«Использование инноваций в воспитательном процессе»
«Использование инноваций в воспитательном процессе»
В работе даётся понятие инновации и отличие данного понятия в российской и зарубежной науке. Также даётся перечень современных инновационных технологий, которые можно смело применять во внеурочной деятельности в детских школах искусств и детских музыкальных школах. Разъясняются компьютерные обучающие технологии, тренинговые технологии и метод проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование инноваций в воспитательном процессе»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
г. Ульяновск
Методический доклад
преподавателя фортепианного отделения
Юдиной Ольги Борисовны
Тема:
«Использование инноваций в воспитательном процессе»
г. Ульяновск
февраль 2016 г.
«Использование инноваций в воспитательном процессе»
Я хочу начать свою работу со старой притчи:
Однажды к старцу пришёл его послушник и спросил:
-Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
-старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом послушнику языке. Развернул её и сказал:
-Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать своё незнание, ответил:
-Я вижу многовековую мудрость этой рукописи. Тогда старец сказал:
-На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Далее я хочу привести слова педагога-новатора Михаила Поташника: «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания…».
Поэтому осваивать новое в педагогике надо смело и решительно.
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному, но можно выделить общее:
1.Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
2.Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Мы начинали процесс инноваций осторожно, многие с гордостью говорили, что они это не умеют и знать им это не обязательно. Но постепенно сформировалась творческая группа педагогов по интересам, а со временем к нам начинают примыкать и остальные.
Всё начиналось прозаично. Мне дали задание создать презентацию нашего театрального коллектива «Балаганчик». Директор мне сказал, что компьютером в школе владею только я – мне и карты в руки.
Технологий масса, с ними надо знакомиться, надо иметь представление о них, но не заплутаться в них.
Современные инновационные технологии в школьном образовании
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном
обучении. Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса
2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета. Ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Аналитическая методика управления качеством обучения.
4. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии
6.Технология здоровьесберегающая. Сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.
7.Медико-гигиенические технологии. Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с требованиями СанПиНов.
8.Физкультурно-оздоровительные технологии. Закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.
9.Экологические здоровьесберегающие технологии. Гармоничное взаимоотношений с природой.
10.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
11.Технология проектного обучения при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников.
12.Гуманно-личностные технологии. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
13.Технологии сотрудничества. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
14.Технологии свободного воспитания – предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности.
15.Технологияпедагогики сотрудничества
16. Информационно-коммуникационная технология
17. Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания.
Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
18. Технологии воспитания на основе системного подхода. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.
19. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
Интернет-технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Компьютерные обучающие программы – это электронные гипертекстовые учебники с диалоговыми функциями и элементами мультимедиа, которые предназначены для самостоятельной работы студентов с учебным материалом при различных формах обучения (не только заочной, но и очной или очно-заочной); эффективны при дистанционной технологии обучения.
Веб-технологии – то технологии, которые применяются во Всемирной паутине. WWW.Есть веб-страница и веб-сайт. Веб-страница – это минимальная логическая единица Всемирной паутины, которая представляет собой документ, однозначно идентифицируемый уникальным URL. Веб-сайт – это набор тематически связанных веб-страниц, находящихся на одном сервере и принадлежащий одному владельцу.
Кейс-стади – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Тренинговые технологии – это один из специфических способов получения личностного опыта. Любой тренинг является интерактивным: он рассчитан на активную субъектную реакцию учащегося (интеллектуальную, эмоциональную, действенно-практическую), на то или иное воздействие на личность.
Метод проектов – развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.