Использование мультимедийных технологий в системе обучения и контроля базовойтехнической подготовки дзюдоистов
Использование мультимедийных технологий в системе обучения и контроля базовойтехнической подготовки дзюдоистов
Новизна и главная педагогическая цель использования мультимедийных средств в обучении детей дзюдо заключается в применении обобщенных данных о возможностях использования информационных технологий в системе методического обеспечения подготовки спортсменов.Обозначены направления повышения эффективности обучения технике двигательных действий юных борцов.Определены перспективы использования инновационных подходов к обучению базовой технике двигательных действий в учебно-тренировочном процессе юных борцов, а также повышению уровня мотивации к занятиями развитию стойкого интереса к здоровому образу жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных технологий в системе обучения и контроля базовойтехнической подготовки дзюдоистов»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Атлант»
Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
ДОКЛАД
Использование мультимедийных технологий
в системе обучения и контроля базовой технической подготовки дзюдоистов
Автор доклада:
Дрожжин Юрий Викторович,
тренер-преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Атлант» Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
Шебекино, 2016
Введение
Дзюдо («путь гибкости» или «мягкий путь») – боевое искусство и спортивное единоборство, созданное в 1882-1887гг. японским педагогом Дзигоро Кано (1860-1938). (Кладов Д.Ю.,2009) Является первым из всех видов восточных единоборств, вошедший в олимпийскую программу и давно уже снискавший всемирную славу.
Особенностью занятий дзюдо в системе физического воспитания является гармоничное воздействие на все органы и системы организма занимающихся, выражающееся в комплексном проявлении физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. (Свищев И.Д.,2004)
Особое влияние занятие дзюдо оказывает на воспитание личности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Занимаясь дзюдо, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности.
Для дзюдо характерны разнообразия движений, это сложный ациклический вид спорта. Разнообразие технических и тактических действий в поединках обладают уникальным качеством для развития жизненно важных навыков и умений обучающихся, всестороннего развития их физических и психологических качеств. Освоение двигательных действий дзюдо и сопряженные с ним физические упражнения являются эффективным средством укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться им на протяжении всей его жизни в самостоятельных занятиях физкультурой.
Многолетняя подготовка дзюдоистов требует учета особенностей их возрастного развития, и в связи с этим, тщательного набора средств и методов учебной работы. В настоящее время имеется много пособий, подробно освещающих поэтапную подготовку спортсменов. В них отраженны общие вопросы организации педагогической работы, а также приведены конкретные учебные материалы, которые необходимо усваивать на определенном этапе обучения в зависимости от возраста занимающихся.
Обучение двигательным действиям в дзюдо проводится в процессе изучения техники в стойке и партере. Предусмотрено изучение техники для получения квалификационных степеней – кю и данов. Разработана система
демонстрации приемов – ката. Эта система позволяет заниматься дзюдо практически без ограничений, с дошкольного до пожилого возраста.
Дзюдо – спорт, богатый движениями, поэтому техническая подготовка очень важна. Основные технические действия дзюдо - это броски (приемы в стойке). По правилам дзюдо приемы оцениваются по следующим параметрам: точность, скорость и сила. Чем лучше эти характеристики, тем выше дается оценка. Спортивная техника и результат между собой тесно взаимосвязаны.
Техническая подготовка, как одна из основных частей многолетней тренировки, подчиняется законам педагогического процесса. Спортсмен не только учится, но и повышает функциональные способности организма. Процесс обучения идет по принципу «от простого к сложному». И его, как правило, делят на два этапа:
базовая техническая подготовка;
углубленное техническое совершенствование.
При этом на стадии базовой технической подготовки, создается широкий фундамент спортивно-технических навыков и умений, на основе которых в дальнейшем строится совершенствование избранного вида спорта. Л.П. Матвеев (1976)
При значительном числе исследований и методических работ по системе преподавания технике дзюдо необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения базовой технике на начальных этапах многолетней подготовки с применением инновационных технологий. Знание методики обучения и динамике становления техники выполнения бросков позволили мне подобрать и использовать в учебно-тренировочном процессе средства, обеспечивающие более эффективное обучение базовой техники - это мультимедийные средства.
В своей работе я исходил из предположения о том, что основными аргументами в пользу мультимедийных технологий обучения являются: наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что в конечном итоге сказывается на скорости и качестве усвоения материала.
Тем самым решаются задачи внедрения, использования в педагогический процесс инновационных технологий.
Новизна.
Новизна и главная педагогическая цель использования мультимедийных средств в обучении детей дзюдо заключается в применении обобщенных данных о возможностях использования информационных технологий в системе методического обеспечения подготовки спортсменов.Обозначены направления повышения эффективности обучения технике двигательных действий юных борцов. Определены перспективы использования инновационных подходов к обучению базовой технике двигательных действий в учебно-тренировочном процессе юных борцов, а также повышению уровня мотивации к занятиям и развитию стойкого интереса к здоровому образу жизни.
Теоретическое обоснование методики
Поиск оптимальных средств и методов тренировки подрастающего поколения всегда находился и находится в центре внимания исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом. Модернизация образования непременное условие повышения качества и эффективности учебного процесса. На этапе оснащения спортивных школ компьютерами и мультимедийной техникой появляются новые широкие возможности использования их в процессе обучения.
Как уже говорилось выше дзюдо, относится к видам спорта с чрезвычайно сложной и многообразной техникой движений. Составляющими техники являются основные приемы и стойки, их модификации, сложные технико-тактические действия (комбинации и контрприемы), элементарные действия (передвижения, захваты, выведения из равновесия, страховка партера и самостраховка).
На практике процесс обучения спортивным движениям рассматривается как характерная форма передачи знаний о движениях и освоении специальных навыков, отражающих двигательный опыт предшествующих поколений. Обучение обычно рассматривают как процесс взаимосвязанной деятельности тренера и спортсмена, направленный на приобретение новых знаний, умений и навыков, а также на развитие умственных и духовных способностей.
Как человек, большую часть жизни связанный с дзюдо сначала в качестве спортсмена, затем тренера, могу сказать, что особенно важен процесс взаимосвязи тренер-спортсмен на этапах начальной подготовки, когда закладывается «фундамент» базовой техники. Ведь если юный спортсмен плохо усвоит базовую технику движений, в дальнейшем ему будет сложно изучать более сложные технические действия. И он не сможет добиться желаемого результата.
За многолетнюю историю развития дзюдо было выпущено многочисленное количество методической литературы посвященной методике обучения базовой техники (Г.С.Туманян; Я.К.Коблев; И.Д. Свищев; С.В. Ерегина; Д.Ю. Кладов; В.Э. Жердев; и др.), существует ряд авторских программ рекомендованных к использованию в спортивных школах (под ред. И.Д. Свищева, С.В. Ерегиной; Я.К. Коблева и др.)
По мнению ряда авторов, одной из возможностей повышения эффективности обучения технике двигательных действий юных спортсменов являются возможности мультимедийных информационно-методических систем (Ю. А. Шулика, Я. К. Коблев, В. М. Невзоров, Ю. М. Схаляхо).
Однако при значительном числе исследований и методических работ по преподаванию дзюдо, на мой взгляд, кажется, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки с применением новых технологий. Изменение организационно-методических подходов построения подготовки юных дзюдоистов на начальном этапе подготовки на основе использования возможностей современных средств обучения, позволит существенно обогатить и расширить диапазон их двигательных умений и навыков, сократить количество ошибок при освоении базовых элементов техники и повысить эффективность учебно-тренировочного процесса.
Изучение специальной литературы и анализ практической работы тренеров выявили, что существующая методика начального обучения в дзюдо часто не учитывает возрастных особенностей юных борцов, во многом повторяет методику обучения взрослых спортсменов.
Направленность занятий с юными борцами должны определять анатомо-физиологические особенности спортсменов на разных этапах многолетней подготовки.
Что же свойственно детям 10-12 лет?
Повышенная эмоциональность ребенка, легкость образования условно-рефлекторных связей и их переделки, развитие моторики – все это обусловливает доступность изучения технических действий. Общая работоспособность достаточно высока, но достигается большим, чем у взрослых, напряжением вегетативных функций организма, и, прежде всего, кардиореспираторной системы. Медленное врабатывание и медленное восстановление после больших нагрузок обусловливает увеличенные по времени разминку и интервалы отдыха между интенсивными тренировками.
Основная направленность занятий, по мнению Г.С.Туманяна (1984), создание фундамента общей выносливости и формирование базовой техники современного дзюдо. Техническая подготовка направлена на знакомство со всеми основными приемами дзюдо, по возможности объединенными в комбинации и связи. Следует учитывать, что первое впечатление, закрепленное многократным повторением, остается даже через много лет
доминирующим. Это относится и к единичному движению, и ко всему набору приемов, комбинаций, подготовительных действий – передвижений, захватов, выведении из равновесия и т.д.
Среди психических особенностей восприятия юных спортсменов 10-12 лет принципиальное значение в формировании технической подготовленности имеет то, что дети точнее и лучше воспринимают полный зрительный образ движений. Я.К.Коблев и К.Д.Чермит (1995).
Вот почему важно создать правильное представление о движении (действии, приеме) с помощью тщательно отработанного показа, наглядных пособий, кино- и видеоматериалов. Последнее положение, считает Г.С.Туманян (1984), требует пересмотра сложившихся взглядов на начальное обучение технике дзюдо. Принцип «от простого к сложному» должен предусматривать не растянутое на 3-4 года изучение отдельных приемов с нарастанием из сложности, а поиск методов и средств, облегчающих изучение и совершенствование комплекса сложных тактико-технических действий.
Изучения технических действий в борьбе принято делить на три этапа обучения.
Разучивание;
Закрепление;
Совершенствование;
По моему мнению, на всех этих этапах неоценимую помощь в учебно-тренировочном процессе могут оказать мультимедийные средства при помощи, которых можно создать систему "виртуальной реальности" для формирования у спортсменов двигательных навыков и умений.
Так, например, на этапе разучивания важно правильно создать, у занимающихся зрительный образ упражнения или приема, передать новичкам знания техники его выполнения, обогащая их двигательный
Это можно сделать различными способами; показать методический видеоматериал, показать кинограмму или кинокольцовку, демонстрацией слайдов, показать, как выполняется это техническое действие ведущими спортсменами. Также в процессе разучивания снимать, а затем демонстрировать спортсмену видеоролик с выполнением приема самим спортсменом указывая на его ошибки. Тем самым он будет видеть себя как бы со стороны и лучше понимать, что от него требуется.
На этапе закрепления технические действия начинают выполнять с передвижением и с полусопротивлением партнера. На этом этапе мы также можем применять видеосъемку обучающихся, с последующей демонстрацией для исправления их ошибок. А также вести видео контроль за качеством усвоения приема от одного занятия к другому.
На этапе совершенствования технического действия, процесс обучения строится на возможности применения изучаемого приема в соревновательной деятельности спортсмена. Тут также можно применять мультимедийные средства для контроля и исправления ошибок, используя фото и видеосъемку для съёмки спортсмена при разучивании комбинаций и в учебно-тренировочных поединках, с дальнейшей демонстрацией и аналитическим разбором правильности выполнения и применения изучаемого приема.
Из всего выше сказанного, мною сделан вывод, что изменение в организационно-методических подходах построения подготовки юных борцов на начальном этапе подготовки, на основе использования возможностей информационных технологий, позволит существенно обогатить и расширить диапазон их двигательных умений и навыков, сократить количество ошибок при освоении базовых элементов техники и повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и развитию мотивации к занятиям спортом.
Педагогический эксперимент
Для доказательства эффективности применения мультимедийных технологий в процессе обучения дзюдо мною был проведен педагогический эксперимент.
Для изучения исходного состояния технической подготовленности была провидена диагностика уровня технической подготовленности учащихся в сентябре 2014 года. Также было проведено анкетирование на предмет выявление мотивации занимающихся к систематическим занятиям дзюдо.
Диагностика уровня технической подготовки проводилась с дзюдоистами 11-12 летнего возраста, занимающихся в группе начальной подготовке 2 года обучения. За основу бралось демонстрация приемов без взаимного сопротивления для выполнения квалификационной степени – 4КЮ, оранжевый пояс, по принципу (назвал-сделал).
Педагогические наблюдения за выполнением технических действий дзюдоистами, проводились на учебно-тренировочных занятиях для визуального определения ошибок. Результаты заносились в специально разработанный протокол.
Во время тестирования учитывалось: правильность взятия захватов, правильность подворота, правильность сбрасывания, контроль, страховка, и самостраховка. Материал заносился в протоколы. Форма технического протокола прилагается (Приложение 1).
Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах подвергались статистической обработке, и были выражены в виде диаграмм.
Результаты мониторинга показали, что на высоком уровне технической подготовленности – 33,3% занимающихся, на среднем уровне – 53,3%, на низком уровне – 13,4%.
В результате анкетирования так же была выявлена не достаточная мотивация занимающихся к систематическим занятиям дзюдо.
Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах подвергались статистической обработке, и были выражены в виде диаграмм.
С октября 2014 года в экспериментальной группе наряду с общепринятыми методами обучения, проводилась следующая методика обучения.
Ознакомление с приемом при помощи демонстрации видеороликов и слайдов с выполнением приема.
Детальное ознакомление с техникой выполнения броска при помощи обучающего видео и фотоматериала.
Разучивание системы упражнений, подводящих к выполнению основного действия в данном приеме. Используя видеосъемку для дальнейшей ее демонстрации обучающимся, с целью выявления и исправления ошибок.
Имитация проведения приема без партнера. С использованием видеосъемки для контроля и исправления ошибок при помощи метода стоп-кадр.
Изучение приема по частям в парах (захват, выведение из равновесия, подворот, подбив, сбрасывание, страховка, самостраховка). Также используются видео-фото средства для контроля и исправления ошибок методом «виртуальной реальности».
Целостное изучение технического действия, в парах создавая облегченные условия для первых выполнений приема (подбор партнера соответствующего роста, веса и опыта, проведение приема на мягких матах и т.д.) Используя видеоконтроль для дальнейшего исправления ошибок.
Изучение приема с постепенным усложнением всех имеющихся форм целостного выполнения технического действия (с малым, средним, полным сопротивлением партнера, в движении, в разные стороны и т.д.) Также используется метод «виртуальной реальности» для исправления ошибок при помощи показа и анализа отснятого видеоматериала.
Совершенствование изученного приема с дальнейшей задачей применением его в соревновательной деятельности, (проведение учебно-тренировочных поединков, с постановкой задачи перед обучающимся, провести конкретный прием). Проводится видеосъемка учебно-тренировочных поединков с дальнейшей демонстрацией перед спортсменами для детального анализа возможности проведения технического действия в определенные моменты поединка.
Результаты эксперимента
Анализ уровня результатов сдачи квалификационных нормативов воспитанников, позволил сделать вывод о позитивном влиянии применении мультимедийных средств в процессе обучения базовой техники дзюдо, технических этапов. Разработанная методическая система обеспечивает, с одной стороны, полноценное усвоение юными дзюдоистами технических приёмов, а с другой – повышением устойчивой мотивации к тренировочным занятиям. Данные, приведённые в диаграммах, подтверждают эффективность разработанной методики, способствующей повышению скорости и качества усвоения обучающимися технических действий, а, следовательно, и реализации поставленной цели работы и задач.
В результате педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень владения базовой техникой дзюдо, в группе начальной подготовки 2-года обучения.
Таблица 1.
Исходный уровень сдачи техники приемов дзюдо - 4КЮ оранжевый пояс.
Оценка уровня сдачи.
Количество сдавших
Итого в процентах
Отлично (5)
5
33,3%
Хорошо (4)
8
53,3%
Удовлетворительно(3)
2
13,4%
Как видно из таблицы 1, большая часть учащихся на исходном уровне эксперимента усвоила базовую технику на 4. На отлично усвоили на 20% меньше.
Во время проведения эксперимента было проведено промежуточное тестирование в феврале 2015 года.
Таблица 2.
Промежуточный уровень сдачи техники приемов дзюдо - 4КЮ оранжевый пояс через 4 месяца.
Оценка уровня сдачи.
Количество сдавших
Итого в процентах
Отлично (5)
8
53,4%
Хорошо (4)
6
40%
Удовлетворительно(3)
1
6,6%
Мы видим, что через 4 месяца после начала опыта выявлен закономерный небольшой рост уровня усвоения базовой техники, таблица 2.
Следующие тестирование проводилось в мае 2015 года через 9 месяцев после начала эксперимента и показала следующие результаты.
Таблица 3.
Промежуточный уровень сдачи техники приемов дзюдо - 4КЮ оранжевый пояс через 9 месяцев.
Оценка уровня сдачи.
Количество сдавших
Итого в процентах
Отлично (5)
9
60%
Хорошо (4)
6
40%
Удовлетворительно(3)
-
-
Из таблицы 3 видно, что наметился уверенный прирост в качестве усвоении учебного материала. Анализируя полученные данные видно, что после предложенной экспериментальной методики уровень владения базовой техникой на оценку отлично вырос на 27,7%.
При проведении занятий в экспериментальной группе велся строгий контроль поэтапного усложнения двигательного опыта. Своевременно проводилась работа над исправлением ошибок. При помощи мультимедийных средств.
В конце эксперимента в июне 2015года было проведено последнее контрольное тестирование, результаты его приведены в приложении 4, и таблицы 4.
Таблица 4.
Результаты сдачи техники приемов дзюдо - 4КЮ оранжевый пояс в конце эксперимента.
Оценка уровня сдачи.
Количество сдавших
Итого в процентах
Отлично (5)
11
73.3%
Хорошо (4)
4
27,7%
Удовлетворительно(3)
-
-
Как показал анализ данных тестирования (Приложение 4, Табл. 4), применение экспериментальной методики обучения базовой техники дзюдо с применением цифровых технологий, оказало существенное влияние на изменение качества усвоение учебного материала дзюдоистами.
Проведя сравнительный анализ полученных результатов тестирования, дают основание утверждать, что применения мультимедийных средств при обучении дзюдо повысит эффективность обучения.
Типичные ошибки, выявленные в процессе обучения
Во время проведения эксперимента в результате педагогического наблюдения и анализа работы над ошибками при обучении базовой техники дзюдо, были выявлены ошибки, наиболее часто совершаемые обучающимися при проведении первого и контрольного тестирования (Таблица 5).
Таблица 5.
Основные ошибки у обучающихся при демонстрации базовой техники дзюдо.
№
п/п
Ошибки
До
эксперимента
в%
После
эксперимента
в%
1
Неправильная стойка (при правосторонней стойке левая нога впереди, и наоборот, стоят на прямых ногах, голова опущена.)
45
0
2
Неправильное взятие захватов
(захват берут снаружи, а не изнутри под руку партнера, кимоно захватывают сверху локтевого изгиба, сильно зажимают кисть при захвате за отворот, берут захваты на прямых руках)
51
11
3
Неправильное выведение из равновесия (неправильная тяга рук, передвижения ног)
35
0
4
При подвароте, вход идет на прямых ногах, начинают подварот с дальней ноги, нет сближения с партнером, руки остаются сзади, заваливания туловища назад.
54
15
5
При сбрасывании нет тяги рук, или она неправильная, не осуществляется, подбив, неправильно работает плечевой пояс.
48
8
6
При падении партнера, нет над ним контроля, не страхуем партнера. Неправильное проведение самостраховки, падение на локти, касание головой татами, нет акцентированного хлопка ладошкой по татами, для замедления движения при падении.
63
5
Как видно из таблицы №5 во время первого тестирования испытуемые имели большое количество ошибок, которые в среднем составляли 50%. Выявленные ошибки били причинами плохого усвоения техники двигательных действий дзюдо и правил.
На всем протяжении эксперимента велась целенаправленная работа над выявлением и исправлением ошибок. Применялся групповой и индивидуальный подход при начальном обучении техники приемов.
В результате использования в учебно-тренировочном процессе новой методики обучения при помощи мультимедийных средств, дало возможность выявления и устранения ошибок на более ранней стадии обучения дзюдоистов. Их своевременное выявление и устранение причин возникновения в значительной мере обуславливают эффективность процесса технического совершенствования. ( Платонов В.Н., 1986)
Результативность эксперимента
Результативность использования предложенной методики подтвердилось данными диагностики (Приложение 1-4)
На этапе начального изучения базовой техники выявлена динамика изменения показателей тестирования в экспериментальной группе. Исходный показатель при сдаче техники дзюдо на 4КЮ, составил, что на отлично сдали 33,3% обучающихся, на хорошо 53.3% и удовлетворительно 13,4%. После проведенного эксперимента результативность сдачи повысилась на 40%, на отлично сдали 73,3%, на хорошо 27,7% обучающихся.
В результате эксперимента, были выявлены ряд ошибок, влияющих на усвоение базовой техники. Половина ошибок следствие незнание и непонимание деталей изучаемого приема, что вызвано дефектами в педагогическом процессе.
Существенной ошибкой при обучении приемам, являлось неполное усвоение зрительного образа технического действия, неполной передачи обучающимся понимания деталей приема. После предложенной экспериментальной методики эти ошибки были устранены.
К концу эксперимента качество владения базовой техникой дзюдо оказалась значительно выше, чем до его начала.
В качестве успешной реализации методики кроме положительной динамики усвоения технических двигательных действий юных дзюдоистов, могу отметить, что учащихся наметилась положительные тенденции к занятиям дзюдо и ведению здорового образа жизни.
Практические рекомендации
На начальном этапе подготовки юных дзюдоистов, при обучении их базовой техники необходимо учитывать их физиологические и психологические возрастные особенности.
Разучивать базовые элементы приема с использованием комплекса подводящих и специально-подготовительных упражнений.
Важно создать правильное представление о приеме с помощью тщательно отработанного показа, наглядных пособий, кино- и видеоматериалов.
Своевременно выявлять и исправлять ошибки, допускаемые обучающимися в процессе изучения техники дзюдо.
Список литературы:
1. Кашуба В., Паненко Н. К вопросу использования информационных технологий в системе подготовки юных спортсменов / В. Кашуба, Н. Паненко // Актуальные проблемы подготовки резерва в спорте высших достижений: материалы Междунар. науч. - практ. конф.: в 2 т. / ред. кол.: М.Е. Кобринский. - Минск: БГУФК, 2009. - Т.2. - С. 14 - 18.
2. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте / П.К. Петров - М.: Academia, 2008. - 288 с.
3. Тупеев Ю.В. Обучение технике двигательных действий юных борцов вольного стиля с использованием возможностей информационных технологий / Ю.В. Тупеев // ХII Международный научный конгресс "Современный Олимпийский и параолимпийский спорт и спорт для всех": материалы конференции. М.: Физическая культура. 2008. Т. 3. С. 212.
4. Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г. Дзюдо: история, техника, практика. (Учебно-методическое пособие для тренеров и спортсменов.) – Архангельск: Издательский дом « СК», 2000.-154с.: ил.
5. Коблев Я. К., Писменский И. А., Чермит К.Д., Подготовка дзюдоистов. Майкоп. Адыг. Отд. Краснодар. КН. изд-ва, 1990,- с.
6. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: Учебное пособие: в 4кн. Кн.3., Методика подготовки . М.: Сов. Спорт, 1998,400с.
7. Туманян Г.С. Стратегия чемпионов; Настольная книга тренера. М.: Сов. спорт. 2006. 494с.
8. Лях В.И., Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития . М.: Терра-Спорт, 2000.
9. Ерегина С.В., Свищев И. Д., и др. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов национального Союза дзюдо и ФДР., М.: Сов. Спорт, 2005.