Просмотр содержимого документа
««Использование методов проблемного обучения на занятиях в детских объединениях художественной направленности учреждения дополнительного образования»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Бийск
Методические рекомендации по теме
«Использование методов проблемного обучения на занятиях в детских объединениях художественной направленности учреждения дополнительного образования»
Применение проблемного обучения при конструировании учебного занятия……………4
Литература ………………………………………………………………………………………8
Приложения……………………………………………………………………………………9
Аннотация
Данные методические рекомендации посвящены методам проблемного обучения, используемых на занятиях в детских объединениях художественной направленности учреждений дополнительного образования. В работе раскрыты теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в образовательном процессе. В приложении представлены план - конспекты занятий, отражающие практический опыт педагогов дополнительного образования МБУ ДО «Дома детского творчества» г. Бийска, реализующих программы художественной направленности по предметам вокал, авторская песня, бисероплетение и адресованы педагогам дополнительного образования, методистам и учителям, реализующие программы внеурочной деятельности.
Авторы:
Борисова Елена Владимировна – методист высшей категории;
Васич Вячеслав Валентинович – п.д.о. высшей категории, руководитель студии авторской песни «Лад»;
Сигарёва Ирина Михайловна – п.д.о. первой категории, руководитель детского объединения «Стрекоза»;
Толмачёва Надежда Николаевна – п.д.о. высшей категории, руководитель вокального коллектива «Колокольчик».
Пояснительная записка
Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения.
Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний.
Актуальность данной работы очевидна, так как основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения. Для решения поставленных задач требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей.
По результатам анализов многочисленных исследований, проводимых в педагогике, можно убедиться, что большинство педагогов-практиков правильно понимает значение проблемного обучения, его функции. Однако чёткого представления о конкретных путях осуществления проблемного обучения и об его основном звене – проблемных ситуациях – не имеют.
Цель данных рекомендаций оказать методическую помощь педагогам - практикам, через описание методологии проблемного обучения и знакомство с практическими способами их использования в образовательном процессе, а так же практически подтвердить эффективность применения проблемного обучения.
Предполагается, что системное использование данных методов позволит развить высокий уровень мотивации к образовательной деятельности, активизирует познавательные интересы обучающихся. А так же это эффективный метод для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, развития самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, нестандартности мышления. Показатели не всегда могут быть выражены в виде достаточно четких и конкретных экспериментальных данных. Ближайший показатель эффективности обучения — это качество усваиваемых с помощью данного метода знаний и навыков.
Применение проблемного обучения при конструировании учебного занятия
Проблемное обучение относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо проблемы, задачи. В широком смысле проблема – это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Проблемное обучение – это обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучающиеся усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности обучающихся; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности, а также, здесь срабатывает известный в психологии «эффект неоконченного действия», открытый Б.В. Зейгарник. Его суть в том, что действия, которые были начаты, но не закончены, запоминаются лучше. Иначе говоря, проблемное обучение связано с исследованием и потому предполагает растянутое во времени решение задачи. Ребенок попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные знания, навыки и умения.
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж.Дьюи, который в 1894 году основал в г. Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах ХХ века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.
Назовем главные психолого-педагогические целипроблемного обучения:
– развитие мышления и способностей учащихся, развития творческих умений;
– усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате чего эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
– воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.
В книге «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» А. М. Матюшкин представляет следующие шесть правил их создания.
Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
Проблемными заданиями может быть задание на усвоение материала, формулировка вопроса, практические задания.
Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Очень трудную проблемную ситуацию педагог направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.
Приведем примеры проблемных вопросов для детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Зачем человеку голос?», «Почему художники рисуют разными красками?», «Откуда у гитары идет звук?», «Почему танцор, когда кружиться, не падает?»
Для детей старшего школьного возраста проблемными будут следующие вопросы: «Можно ли картину Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» отнести к такому направлению живописи готик» и т.д.
Приведем примеры проблемных ситуаций, созданных сюжетными задачами, в основе которых лежат «сюжетные линии»:
Приведем примеры проблемных ситуаций, созданных сюжетными задачами, в основе которых лежат «сюжетные линии»:
«Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие в страну Творчества. Жители этой дружелюбной страны получили зашифрованное послание от злого волшебника и не могут понять, что в нем написано. И если мы не поможем им, то он заколдует всех жителей...»
Навтором этапе разрешения проблемы учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
Третий этап направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.
Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Проблемное обучение может быть разного уровня трудностидля обучающегося, в зависимости от того, какие и сколько действий для постановки и решения проблемы он осуществляет сам.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении обучающихся.
Педагог ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под его руководством находят решение. Педагог направляет обучающегося на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений.
Обучающийся ставит проблему, педагог помогает ее решить. У обучающегося воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
Обучающийся сам ставит проблему и сам ее решает. Педагог даже не указывает на проблему: обучающийся должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
В итоге воспитывается способность самостоятельно увидеть проблему, самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Третий и четвертый уровни — это исследовательский метод.
Если педагог чувствует, что при выполнении того или иного задания учащиеся испытывают затруднения, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести учащихся на более низкий уровень проблемно-эвристического обучения.
В проблемном обучении педагог подобен опытному дирижеру, организующему этот исследовательский поиск. В одном случае педагог может сам с помощью учащихся вести этот поиск. Поставив проблему, он вскрывает путь ее решения, рассуждает вместе с учащимися, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми, опровергает возражения, доказывает истинность. Иначе говоря, педагог демонстрирует учащимся путь научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.
В другом случае роль педагога может быть минимальной — он предоставляет обучающимся возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Но и тут педагог не занимает пассивную позицию, а при необходимости незаметно направляет мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени. Именно поэтому метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями обучающимися тех или иных истин, называютпроблемно-эвристическим, илиисследовательским, методом.
Определим условияуспешного проблемного обучения:
– обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
– обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
– значимость информации, получаемой при решении проблемы;
– необходимость диалогического доброжелательного общения педагога и учащегося, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Формыпроблемного обучения:
- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
- проблемное изложение учебного материала на лекции, когда педагог ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;
- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Вопросы педагога должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток;
- самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формируют проблему и решают ее с последующим контролем педагога.
Принцип проблемности содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.
Безусловно, проблемный метод нельзя превращать в универсальный метод обучения. «…Для некоторых учащихся, еще не владеющих навыками самостоятельного мышления, он несколько труден. Да и времени он требует больше, чем традиционное информационно-сообщающее изложение. Но преувеличивать последнего обстоятельства не следует. Потеря времени на первых этапах введения проблемного метода компенсируется впоследствии, когда самостоятельное мышление учащегося разовьется в достаточной степени». (В. А. Крутецкий)
Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
Проблемное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как:
- делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения;
- как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает детей, формирует серьезный интерес учащихся к научному знанию;
- установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания самостоятельно добытые знания быстрее можно восстановить.
Недостатки проблемного обучения: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Литература
Анциферова Л, И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1969.
Аргинская И. И., Дмитриева И.Я., Полякова А. В., Романовская 3. И.идр. Обучаем по системе Л. В. Занкова. — М., 1991.
Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 1983.
Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В.В.Давыдова. — М., 1966.
Приложение 1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Бийск
Одуванчик
Бийск
2017 год
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Бийск
Тема занятия «Одуванчик»
Предмет: бисероплетение
Адресовано детям: 8-9 лет
Год обучения: первый
Разработала: педагог
дополнительного образова
Сигарева Ирина Михайловна
Бийск
2017
Пояснительная записка
«Одуванчик» - одно из занятий блока «Проектная деятельность» в программе «Бисероплетение» (первый год обучения). Данное занятие ориентировано на детей, которые уже имеют навыки работы с бисером и проволокой.
Цель: научить плести цветок одуванчика.
Задачи: Образовательные:
- совершенствать навыки работы с бисером и проволокой,
для обучающихся: Одуванчики, коробки с материалами, инструменты, схемы различной техники и уровня сложности плетения, бисер, контейнеры и салфетки для работы, проволока.
При подготовке к занятию необходимо подготовить расходные материалы, продумать способы крепления изделий к основе панно.
Занятие состоит из четырех этапов, последовательных и взаимосвязанных:
«Организационный этап» направлен на организацию внимания и рабочего настроя обучающихся. Используемые методы: наглядность, словесный.
Этап «Целеполагание и мотивация познавательной деятельности» направлен на выявление субъектного опыта обучающихся по теме и формирования потребности к активной учебной деятельности. Педагог помогает детям сформулировать цели занятия и содержание работы. Используемый метод: проблемный, объяснительно-иллюстративный.
На «Основном этапе» педагог обеспечивает организацию практической деятельности через создание проблемной ситуации: выбор схемы плетения цветка одуванчика (разные уровни сложности), подбор цвета (сочетание цвета). В процессе работы педагог выполняет текущий инструктаж, проводит физминутку, проверяет соблюдение правил техники безопасности, оказывает необходимую помощь обучающимся.
«Заключительный этап» организация выставки детских работ, где детям предоставляется возможность провести анализ и самооценку своей деятельности, осуществить взаимооценку и оценку деятельности других ребят.
Используемые на занятии методы и приемы обучения способствуют развитию творческих способностей детей, самостоятельности; воспитанию доброжелательного отношения к окружающему миру; усидчивости, аккуратности.
Тема занятия: «Одуванчик»
Возраст обучающихся 8-9 лет
Год обучения: первый
Кол-во детей: 10 человек
Продолжительность занятия – 40 мин
Цель: научить плести цветок одуванчика.
Задачи: Образовательные:
- совершенствать навыки работы с бисером и проволокой, закрепление навыков работы со схемами.
для обучающихся: Одуванчики, коробки с материалами, инструменты, схемы плетения, бисер, салфетки для работы, проволока, бокорезы.
Структура занятия
1. Организационный этап.
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности.
3. Основной этап.
а).Практическая работа.
б). Подвижная игра «Колючки».
в). Самостоятельная работа.
4. Итоговый этап.
Ход занятия
1.Организационный этап (1 мин.)
Цель: организация внимания и делового настроя обучающихся.
Задачи: активизация внимания детей на учебную деятельность; создание благоприятной обстановки для восприятия материала.
Методы: словесный, наглядный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Приветствие
педагога.
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к занятию и организации рабочего места.
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5 мин.)
Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать цель занятия.
Задачи: определить шаги, необходимые для достижения цели, мотивировать детей к восприятию материала на занятии.
Методы: проблемный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Дети отвечают:-«Одуванчики»
Дети отвечают: - Цветы, листья и семена одуванчика.
Дети отвечают: -Нет. Проводилась стрижка газона, поэтому одуванчики можно было собирать.
Дети отвечают:
-Одуванчик называют первоцвет.
- Из одуванчиков варят варенье.
-Про одуванчики есть много сказок и легенд.
Дети отвечают:
-У одуванчика желтые цветы, зеленые удлиненные листья, резной формы. Семена белые и, пушистые парашутики, собраны в шарики на палочке.
Дети отвечают:
- Выполнение композиции начнем с цветов.
- На прошлом занятии мы выходили во двор, на экскурсию. Как называлась экспозиция, которую подготовила для нас весна? Некоторые из «экспонатов» вы принесли с собой.
- Что вам удалось собрать?
-Наверное мы испортили эту весеннюю красоту?
- Что интересного удалось узнать на экскурсии?
- Казалось бы, обыкновенный цветок, который мы часто даже не замечаем, а сколько всего удивительного с ним связано.
-Давайте внимательно рассмотрим собранный материал. Что можете рассказать о нем?
- С какого элемента мы начнем выполнение композиции «Одуванчик»?
Рассматриваем цветы и листья одуванчиков
3. Основной этап (31 мин.)
а) Практическая работа. (5 мин.)
Цель: Организация практической деятельности детей через создание проблемной ситуации.
Задачи: Научить подбирать схему плетения и выполнять изделие «Одуванчик».
Содействовать проявлению самостоятельности и творческому выполнению заданий.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Дети рассматривают материалы, выбирают нужные
Дети отвечают:
-Игольчатая, петельная.
Дети выбирают схему.
Дети отвечают:
бисер и проволоку нельзя брать в рот.
- Какие материалы и инструменты нам понадобятся?
- Какие техники плетения можно использовать для изготовления цветка?
- Перед вами схемы плетения цветов одуванчика различной стожности. Выберите ту технику, в которой Вам больше всего нравится работать.
Определились?
- Давайте напомним друг другу правила техники безопасности.
Схема №1
Схема №2
Схема №3
б)Подвижная игра «Пружинки - колючки» (2 мин.)
Цель: Снятие напряжения способом чередования видов деятельности.
- Во время работы мы очень сосредоточены, руки напряжены, поэтому чтобы подготовить руки к работе давайте выполним несколько упражнений. Возьмите пружинки-колючки. Делаем массаж пальцев.
Проводится подвижная игра «Пружинки -колючки».
в)Самостоятельная работа (24 мин)
Цель: Организация самостоятельной деятельности.
Задачи: развитие навыков самостоятельности и творческого выполнения заданий.
Методы: словесный, наглядный, практический..
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Учащиеся берут необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать бисер на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия.
Педагог оказывает индивидуальную помощь обучающимся.
3. Заключительный этап (5 мин.)
Цель: закрепить изученный материал, проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.
Методы: словесный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Дети размещают свои работы не планшете, делятся своими эмоциями, демонстрируют выполненную работу
Дети отвечают:
- Нужно сплести листики.
Дети прощаются с педагогом.
-Готовые одуванчики давайте разместить на полянке, пусть ими все полюбуются. Какими они получились?
- Вы выполнили цветы одуванчика, некоторые успели сделать два и более, но на этом наш творческий проект не заканчивается. Что нужно сделать, чтобы композиция выглядела завершенной?
- Но это уже проблема для следующего занятия, как выполнить лист одуванчика, ведь у него довольно сложная форма.
-А сегодня, благодарю Вас за работу! До новых встреч!
Поделки размещаем на планшете.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Конспект занятия по вокалу
«Путешествие в страну Певунию»
для обучающихся «Детского Образцового самодеятельного
коллектива Алтая вокального объединения «Колокольчик»
( адресовано на младший школьный возраст)
Разработал: п.д.о. высшей категории
Толмачёва Надежда Николаевна
Бийск – 2017 г.
Цель: Познакомить с элементами программы «Музыкальная палитра».
Задачи:
Знакомство с понятием дикция, мелодия
Развитие музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры.
Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.
Пояснительная записка
Занятие рассчитано на детей 6-8 лет, первого года обучения. Продолжительность – 40 минут.
Раздел программы: вокальная работа, работа над произведением.
Ожидаемые результаты: знакомятся с понятием дикция, мелодия; в игровой форме тренируют дыхание, артикуляционный аппарат; учатся эмоционально, как настоящие певцы, исполнять песню.
Цель: организация внимания и делового настроя обучающихся.
Задачи: активизация внимания детей на учебную деятельность; создание благоприятной обстановки для восприятия материала.
Методы: словесный, наглядный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Приветствуют
педагога.Анализируют и обобщают полученную информацию.
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к занятию.
Здравствуйте, ребята! Я знаю, что многие из вас любят петь песни. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в Страну Певунию. Это огромная страна. В ней есть музыкальные реки и поляны, поющие леса, большие и малые города. И хотя официально, на карте такой страны нет, но мы ее можем представить в своем воображении, в своих фантазиях. И еще эта страна открыта для тех, кто любит и хочет научиться хорошо и красиво петь.
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5 мин.)
Цель: определение целей и задач для каждого этапа занятия
Задачи: совместно с обучающимися сформулировать цель занятия, описать методы организации работы, настроить обучающихся на учебную деятельность и тему занятия
Методы: проблемный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Планируют свою предстоящую деятельность в коллективе в соответствии с целями и задачами
Дети выполняют двигательные импровизации, изображающие способ перемещения
Мотивация детей на учебную деятельность
Я предлагаю такой маршрут: побывать на музыкальной поляне;
заглянуть в город говорунов;
спуститься в пещеру гласных звуков;
перейти через ручей Мелодия;
послушать лесные РАСПЕВКИ;
разучить песню во Дворце ПЕСНИ;
и может быть даже исполнить ее на концертной ПЛОЩАДИ.
Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться. Ребята, как вы считаете, на чем можно отправиться в Страну Певунию, на каком виде транспорта? (на самолете, пешком, в поезде, на велосипеде, на воздушном шаре, на роликах, на машине). Ну что ж, тогда в путь.
Звучит песня «Чудо детство»
3. Основной этап (31 мин.)
а) Практическая работа. (5 мин.)
Цель: Организация практической деятельности детей через создание проблемной ситуации.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Повторяют знакомые голосовые игры:
Жученька –озорник
Черный ус крутить привык.
«ж-ж-ж» (в низкой тесситуре)
Во время выполнения упражнения дети учатся получать звук голоса в фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха. Тут как тут хитрунья – муха зазвенела возле уха.
«з-з-з» (в средней тесситуре)
(У) - вейся, вейся, ветерок - (У)
(У) - вейся, вейся, озорной - (У)
(У) - ты нам расскажи стишок - (У)
(У) - песню нежную пропой - (У)
«Дигидон-дигидон, слышен их перезвон». Поют на ноте СОЛЬ.
Организует практическую деятельность детей
Мы с вами приземлились на музыкальную Поляну
Какой здесь воздух? Поставьте руки на пояс. Вдох – ребрышки раздвинуть – выдох.
Посмотрите, сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук.
А вот одуванчики. Они уже отцвели. Давайте подуем на них, и пустим парашютики по всей поляне.
А это что за цветы?
Правильно – это колокольчики.
Спойте «ДОН-ДОН-ДОН!»
б) Упражнение - зарядка (2 мин.)
Цель: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Выполняют упражнение- зарядку для губ, щечек и языка.
На лесную поляну жители Страны Певунии приходят, чтобы сделать зарядку. Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца.
Упражнение - зарядка:
Покусайте кончик языка.
Пошинкуйте его до середины и обратно.
Пожуйте на одной стороне языка, на другой.
Почистите зубы язычком.
Покажите язычок как ящерица.
Уколите одну щеку язычком, другую.
Губы трубочкой рисуют круг.
Скажите «Б-р-р».
Поцокайте языком (высоко-низко)
Ворона с больным горлышком каркает и зевает.
Сорвите горошинку-витаминку. Положите ее на язычок, удержите витаминку, чтобы она не упала. А теперь проведите по небу и проглотите. Это витаминки бодрости и хорошего настроения.
Эта зарядка хорошо увлажняет рот и делает послушными губки, щеки, язычок.
в)Практическая работа (24 мин)
Цель: организация практической работы деятельности.
Задачи: развитие музыкально-певческих навыков и навыков творческого выполнения заданий.
Выполняют задание, сформулированное совместно с педагогом.
Делятся на две команды
Соревнуются в выполнении заданий.
Анализируют вопросы педагога, формулируют ответы и отвечают.
Осмысливают задание, выполняют.
Дети поют ответы.
Поют распевки
Дети слушают вопросы, формулируют ответы, отвечают на вопросы, проектируя этапы собственной деятельности в работе над песней.
Дети исполняют песню в разных стилях
Дети исполняют песню с движением
Создает проблемную ситуацию, мотивирует детей на решение проблемы
Отправляемся на машине в город Говорунов:
«пр-р-р» - по ровной дороге, «по кочкам»(подпрыгивая на стуле) и «в горку» (губной вибрант)
Сегодня здесь проводятся состязания на лучшее произношение скороговорки, на лучшую дикцию, т.е. это то, как мы говорим. Если мы будем невнятно произносить слова на сцене, нас услышат зрители? Давайте разделимся на две команды. Какая из команд четче проговорит скороговорку?
Губы, зубы, язык. (до 3х раз на одном дыхании)
Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу.
А теперь мы с вами отправляемся в таинственную Пещеру гласных звуков
Ребята, какие вы знаете гласные звуки? В обычной речи мы произносим гласные быстро, коротко. А при пении как? (тянем, поем)
Произнесите: У-О-А-Э-И. Спускаемся в Пещеру, произносим эти гласные низким голосом, таинственно.
Мимо Пещеры проходил Великан, он чихнул: «Ап-ч-хи!». Гласные звуки превратились в камни и завалили вход в Пещеру. Сейчас мы вместе с вами будем бросать их вверх и тем самым освободим дорогу: «У!», «О!», «А!», «Э!», «И!».
Перед нами ручей Мелодии
Что мы прежде всего видим, когда смотрим на человека? Лицо. Что мы прежде всего слышим, когда слушаем песню? Мелодию. Мелодия – это лицо песни (в переводе с древнегреческого «мелодия» означает - петь песню). Послушайте, какая мелодия у ручья? (на слог «ЛЁ» исполняется припев разучиваемой песни «Ручеек» А.Варламова). Кто запомнил мелодию? Спойте ее вместе со мной. А теперь нам нужно перейти через мостик.
Переходим осторожно, чтобы не упасть, по одному, и каждый исполняет распевку:
«Мы перебегали берега». Перед нами Поющий Лес.
В Стране Певунии есть очень много распевок, а сегодня вы послушаете лесные распевки. Чтобы не потеряться в лесу, проведем перекличку:
Саша, ты где?
Я здесь! – (ответ импровизированный, главное чтобы он был спет).
В лесу на опушке разноситься «А-у!»
Поют распевку: (тихо-громко)
Эй, вы, дубы – «А-у, а-у!»
А где грибы? -– «А-у, а-у!»
А лес в ответ: – «А-у, а-у!»
Грибов здесь нет:- «А-у, а-у!»
Распевка Комара: «з» с разной динамикой
Распевка Лягушки: «Ква-ква». Поставьте руки на косточки, откройте крылышки носа.
Распевка Ежика: «ежик был колюч», «Фу-фу-фу».
Распевка Паучка: «На паркете в 8 пар мухи танцевали,
Увидали паука, в обморок упали, АХ!»
(Спеть АХ на глиссандо).
Распевание для голоса – это лекарство, очень хорошо разогревает голосовой аппарат.
Дворец Песен. Все жители Страны Певунии любят петь песни. Сегодня во Дворце Песен разучивается новая песня (по выбору педагога).
О чем эта песня?
Характер песни.
Цвет песни.
Выделить ключевое слово в каждой фразе, чтобы песня заиграла разноцветными красками.
Игра «Вопрос-ответ» с началом песни.
Обратите внимание на постановку корпуса во время пения.
Представьте, что эта песня исполняется по телевидению, я - то включаю, то выключаю звук.
одна фраза - вслух;
вторая фраза - «про себя»;
третья фраза – вслух;
четвертая – «про себя».
Не забывайте брать дыхание в начале каждой фразы.
13.Как лучше спеть песню? Отрывисто или напевно? Спойте припев, как бы ее спел кузнечик, а теперь - как Улитка.
А теперь спойте так как бы ее исполнили медведи, а теперь сороки. А в каком темпе вы будете исполнять?
14.Как лучше исполнить песню: стоя на одном месте или с движением? Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и мимику, песня прозвучит гораздо интереснее.
(Проигрывание песни с движением)
Исполнение песни на концертной Площади
Кто из вас желает объявить название песни? А теперь исполняем песню под инструментальное сопровождение. Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие певцы перед зрителями! (исполнение песен)
3. Заключительный этап (5 мин.)
Цель: закрепить изученный материал, проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.
Методы: частично – поисковый, словесный.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Анализируют собственную деятельность, оценивают ее.
Мы сегодня совершили замечательное путешествие по Стране Певунии. Вам понравилось? Давайте вспомним наш маршрут. Я думаю, что не раз еще заглянете на Музыкальную поляну, в город Говорунов, Пещеру гласных звуков, ручей Мелодия, будете вспоминать лесные распевки и песню из Дворца Песни. А кто-то из вас станет постоянным жителем Страны Певунии. И мы его увидим на концертной площади. А теперь мы отправляемся домой на воздушном шаре.
Надуваем его и полетели… Раздают воздушные шарики.
Приложение 3
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Бийск
Тема занятия «Булат Шалвович Окуджава»
Предмет: Авторская песня
Адресовано детям: 14-17 лет
Год обучения: второй
Разработал: педагог
дополнительного образования
Васич Вячеслав Валентинович
Бийск
2017
Пояснительная записка
Занятие по теме «Булат Шалвович Окуджава» - одно из занятий раздела «Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки» в программе «Наполним музыкой сердца» (второй год обучения). Данное занятие ориентировано на детей, которые знакомы с историей жанра и знают его классиков.
Цель: Познакомить с Б.Ш. Окуджавой как разносторонней личностью.
Задачи: Образовательные:
- познакомить с жизнью Б.Ш. Окуджавы, его творчеством, видами деятельности.
Занятие состоит из четырех этапов, последовательных и взаимосвязанных:
«Организационный этап» направлен на подготовку детей к работе на занятии,
организацию начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
Изучение нового учебного материала и практическая работа.
Деятельность направлена на обеспечение восприятия, осмысление и первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения, через использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. Происходит осознанное усвоение нового учебного материала.
Закрепление учебного материала. Этап обеспечения усвоения новых знаний, способов действий и их применения, в основе которого лежит применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми. Такой метод позволяет осознанно усвоить новый материал.
Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия. Обучающиеся совместно с педагогом анализируют и оценивают успешность достижения цели, определяют перспективы последующей работы. Педагог помогает детям самоутвердится в своей успешности.
Конспект занятия
Возраст обучающихся 14-17 лет
Год обучения: второй
Кол-во детей: 12 человек
Продолжительность занятия – 40 мин
Цель: Познакомить с Б.Ш. Окуджавой как разносторонней личностью.
Задачи: Образовательные:
- познакомить с жизнью Б.Ш. Окуджавы, его творчеством, видами деятельности.
2. Изучение нового учебного материала и практическая работа.
3. Закрепление учебного материала.
4. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия.
Организационный момент
Цель: Организация начала занятия, создание психологического настроя на совместную учебную деятельность.
Задачи:
обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Метод, используемый на этапе занятия: беседа с проблемными вопросами
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Настраиваются на занятие,
принимают участие в беседе,
просматривают фрагмента видеофильма,
формулируют ответы на вопросы педагога.
Организует начало занятия, создает психологический настрой на учебную деятельность и активизирует внимание.
Определяет тему занятия. Ставит цели и задачи.
Добрый день! Совсем недавно закончились новогодние каникулы, в этом году, конечно, будет еще много праздничных дней, но главное событие 2015 года, мы отметим в мае. Кто может сказать, какой праздник мы отметим в мае?
Не одно мероприятие в этом году будет посвящено 70-летию победы в Великой Отечественной войне, и не раз мы будет возвращаться к этой теме на своих занятиях и мероприятиях.
Во время каникул транслировалось много старых, добрых фильмов, и сейчас я предлагаю посмотреть фрагмент из сказки, которая впервые вышла на экраны в 1975 году, с одной из самых популярных, на мой взгляд, песней из этого кинофильма.
Фрагмент какой сказки мы посмотрели? Назовите имена персонажей, которые исполняют песню. Эта песня часто звучит в разных школьных постановках и инсценировках, а кто из вас может сказать, кто из известных бардов написал стихи для этой песне.
Стихи к этой, а так же к некоторым другим песням этого кинофильма написал Булат Окуджава. И именно с этим советским и российским бардом мы познакомимся сегодня.
Демонстрация фрагмента сказки «Приключения Буратино» с песней «Пока живут на свете хвастуны…»
2. Изучение нового учебного материала и практическая работа.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания материала по биографии и творческой деятельности Б.Ш. Окуджавы.
Задачи:
- обеспечение усвоения новых знаний и способов действий;
- формировать эрудицию, широкий кругозор детей;
- формировать у обучающихся интеллектуальных умений: умение выбирать главное в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, обобщать;
Метод, используемый на этапе занятия: рассказ, беседа, прослушивание, метод ментальных карт.
Деятельность обучающихся
Деятельность педагога
Примечание
Слушают и анализируют инструкцию, выстраивают алгоритм действий.
Воспринимают и анализируют информацию, выполняют задание
Озвучивают свои варианты ответов, работа с интеллект-картами.
Слушают, принимают участие в беседе, работают с интеллект-картами
Педагог активизирует познавательную активность обучающихся, организует их практическую деятельность.
Ваша деятельность сегодня будет несколько отличаться от обычной: мы не будем ничего конспектировать и писать, а каждый из вас будет создавать собственную интеллект-карту, но для этого вам необходимо узнать основные правила.
Для создания интеллект-карт используются, только цветные карандаши, маркеры, фломастеры;
Основная идея, проблема, слово или объект изучения располагается в центре;
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, схемы, ассоциации о каждом слове.
Вот как выглядят интеллект-карты по разным темам.
Главное, что вы должны понять, это то, что не бывает правильных или неправильных карт, она должна быть яркой, содержательной и иметь понятную вам структуру и информацию. И ёще, чем больше информации вы в неё поместите, тем проще вам будет отвечать на вопросы викторины во второй части занятия.
И, конечно, начнем знакомство с Булатом Окуджавой с его биографии. На слайде размещены основные даты и события, связанные с этими датами, я предлагаю вам соотнести эти категории. Даты будем выстраивать в хронологической последовательности, начиная с самой ранней.
9 мая 1924 года – день рождения Булата Шалвовича Окуджавы.
Апрель 1942 – ушел добровольцем на фронт.
1943 год – написана первая песня «Нам в холодных теплушках не спалось».
1959 год - начал выступать как автор песен и исполнять их под гитару.
1961 год – дебютировал как прозаик.
1968 год – вышла первая пластинка с песнями Окуджавы.
1970 год – вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа».
12 июня 1997 года – скончался в Париже в военном госпитале.
Педагог озвучивает правильные ответы с дополнениями по фактам биографии.
Рассказывает о творчестве Б.Ш. Окуджавы с сопровождением слайдовой презентацией, следит за работой обучающихся над созданием интеллект-карт, комментирует, помогает.
Булат Окуджава многогранная творческая личность: один из основоположников жанра и один из первых, кто начал исполнять собственные песни под гитару. Его творчество было представлено по разным направлениям.
Слайд
Поэт, прозаик, бард.
Поэт. Окуджава – талантливый поэт, и его творчество в русской культуре можно назвать событием. В его поэзии можно наблюдать строки, начало которых положили русские классики поэзии - Некрасов и Пушкин. Строчки стихотворений Булата Окуджавы стали афоризмами: "Надежды маленький оркестрик", "Дежурный по апрелю". Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений.
Более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимался сам. Весьма плодотворным оказался творческий союз Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых — песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».
Булат Окуджава - жизнелюб и оптимист. Добрая ирония в стихах Окуджавы придает им доброту и искренность. В его поэзии с одной стороны ощущается печаль и человеческое горе, а с другой - самоирония. Одной из главных тем в поэзии Окуджавы - тема войны.
И сейчас, я предлагаю прослушать стихотворение Булата Окуджавы «Простите пехоте» в исполнении заслуженного артиста России Даниила Спиваковского.
Прозаик. Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр", посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма.
В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр" (1993), получивший в 1994 Международную премию как лучший роман года на русском языке.
В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970--80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" и "Свидание с Бонапартом".
С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург.
По пьесе Окуджавы "Глоток свободы", а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.
Бард.Один из основателей жанра авторской песни. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 Окуджава одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие Окуджаве широкую популярность. Записи песен Окуджавы разошлись по стране в тысячах экземпляров. Первый профессионально записанный диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.
В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.
На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой".
Сейчас я предлагаю прослушать песню Булата Окуджавы в исполнении Алины Губиной, обучающейся нашей студии.
Делятся на команды, знакомятся с интеллект-картами других обучающихся, анализируют информации.
Участвуют в викторине: слушают вопросы, в результате анализа имеющейся информации и обсуждений формулируют ответы.
Педагог организует обучающихся для проведения викторины, сообщает условия.
Я предлагаю разделиться вам на две команды, объединив свои силы для участия в викторины. Во время ответов на вопросы викторины вы можете пользоваться своими интеллект-картами и картами других членов команды.
На слайде вы видите четыре категории в каждой по пять вопросов в каждой.
Сейчас каждая команда будет выбирать вопрос для команды соперников и сами тоже проводят обсуждение, а если соперники дадут неправильный ответ, то у вас будет возможность получить дополнительный бал.
Педагог проводит викторину.
Интерактивная викторина проводится с помощью подготовленной мультимедийной презентации.
4. Итоги занятия, задачи на перспективу, рефлексия.
Цель: Анализ и оценка успешности достижения цели занятия, определение перспективы последующей работы.
Задачи:
- мобилизация детей на самооценку;
- развитие навыков объективной оценки и самооценки;
Анализируют результаты деятельности, обсуждают, отвечают на вопросы педагога, приводя аргументы.
Вместе с обучающимися педагог подводит итог занятия. Просит группу выделить из всех наиболее удачную, по их мнению, интеллект-карту, привести аргументы, дать оценку. Подводит итоги викторины, проводит награждение.
На следующих занятиях мы еще не раз будем возвращаться к Булату Окуджаве и его творчеству, поэтому я предлагаю вам дома ознакомиться с его творчеством и выбрать песню в свой репертуар или для исполнения ансамблем.
До свидания.
Каждому обучающемуся вручаются грамоты и календари с портретом