kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по теме : "Танцы адыгов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Танцы адыгов" содержит богатый материал по истории возникновения танцев, классификации танцев, даёт подробную информацию о том, что означает то или иное движение. Культура народа - это часть её истории. Язык танца является языком Мира, именно поэтому в 1982 году созданнй при ЮНЕСКО Международнй Комитет Танца предложил ежегодно праздновать 29 апреля Международнй День Танца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме : "Танцы адыгов" »

Танцы адыгов

«Для меня узнать народ - значит,

узнать его танец, рождённый выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа.

Танцы, которые издревле живут в народе,-

подлинная энциклопедия жизни.

В каком бы далёком краю вы ни оказались,

взглянув на танцы народа,

вы живо почувствуете склад обитателей этой страны,

существо их национального характера».


народный артист России Махмуд Эсамбаев

 

Танцевальное искусство - явление многогранное, разностороннее. Древний адыгский народ на протяжении тысячелетий создавал самобытную хореографию, отражающую различные стороны своего мировоззрения. Адыги искали и находили особые формы и приёмы эмоционального выражения своих чувств в искусстве танца. Стремительный характер движений в танце придаёт зажигательность, своего рода азартность, когда танцоры, как бы соревнуются между собой в физической выносливости. Об отваге и мужестве, необходимых в состязаниях, о ловкости и находчивости участников танцевальных турниров свидетельствуют строки древних нартских сказаний.

В гнев приходит Сосруко,
В землю меч он вонзает.
По его рукояти
На носках пробегает.
В гнев пришёл Бадыноко.
Меч, прославленный, в землю
Рукоятью вонзает
И по лезвию гордо
На носках пробегает.

Танцам адыгов присуща величавая сдержанность и плавность движений.

Танец, возникнув и меняясь вместе с народом и его культурой, является в известной мере памятником художественной культуры, историческим источником информации о народе


Танцы адыгов зародились в глубокой древности. Древние люди танцевали по любому поводу: будь это горе или радость, страх или волнение. Много непонятных и страшных явлений природы окружали древнего человека. Сверкнёт молния и грозно загрохочет в небе гром, а горы и ущелья. ещё минуту казавшиеся таким надёжным укрытием, вели себя как потревоженный могучий зверь, пугая древнего человека страшной неотвратимой карой.

То земля начинала ходить ходуном, трескаясь и изрыгая огненные лавы, заливавшие нехитрые жилища древнего человека. И человек не зная как спастись, как одолеть свой страх перед всемогущими силами природы, инстинктивно старался убежать от этих явлений, и чем больше и быстрее он бежал, тем больше отступал страх, этот постоянный спутник древнего человека.

Так на заре человечества человек инстинктивно понял истину, древнюю как мир, что «ЖИЗНЬ ЕСТЬ ДВИЖЕНИЕ». Постепенно страх и торжество преодоления, радость и удача перешли в организованно красивые движения танцев.

Всё, что составляет идеал мужской и женской красоты, можно найти в народных танцах адыгов: мягкость, целомудрие, изящество и красоту движений девушек, строгость и величавость движений мужчин.

Сколько достоинства и гордости, созвучных гордой красоте родных Кавказских гор в народных танцах адыгов.

Нет в мире ни одного адыга, представителя народа адыге, разбросанного волею судьбы по всему миру, у которого не дрогнуло бы сердце при первых же звуках старинной адыгской музыки, исполняемой адыгской гармошкой и сопровождаемой неизменными трещотками , зовущими к зажигательным кавказским танцам.

Язык танца называют языком дружбы. Танец позволяет узнать ближе друг-друга. Танцы адыгов – это благодарность людей за полученные от древних

богов милости, это ода жизни во всей многоликой красе, ода достоинству и гордости, мужеству и трепетной любви к родной земле. Вглядитесь в адыгские народные танцы, и вы увидите в них хороводы звёзд, ритмы и музыка которых откроют вам тайны мироздания. Вот танцор в красивом прыжке возносится над землёй и кажется, что наше сердце вместе с ним соприкасается с Вечностью, поднявшись над миром.

Жезл ведущего в танце

Всякий традиционный коллективный танец имел своего вожака, в руке которого был жезл – символ его полномочий . Жезл, как правило , оканчивался символическим шлемом из грецкого ореха и фундука. Шлем в представлении адыгов – символ веры, мужества, стойкости. Он был любимым защитным головным убором в битвах, был его надеждой, спасением и рыцарской гордостью. Шлем был прекрасным дополнением к воинскому снаряжению древнего и средневекового адыга. Сверкающий, остроконечный, он прекрасно гармонировал с воинским снаряжением воина-всадника, с его уникальной кальчугой , налокотниками и кольчужными перчатками . На поле боя черкесский рыцарь никогда не позволял снять с себя шлем. Снять шлем означало покориться врагу, а живым адыг никогда не сдавался врагу. Шлем в геральдике адыгов - мудрость, доблесть и защита. Жезл с символическим шлемом из ореха и фундука наверху в руках ведущего – один из знаков почитания к нашим мужественным, благородным предкам.

Приглашение на танец

Адыги не только умели и любили танцевать. Большое значение они придавали процедуре приглашения на танец. И они умели делать это красиво и достойно. Перед тем как начать танец, молодой человек довольно живо, но без особой спешки обходит девушку слева, против часовой стрелки, становится перед ней на расстоянии двух шагов и энергичным гордым кивком головы приглашает девушку танцевать. В танцах адыгов удивительно выражен облик и внутренний мир народа. Не зря древние адыги считали, что танцор должен знать хорошо историю и культуру своего народа.

В конце танца юноша приближается к девушке на расстоянии вытянутой руки, демонстрируя красивую осанку и особую стать, почтительным наклоном головы выражает благодарность девушке за танец. Пока девушка-распорядительница танцев сопровождает станцевавшую девушку на место и пока она не займёт своего места, юноша стоит в круге и лишь после этого покидает его.

Танец «Удж»

Одним из любимых танцев адыгов является «УДЖ» Он напоминает хоровод. «Удж» танцуют, взявшись под руки, и передвигаются по кругу в определенном ритме. Этим танцем обычно заканчивалось каждое торжество, и, возможно, посредством него подчеркивалось единство собравшихся гостей. Шабан Салихович Шу, член Союза композиторов, кандидат искусствоведения , заслуженный деятель искусств Адыгеи и Кубани является автором книги «Адыгские народные танцы». В своей книге он отметил, что адыги считали себя детьми солнца и придавали магическое значение кругу. Поэтому в хореографических рисунках многих танцев отражаются отголоски культа солнца, например в том, что направление танцевального движения идет по кругу навстречу солнцу. Кстати «удж» был единственным танцем, в котором юноша мог прикоснуться к девушке, взяв ее за руку.

Танец с кинжалами

Не менее популярным танцем адыгов являлся танец с кинжалами. Его можно назвать танцем мужества и доблести, танцем противостояния смерти. Вонзание кинжалов в плясовой круг делалось как очистительная мера для площади плясового круга. Это был акт устрашения злых духов, чтобы они не вредили ни танцующим, ни присутствующим людям. Танец вокруг кинжалов, вонзённых в землю, с кинжалами в зубах и в руках танцора – это танец победителя злых сил, танец устремлённого к удаче человека, рвущего путы враждебных и злых духов. Это очень древний танец. Танец этот существовал и у других народов в разные эпохи. В нём таятся давно забытые языческие обряды, заклинания во имя будущих военных успехов и побед, в нём выражается мужество и молодечество мужчин-воинов перед женщинами, хранительницами домашнего очага В этом танце выражена вера мужчин , что они смогут защитить свой семейный очаг, свой род.. Символика меча была разнообразна. Меч, заправленный за пояс сзади , означал мирные намерения , спереди настороженность, ожидание нападения, Кинжал в танце адыгов символизирует священный меч в миниатюре.

Танец с саблями

Испокон веков на границах адыгских земель появлялись враги: то бич божий» Аттила, то калмыки, то хазары, то татары и наконец , славяне – и все отнимали из рук черкеса плуг и вкладывали меч и щит. Жизнь полная опасности, необходимости постоянно на протяжении многих столетий защищать свой дом и, свою землю, сделали адыгов (черкесов) одним из храбрейших народов мира. И именно танец с саблями выражает жизнь народа в его историческом развитии, жизнь, полную доблести, мужества, презрения к опасности, готовности к защите Отечества.

Танец «Кафа»

Старинный адыгский народный танец «Кафа» издавна считается визитной карточкой всех танцевальных ансамблей. Посмотрев «кафу» можно узнать характер, обычаи, нравы и воспитание целого народа. В этом танце, как ни в каком другом нашли отображение многовековые этапы формирования традиций, характера взаимоотношения адыгов, отношения между мужчиной и женщиной. Порывистые движения, резкие повороты, быстрые вращения нехарактерны для танца «Кафа». Строгой манере исполнения подчиняется и композиция танца, присутствуют академизм и изящная филигрань рисунка. Прямые линии, диагонали, органически сочетаются с круговыми мотивами, с плавными поворотами танцующих, двигающихся по кругу или прямой линии на встречу друг другу. Этот танец показывает красоту, величие, и внутреннее достоинство народа, складывает гимн мужеству и благородству.

Танец «Исламей»

Танец «Исламей» - один из самых красивых и романтичным танцев. В нем пара проявляет большее доверие друг к другу и слаженно передвигается по кругу. Все, кто видел этот танец, согласятся, что он настолько невесомый, что складывается впечатление отсутствия гравитации. Ощущение подобное чувству любви, которое и отражает танец. Этот танец известен как жизнерадостный лирический танец подвижного характера. Его композиция насыщена разнообразием линий, диагоналей и круговых мотивов, сочетающихся с различными перестроениями, неожиданными поворотами и разводами. Музыка к танцу «Исламей» особенная, единственная, которая состоит из нескольких частей и является традиционной и обязательной. Танец этот широко популярен в народе, потому что является средством общения молодёжи. В виду строгих традиций и обычаев юноши и девушки могли встречаться и как то проявить свои симпатии только на народных празднествах, свадьбах в которых участвовали целые аулы, селения. Познакомившись однажды на каком либо торжестве с девушкой юноша искал встречи с нею и на других праздниках. Так завязывался узел их будущих взаимоотношений. Если «Зафак» был танцем первого свидания, то «Исламей»-танец второго свидания. Здесь юноша и девушка обретают взаимопонимание , они рады новой встрече. Юноша стремительно, радостно несётся по круг, исполняя то строгие, то замысловатые движения и повороты. Пластика девушки сдержана, стан её грациозен. Но бисерные переборы ног, горделивые, полные достоинства движения, ловкие повороты наполнены внутренней взволнованностью и искренней девичьей радостью. Его называют также танцем будущих жениха и невесты

С обожествлением луны связаны и архаистические вечера адыгов: выход молодежи в ночь новолуния с факелами, песнями и танцами за околицу села. Особое внимание уделялось песням и танцам, а также индивидуальным молениям. «Лунный танец» - оригинальный и популярный плавный танец с лирическим содержанием, исполняемый в умеренно убыстренном темпе.

Влюбленные парят по кругу, любуясь друг другом издалека, а затем слетаются вместе, как бы желая высказать что-то сокровенное. Молодые в своем танце сумеют высказать друг другу всё свои чувства. В танце предусматривается оригинальный хореографический рисунок. Этот танец отличается от других Кавказских быстро темпераментных танцев своим лирическим содержанием, своеобразными виртуозными движениями. Что может быть лучше танцев при луне.


«Лунный танец» - В эмоциональном значении этот танец имеет лирический «аккомпанемент». Почитание луны у адыгов отражено в фольклоре. В новолуние люди собирались в назначенное место и обращались к луне с различными просьбами. Адыги связывали с луной целый комплекс метеорологических и календарных установлений. Девушки гадали при луне, чтобы узнать о суженом.

Трещотки

Трудно представить себе адыгскую свадьбу без национальной гармоники традиционных деревянных трещоток, торжественно отбивающих такт, подчеркивающих ритмику музыки. Они использовались как священный атрибут в свадебных и других обрядах. В звуках трещотки слышны отголоски языческих обрядов, когда народ творчески изобретал приспособления , имитирующие грозные явления природы, чтобы умилостивить их, связать их. Звуки трещоток, скорее всего, для древнего адыга – грозные раскаты грома, торжественное предвещание благодатного для посевов дождя – гаранта хорошего урожая. Это дань восхищения и преклонения перед силой и могуществом великого божества грома , которого с древнейших времён адыги называют ШИБЛЕ. Трещотки представляют собой обычно несколько дощечек удлинённой формы с дырочками у основания , через которые продевается крепкая тонкая кожаная лента, прикрепляющая их к деревянной основе с ручкой. Ручка трещоток и дощечки нередко украшались красивым орнаментом. От умения трещоточника чувствовать ритмику музыки зависит многое . Трещотки своим звучанием подчёркивают красоту танцевальной музыки, вселяют оптимизм и радость жизни. Давно забыты языческие обряды, свято почитавшиеся народом, а трещотки живут, и трудно представить себе адыгскую танцевальную музыку без их прекрасного звучного сопровождения .

Национальная гармоника



Рождение адыгской гармоники - процесс длительный, более чем полувековой. В процессе формирования  адыгской гармоники особые требования предъявлялись к числу регистровых планок.  Они позволяли менять тембр гармоник, создавать несколько его вариантов.  Адыгским музыкантам нравился звучный инструмент, рассчитанный на пленэрное звучание для большой массы людей. Так сформировалась потребность в громкоголосом  музыкальном орудии с одновременным функционирование четырех или пяти голосовых планок.


У адыгских пщынао были также особые претензии к весу гармоники. Она должна была быть легкой, удобной для игры в положении стоя.
Потребность в легкой гармонике определялась сложившейся традицией танцевального круга, в котором гармонист создает музыкальное 
сопровождение танцу и включается в систему игрового пространства круга. В Адыгее и сейчас гармонисты активны в танцевальном кругу. 
Они подносят инструмент к ногам танцующих, играя стоя, могут манипулировать гармоникой на грани трюкачества..
       Один из оригинальнейших случаев бытования пщынэ – участие музыкантов в соревнованиях по национальной борьбе. Перед началом поединка, когда борцы выходят на площадку, они должны провести своеобразную разминку – 1-2 минуты исполнять фольклорный танец под звуки пщынэ. Нередко ход поединка предрешен в этой разминке, за которой внимательно следит публика. Спортсмен, танцующий красиво, «с душой», приобретает симпатии зрителей, и, как правило, в соревновании побеждает..
Для современной адыгской гармоники характерны две основные функции: аккомпанирующая (для танцев, реже  - для песен) и сольная (музыка для слушания).  Широкое бытование пщынэ указывает на приоритет инструментальной музыки перед другими музыкальными жанрами, на ее понимание и принятие  со стороны большого числа людей, для которых она стала символом единения, символом нации.

На долю моего народа выпало много испытаний, мой народ волею судьбы оказался разбросан по всему миру, где они сохранили культуру: песни и танцы своего народа. Мне хотелось бы пожелать своему народу, чтобы тучи никогда не сгушались над ним, всегда светило яркое солнце, звучала задорная гармоника и в зажигательном танце кружились и стар и млад. Стрелы изображённые на адыгском флаге никогда не меняли своё направление .

«Международный День Танца»

В 1982 году созданный при ЮНЕСКО Международный Комитет Танца предложил ежегодно праздновать 29 апреля Международный День Танца.

По замыслу учредителей, Международный День Танца призван объединить все направления Танца, стать поводом для чествования этой формы искусства и его способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, его способности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя говорить им на одном языке – языке танца.

Этот день дает возможность еще раз напомнить людям об объединяющей силе и особом значении для общества этого вида искусства. Именно поэтому каждый год всемирно известные танцоры и хореографы пишут "Послание", посвященное Дню Танца, в котором говорят о своем отношении к танцу.   
У духа Танца нет цвета, нет определенной формы или размера, но он являет собой Дух Единения, Силу и Красоту внутри нас. Каждая танцующая душа, молодые, старые люди, люди с ограниченными возможностями создают и претворяют в жизнь идеи, изменяя и развивая Искусство.
Танец – это зеркало, отражающее, как невозможное становится возможным. Чтобы каждый мог прикасаться, слышать, чувствовать и переживать. Звуки нашего сердца и Души есть наш ритм, каждое наше движение раскрывает историю человечества.

Видеоролик




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская работа по теме : "Танцы адыгов"

Автор: Абдокова Фатима Батырбековна

Дата: 16.09.2014

Номер свидетельства: 113678


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства