Исследовательская деятельность на уроках математики
Исследовательская деятельность на уроках математики
Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики.
Ведущей целью современного образования в России является развитие инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения. Я считаю, что одним из методов эффективной работы, обеспечивающие развитие личности ребенка является метод исследований.
Что такое исследование? Это в широком смысле слова — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод изучения чего-либо. Исследовательская деятельность учащихся – это такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением и направлена на развитие мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; умений пользоваться приемами научного исследования. В результате её усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках математики »
Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики.
Ведущей целью современного образования в России является развитие инициативной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения. Я считаю, что одним из методов эффективной работы, обеспечивающие развитие личности ребенка является метод исследований.
Что такое исследование? Это в широком смысле слова — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод изучения чего-либо. Исследовательская деятельность учащихся – это такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением и направлена на развитие мыслительных умений школьников – умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; умений пользоваться приемами научного исследования. В результате её усиливается практическая направленность знаний, происходит интеллектуальное развитие учащихся и повышается качество знаний.
Исследовательская работа учащегося позволяет судить об уровне развития учащегося, к которым можно отнести определять проблемы и задачи, находить рациональный подход в выборе методик исследования, способность к анализу научной литературы и реферированию, умение планировать работу, анализировать ее результаты, подводить итоги, делать выводы, четко излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою позицию.
На уроках в основном применяю учебно – исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Во внеклассной работе лучше организовать научно – исследовательскую деятельность. К ней относятся творческие работы учащихся проблемно-реферативного характера, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. В учебнике Зубаревой И.И., Мордкович А.Г. предлагаются темы проектов. Я их предлагаю учащимся во второй четверти. В течение второй и третьей четверти они работают под моим руководством, т.к. кроме исследования нужно ещё научить правильно оформлять работы.
Исследовательскую деятельность можно организовать на всех типах и этапах урока. Более эффективно происходит на уроках изучения нового материала. В ходе организации исследовательской деятельности нужно постоянно поддерживать исследовательский диалог учителя и ученика. Приознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями знания не сообщаю в готовом виде, а побуждаю учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов. Как её организовать? Приведу примеры. В пятом классе вводим понятие «смешанное число». Поступаю следующим образом. На доске даны числа: в первом ряду 2, 17, 456, 2019. Во втором ряду: 4 , 13, 20. Даю задание: назовите, какие даны числа. Перед третьим рядом возникает вопрос у учащихся. Начинается поиск.
Решение текстовой задачи – это тоже исследовательская работа ученика. На каждом уроке учащимся предлагаю решить задачу устно, с оформлением решения на доске и самостоятельно.
При устном счете мною предлагаются задачи на смекалку из газет и журналов, задачи, предложенные дистанционными малыми олимпиадами. Такие задачи лучше предложить в виде вырезанного листка из газеты или того текста, которое предлагает автор олимпиад. Это повышает интерес.
Таким способом я развиваю мыслительную деятельность учащихся, в конечном счете его интеллектуальное развитие. При подготовке и проведении любых уроков нужно помнить и знать учителю, что необходимо управлять не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью.