Просмотр содержимого документа
«Использование Flash-технологий в дополнительном образовании»
Развитие научно-технического направления в дополнительном образовании детей посредством использования Flash-технологий
Лосева Марина Ивановна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» г. Томска
В последнее время в России становится актуальным развитие научно-технического творчества среди детей и подростков в сфере дополнительного образования. У ребенка и его родителей, начиная с младшего дошкольного и начального школьного возраста, и заканчивая старшеклассниками, должен быть широкий выбор направлений научно-технического творчества. Это может быть: бумагопластика, лего-конструирование, компьютерные технологии, радиомеханика, робототехника… - все это различные грани технического творчества, которые должны гармонично соседствовать, взаимодополняя и обогащая друг друга. Все это - первая ступень к популяризации инженерно-технических профессий: конструктор, программист, компьютерный дизайнер, аниматор…
В нашем учреждении дополнительного образования имеется материально-техническое обеспечение для развития как компьютерных технологий, так и робототехники. Компьютерные технологии уже давно известны и успешно развиваются. В течение последних 5-6 лет развивается и достаточно новое направление – робототехника.
Образовательная робототехника - очень востребованное направление научно-технического творчества. Но, при этом, хотелось бы обратить Ваши взоры к старым, давним компьютерным технологиям – ведь это тоже научно-техническое творчество, которое существует незаметно рядом с нами уже многие десятилетия! И оно имеет право на существование. Специфика занятий робототехникой заключается в том, что робототехнические наборы – дорогостоящее удовольствие, и они состоят из множества мелких деталей, которые часто ломаются или просто теряются, т.к большей частью занимаются мальчики…
Компьютерные технологии, в частности 2D- и 3D- моделирование и анимация, требуют меньших материальных затрат, в сравнении с робототехническими наборами. Кроме того, компьютерная 2D-графика и анимация – востребованное направление, как среди мальчиков, так и девочек.
Использование Flash-технологий в дополнительном образовании, развивает у обучающихся не только творческие способности, а также и технические навыки владения различными компьютерными программами.
Компьютерная графика, дизайн, анимация – это, по сути, то же конструирование, но только на компьютере. Дети конструируют и собирают не какую-то техническую деталь, а собирают на монтажном столе свой мультфильм, свое техническое творчество, созданное по крупицам.
Зачастую, создать на компьютере какой-то объект бывает гораздо сложнее, чем просто нарисовать на бумаге. Для этого нужно иметь элементарные навыки пользования мышкой, и, помимо этого, уметь пользоваться различными инструментами рисования в данной программе.
Нужно обладать недюжинным терпением, чтобы создать свой мультфильм даже на 2-3 минуты! Занимаясь Flash-анимацией, обучающиеся приобретают навыки планирования своей деятельности по заранее разработанному плану. Ведь прежде, чем создать анимацию на определенную тему, нужно изучить её более подробно. А это – уже самостоятельное творчество, в процессе которого затрагиваются многие сферы деятельности общеобразовательного характера.
На начальных этапах работы в программе Flash, дети изучают различные инструменты: рисования, выделения, трансформации, заливки. Учатся создавать примитивные объекты, и при помощи инструментов выделения и трансформации получать из простейших овалов и прямоугольников более сложные и замысловатые фигуры и объекты.
Многим, на первых порах, это кажется скучным и неинтересным. Тогда предлагается нарисовать «от руки»: пользуясь инструментами рисования «Кисть» и «Карандаш». Сразу получается у немногих. Поэтому, уже на начальном этапе обучения, выявляются различные уровни в подготовке детей: кто-то «видит» как нарисовать, или имеет навыки рисования на компьютере, и может рисовать мышкой «от руки», а кому-то нужно поучиться создавать свои объекты для анимации при помощи конструирования из простейших элементов.
В процессе создания образов для анимации работает творческий поиск и фантазия. Кто-то конструирует настоящий космический корабль, а мы – лишь в компьютерной программе Flash запускаем нашу ракету. Но у неё тоже есть иллюминатор – в котором виден космонавт, и сопло – из которого вырывается пламя при запуске ракеты.
Развитие на базе дополнительного образования научно-технического творчества, в частности – компьютерных технологий, связанных с Flash-анимацией, даёт широкий простор для совместного творчества детей и педагога. Творческие проекты детей, направленные на создание конечного продукта – мультфильма на определенную тему, в процессе своего выполнения затрагивают различные сферы деятельности - это и включение в коммуникативную деятельность (работа в команде), и развитие познавательных навыков, умение работать на компьютере - которые реализуются в практически значимую для ребенка вещь – его собственный мультик.
«Учись – играя» - именно этот девиз можно применить к нашему творческому объединению. Постигая азы Flash-анимации при «оживлении» своих персонажей, дети учатся основным принципам создания векторных графических изображений, приобретают навыки обработки графической информации.
Использование в начальной школе для обучения навыкам технического творчества и анимации программы Flash, дало свои положительные результаты. Дети с удовольствием создают свои творческие проекты и принимают участие в различных конкурсах.
В дальнейшем, используя возможности ActionScript - а это уже событийно-управляемый язык для программирования, встроенный во Flash, обучающиеся, посредством создания игр на этом языке, имеют возможность познакомиться с азами программирования.
Использование Flash-технологий в дополнительном образовании - это:
Расширение кругозора в областях знаний, связанных с основами компьютерных технологий
Развитие познавательного интереса, творческого развития и образования
Формирование способности к дальнейшему самообразованию
Развитие культуры общения, коммуникативных навыков, взаимопомощи
Формирование внимания, наблюдательности и усидчивости
Формирование базовых профессиональных навыков в научно-техническом направлении