книг на стеллажах. Использованы карточки со словами: СТЕЛЛАЖ, РАЗДЕЛИТЕЛЬ, АВТОР. Класс разделен на игровые пары. Раздаются письма-задания, например: «Подойдите к стеллажу «Литература для начальных классов». Найдите книги авторов на букву М. Найдите книгу С.Я.Маршака «Усатый, полосатый». Откройте страницу 17. Найдите указание на получение приза». (Приз – конфеты).

«Волшебное дерево». На листе ватмана нарисовано дерево, на ветвях прикреплены листочки с вопросами (были вопросы по литературе, по окружающему миру, загадки). За 5 правильных ответов – приз. Некоторые ребята искали ответы в предоставленной справочной литературе, энциклопедиях.

«Правда - неправда». В большой коробке листки с вопросами. Темы разные с одинаковым заданием: согласиться или не согласиться с утверждением. За 5 правильных ответов – приз. («Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой» - правда. «Дуремар занимался продажей лягушек» - неправда).

В библиотеке достаточно большой фонд периодических подписных изданий. Современные детские журналы очень красочны, ярко оформлены. Они лежат в свободном доступе на столах, привлекая внимание детей, заглянувших в библиотеку даже просто на перемене. Тут же на столах цветные карандаши и бумага, так как многие дети с нарушениями слуха любят рисовать, отражая свои эмоции. Постоянно в библиотеке обновляются выставки рисунков на разные темы, в том числе и иллюстраций по прочитанным произведениям. С использованием журналов можно провести разнообразные дидактические игры.

«Следопыты». Младшие школьники рассматривали журналы («Волшебный карандаш», «От 6 до 7», «Веселые картинки», «Веселые уроки» и пр.) и искали предметы на заданную букву. Слова проговаривались вслух.

«Семицветик». Для малышей. В книжках-раскрасках находим, что можно закрасить определённым цветом, например, синим. Дети называют предметы и раскрашивают их. Вариант игры: дети берут по одной картинке и все получают карандаш синего цвета. Раскрашивают нужное. Затем раздаются поочередно карандаши других цветов. Оцениваем совместно правильность выполнения.

На библиотечных уроках можно успешно сочетать разные игры, складывая их в один сюжет. Так, например, была проведена «Осенняя сказка». На экране демонстрировались картины осенней природы (нужно найти и назвать приметы осени), загадки по теме, картинки «Что не дорисовал художник». Затем рисовали листья разных деревьев, раскрашивали и составляли из них гирлянду.


Занятия с применением мультимедийных презентаций и интерактивной доски

Известно, что использование в коррекционной работе приемов здоровьесберегающих технологий предотвращает утомление ребят, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые труднее передать словами, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации. Для прочности знаний, развития интереса к предмету учащимся предлагаются и творческие задания.

Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. Движения, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества, усиливают познавательную активность детей и эффективность усвоения материала. Видеоматериалы и анимация крайне полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей с такой патологией. Анимация может сопровождаться гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения, что также важно при работе с детьми, лишенными слухового восприятия. 

Темы библиотечных уроков разнообразны. Большинство занятий провожу с использованием презентаций. Это и начальные уроки знакомства с библиотекой, с правилами поведения читателей. И уроки по истории письменности, книги. И представления творчества писателей. Чтобы вызвать интерес детей к книге, предлагается просмотр мультфильма по произведению или прочтение начала самого произведения. Так, после просмотра мультфильма «Вовка в Стране невыученных уроков» ребята отвечали на вопросы видеовикторины по этому фильму. Проводились мультимедийные викторины «Народные сказки», «Царевна-лягушка», «Литературные сказки», «Времена года», по произведениям С.В.Михалкова, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского. Викторины с использованием мультимедиа очень удобны в работе с глухими детьми, так как вопрос выведен на экран и понимание его доступно всем (в отличие от звучащей речи). Затем на экране показывается и правильный ответ (слово, фраза, рисунок, анимация).

Вопрос: Сказка о том, как убирали

урожай. Только вместе дружно работая,

можно выполнить работу.

Ответ:



К сожалению, не все кабинеты оснащены компьютерной техникой. Поэтому по заявкам учителей подготавливаю уроки внеклассного чтения с применением мультимедиа. Например, урок «Птицы в сказках» для 2 класса.

На библиотечных уроках можно закреплять учебные компетенции. Так, в презентации, посвященной творчеству С.В.Михалкова, были слайды по стихотворению Ю.Тувима (в переводе С.Михалкова). Названия овощей (это словарные слова) написаны на карточках, проговаривали вслух. Овощи «двигаются» при помощи мышки, а при использовании интерактивной доски – маркером.

Удобно при помощи презентаций или интерактивной доски работать с загадками, учить решать ребусы, повторять какие-либо учебные правила. При работе с интерактивной доской использую материалы сайтов («Самоучка», «Продленка» и др.), адаптируя их для наших учащихся. Естественно, детей увлекает возможность самим управлять действием на доске.

Многие темы библиотечных занятий связаны с безопасностью жизнедеятельности детей. При участии преподавателя ОБЖ проводились уроки «Огонь друг или враг», «Один дома», «Правила дорожного движения». Здесь важно представлять важную, необходимую информацию в доступном объеме, с применением разнообразных форм: загадки, ребусы, кроссворды, компьютерные игры. Запоминается то, что не скучно.

Все библиотечные занятия, в какой бы форме ни проводились, в конечном счете направлены на решение основной задачи - воспитание полноценной личности, реабилитация детей с нарушением слуха. Приоритетным направлением для школьной библиотеки является приобщение детей к чтению, которое сумеет помочь ребенку познать природу мира, открыть себя в этом мире, найти свое место в нем, сформировать нравственные идеалы, патриотическое сознание как одно из основ духовно-нравственного единства общества. Используя здоровьесберегающие технологии, сурдопедагогические методы и приемы, специально организованные условия, необходимо обеспечить речевое развитие детей с нарушенным слухом как неотъемлемую часть их гармонического воспитания, как коммуникативный блок в структуре личности ребенка, потому что с этим связаны возможности его дальнейшего обучения и социализации.


Литература:


1.Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004.

3. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире  // Дефектология. 2006. - №2.

4. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании // Коррекционная педагогика. 2004. - №2

5. Обучающие игры - http://www.gramota.ru/igra/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ладынина Елена Геннадьевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234856


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства